Том Джонсон был умелым, но недооценённым мастером, который владел титулом чемпиона мира в полулёгком весе в середине 1990-х годов. За четыре года он провёл 12 защит титула чемпиона мира по версии IBF, прежде чем расцветающая суперзвезда Насим Хамед лишил Джонсона его пояса чемпиона.
Джонсон родился в Эвансвилле, штат Индиана 15 июля 1964 года. Его отец был убит, когда его возраст составлял девять месяцев, всвязи с чем его мать одна воспитывала его и девять других детей. Джонсон и его брат-близнец были самыми младшими в семье.
«Я не жил тяжёлой жизнью», - вспоминает Джонсон. «Мама делала всё, что было в её силах и проделала замечательную работу, воспитывая нас. Я вырос в типичном городском квартале, но там все хорошо ладили друг с другом, все заботились друг о друге».
В детстве Джонсон занимался несколькими разными видами спорта, но только в 15 лет, открыв для себя бокс, он нашёл своё призвание.
«Мама сказала: «Тебя выгнали из футбольной команды, тебя выгнали из баскетбольной команды, иди и найди себе занятие, потому что ты не усидишь дома», - вспоминает бывший обладатель титула. «Поэтому я пошел в спортзал, что произошло в понедельник 9 июня 1979 года, и уже в ближайшую пятницу я провёл свой первый любительский бой».
Его тренер привёл команду в другой зал, где бойцы сразились друг с другом. Команда Джонсона выиграла 9:1, однако он стал единственным потерпевшим поражение, в связи с чем другие дети дразнили его. Мальчик усвоил тяжёлый урок, усердно тренировался и через две недели встретился с победившим его ранее соперником. На этот раз Джонсон остановил оппонента.
Джонсон окончил среднюю школу в июне 1982 года и поступил на базовую подготовку к армии вслед за своим братом-близнецом Тимом на базе в Форт Силле, штат Оклахома, где размещалась часть пехотной дивизии. Через некоторое время он понял, что армия не для него, что привело Джонсона к увольнению в 1985 году.
Он знал, что хочет боксировать, и после победы на «Блэк Экспо» в Индиане привлёк внимание легендарного тренера Эммануэля Стюарда, который сказал ему:
«Если хочешь стать профессионалом, приезжай в Детройт».
Джонсон принял предложение Стюарда, но его ожидало грубое пробуждение, которое в дальнейшем помогало ему до конца карьеры. Когда Стюард узнал, что Джонсон не выиграл ни одного национального титула в любителях, он стал скептически относиться к его шансам в профессиональном боксе.
Джонсон стал профессионалом в октябре 1986 года собрав послужной список 140-16 в качестве любителя. «Бум-Бум» регулярно посещал знаменитый Кронк, чтобы сразиться с лучшими бойцами и понаблюдать за ними. Он выиграл свои первые 19 боёв, прежде чем впервые познал горечь поражения.
«Я проиграл свой 20-й бой Гарольду Уоррену, - вспоминает Джонсон. «Я был зол на всех, потому что не знал заранее, что буду боксировать с левшой. Мне сказали, что он лишь время от времени переключается в левшу, но это было не так - он являлся левшой».
Одну победу спустя, Джонсону дали возможность встретиться с крепким Троем Дорси, которого он ранее побеждал. Дорси на момент реванша находился в высоко в рейтингах и Джонсон знал, что успех в поединке улучшит его собственные перспективы. Они свели поединок вничью, но, как и предполагал Джонсон, это помогло продвинуть его карьеру вперёд. В течении следующего года он выиграл пять боёв решениями, чтобы заслужить поединок за титул чемпиона мира против Мануэля Медины.
«Мы столкнулись головами в девятом раунде и я не смог продолжать», - сказал Джонсон, проигравший Медине в ноябре 1991 года техническим решением бой за титул чемпиона в Инглвуде, штат Калифорния. «Я думаю, что именно в этом бою я узнал кое-что новое о боксе, что помогло мне добиться того, чего я добился. У меня была голова на плечах, у меня были все эти нокауты, я всех бил, поэтому я не относился к тренировкам так серьезно, как мог бы и должен был. Я принимал всё как должное. Поражение от Медины вернуло меня в реальность и поменяло моё отношение».
В течение следующих 16 месяцев Джонсон выиграл четыре боя, прежде чем впервые в жизни покинул Америку, чтобы снова встретиться с Мединой, на этот раз во Франции.
«Этот бой был близким», - признаёт Джонсон. «Мой тренер Роберт Митчелл вышел на ринг в конце 10-го раунда и сказал: «Сынок, если ты хочешь выиграть этот бой, ты должен сбить его с ног или нокаутировать. Они не позволят тебе уйти с поясом, если ты не сделаешь одно или другое». Я выслушал его, встал со стула и примерно через минуту в 11-м раунде сбил его с ног прямым ударом правой».
Джонсон победил раздельным решением по итогам 12 раундов. Однако, несмотря на его новый статус чемпиона, американцу не удалось насладиться всеми атрибутами успеха.
«Так оно и было», - объясняет он. «У меня никогда не было родного города, даже когда я начал жить в Детройте. У меня никогда не было домашней базы, не было дома, я всю свою карьеру провёл в дороге. Даже будучи чемпионом, я никогда не мог позволить себе роскошь быть чемпионом своего города. Я был не очень известен. Я никогда не позволял этому влиять на меня в том, чего я хотел достичь. Я всегда думал, что рано или поздно кто-нибудь обратит на меня внимание».
Несмотря на это, Джонсон побывал в ринге и победил многих уважаемых бойцов, включая Орландо Сото (UD 12), Франсиско Сегуру (UD 12), Мануэля Медину (UD 12) и Эвера Белено (TKO 12).
Однако большой бой ускользал от него, до тех пор пока, после нескольких изменений даты, Джонсон встретился с Хамедом в объединительном поединке в феврале 1997 года. Джонсон сделал всё что мог, но был остановлен Хамедом в восьми раундах.
Он продолжил боксировать, несмотря на то, что его время уже ушло и в последующих поединках одержал 7 побед при 7 поражениях.
«Я провёл свою карьеру, не имея никого, от кого мог бы зависеть и обнаружил, что делаю то, что никогда не собирался делать - я продавал своё имя», - говорит Джонсон (51-10-2, 28 нокаутов). «Я дрался, работал, уходил с работы и летел за границу, чтобы драться. Я понял, что истязаю себя и пришло время собирать вещи, чтобы уйти здоровым».
Джонсон, которому сейчас 55 лет женат и живёт в Детройте, у него четверо сыновей и 13 внуков. Он продолжает работать, изготавливая сальники для автомобилей.
Он согласился поговорить о лучших, с кем он сражался в 10 ключевых категориях.
ЛУЧШИЙ ДЖЕБ
Мануэль Медина: Его джеб был длинным и неудобным.
ЛУЧШАЯ ЗАЩИТА
Насим Хамед: Засчёт его движения верхней части корпуса и того, что он являлся левшой. У меня всегда были проблемы с левшами.
САМЫЕ БЫСТРЫЕ РУКИ
Хамед: Они летели под разными углами, необычными углами.
САМЫЕ БЫСТРЫЕ НОГИ
Медина: Мне пришлось сделать несколько корректировок. Вы действительно не могли найти способ добраться до него, потому что он перестраивался по ходу боя, ставя передо вами новые и новые задачи .
УМНЕЙШИЙ
Хамед: Он поймал меня точным ударом в нужный момент. Он был хорош своими трюками, умел оказываться перед тобой фронтально и быть недосягаемым.
СИЛЬНЕЙШИЙ
Эвер Белено: Он являлся высоким и долговязым и имел мощную верхнюю часть корпуса. Трой Дорси тоже являлся физически сильным, но Белено был самым сильным из тех с кем я делил ринг.
ЛУЧШИЙ ПОДБОРОДОК
Трой Дорси: Я никогда не чувствовал себя разрушительным панчером. Большую часть времени я не наносил удары, чтобы нокаутировать соперника, я наносил удары, чтобы утомить соперника. Как только я узнавал, как ставить себя позади этого удара, я мог бить противника по желанию, это то, что я делал. Я никогда не был тем парнем, который постоянно искал нокаут. Нокауты хорошо удавались мне, когда я бил парня ударом, которого он не видел. У Дорси был невероятный подбородок, он был крепким парнем. У него был лучший подбородок, который я регулярно бил.
ЛУЧШИЙ ПАНЧЕР
Белено: У него была мощь, и он опять же являлся левшой. Движение под разными направлениями и нанесение ударов с разных направлений - вот что сделало его мощь намного более эффективной. Он был более разрушительным чем Насим Хамед.
ЛУЧШИЕ НАВЫКИ БОКСА
Медина: Он умел перестраиваться под вас по ходу поединка. Он умел сделать совершенно разные вещи прямо друг за другом и ставить перед вами сложные задачи.
ЛУЧШИЙ В ЦЕЛОМ
Медина: Еще раз, Мануэль Медина. Да, Насим побил его так, как он побил многих парней в разное время. Насим был хорошим бойцом, он был отличным чемпионом, потому что его стиль полностью отличался от того, к чему ты привык. Я сражался с Мединой три раза и три раза мне понадобилось всё что я знал, чтобы понять, как одержать победу.