Он был лучшим британским бойцом, из тех кто так и не завоевал титул чемпиона мира. Херол Грэм слышал это выражение так часто, что оно вполне может вызывать у него тошноту, но, добрый и приятный человек по своей природе, Грэм видит только хорошее этом высказывании.
«Это очень многое значит для меня», говорит Грэм без намека на притворство. «Я не выиграл титул чемпиона мира, но я был очень близок, и меня уважают в этом спорте. В ходе подготовки к бою за титул всегда что-то случалось, будь то проблемы с девушками или проблемы в тренировочном лагере. В конце концов, думаю этому просто не суждено было произойти».
Когда дело доходит до исполнительского мастерства боксёров в защите, некоторые бойцы отличаются просто таки интуитивным чутьём. Вилли Пеп, Пернелл Уитакер и Уилфредо Бенитес являлись признанными мастерами в способности избежать удара, а в последующие годы таким являлся Флойд Мэйвезер-младший.
Ну а в Британии, в восьмидесятые и девяностые годы, боксёром с лучшей защитой являлся Хэрол «Бомбардировщик» Грэм.
Будучи подростком, он пришёл в «Wincobank Gym» в Шеффилде, Англия, но не мог и предположить, что его утонченный стиль ведения боя станет примером для множества британских бойцов, и, хотя он ушел в отставку на почти два десятилетия назад, ему всё еще подражают по сей день.
Принц Насим Хамед, Джонни Нельсон и Джуниор Уиттер были чемпионами мира, многое заимствовавшими у Грэма. Широкая боковая стойка и низкая защита дополнялись молниеносными рефлексами и способностью избегать многократных атак без потери баланса.
«Я очень хорошо это помню», - говорит Грэм. «Когда я пришел, другие дети боксировали как в старину, с высоко поднятыми руками, что было не для меня. Когда я спарринговал, мои руки были низко, и я постоянно двигался, чего никто не мог понять. Они все переглядывались, как будто я был сумасшедшим.
Так или иначе не прошло и двух недель и все они стали копировать этот стиль, а затем появился Наз, который использовал его и начал добавлять свои собственные элементы. Тем не менее, змейка, похожая на сгибание в талии, была тем, что копировали все бойцы и, я думаю, это здорово, что это оказалось настолько популярным».
Грэм завоевал титулы чемпиона Великобритании, Содружества и Европы в 154 и 160 фунтах, но так и не смог выиграть титул чемпиона мира по версии одной из основных санкционирующих организаций бокса. В 1989 году он проиграл раздельным решением находившемуся на пике формы Майку МакКаллуму в поединке за титул чемпиона мира по версии WBA, а год спустя отлично себя показывал в бою с Джулианом Джексоном до тех пор, пока не пропустил нокаутирующий удар в четвёртом раунде.
Правая Джексона заговорила только один раз, лишив Грэма сознания и поставив точку в бою.
Последний бой Грэма состоялся в марте 1998 года против американского панчера Чарльза Брюера и он снова блестяще себя показал. Титул чемпиона мира по версии IBF в суперсреднем весе был на кону, но в возрасте тридцати восьми лет ветеран не смог сохранить достаточно сил на финальные раунды и был остановлен в десятом раунде.
В последующие годы Грэм боролся с депрессией, но выбрался из этого тёмного периода, чтобы наслаждаться замечательной семейной жизнью. Его биография «Бомбардировщик: За смехом» была очень хорошо принята публикой и бывший претендент на звание чемпиона мира был рад избавиться от стереотипного образа крутого парня.
«Я почувствовал облегчение, рассказав о моей депрессии и это заставило многих людей с надеждой смотреть в будущее», - сказал Грэм. «Конечно, я мужчина, но мужчины иногда плачут, не так ли? У мужчин есть проблемы и бойцы могут испытывать депрессию, поэтому были рады, что я коснулся этого вопроса. Моя книга помогла повысить информированность людей о депрессии и её связи с боксом. У бойцов должен быть кто-то, с кем можно поговорить, когда в их карьере тяжёлый период. Порой это нужно, иногда нет, но как только вы впадаете в отчаяние, очень трудно вытащить себя обратно».
Грэму по-прежнему близок бокс и он думает о том, чтобы начать тренировать на полную ставку, но не считает обязательным обучать бойцов навыкам которые демонстрировал сам.
«Мы пытаемся организовать спортзал в районе Лондона», - сказал Грэм. «Я буду тренировать и я думаю, у меня есть что предложить. Я вижу, как тренеры учат бойцов скручивать запястья, когда они бросают удары, но это просто напрасная трата времени, когда важна и нужна скорость. Чем быстрее я наношу удар, тем быстрее бью тебя, верно? Тем не менее, я бы никого не заставлял изучать мой стиль и если они просто хотят научиться основам бокса, то это не проблема для меня до тех пор, пока они выигрывают».
Грэм рассказал о соперниках, которых он встретил во время выдающейся и запоминающейся карьеры.
ЛУЧШИЙ В ЦЕЛОМ: Майк МакКаллум, но я думаю, что победил его. Он пытался диктовать темп и я это видел, поэтому я пытался мешать ему и думаю у меня получалось. Я боксировал, сбивал его своим движением и, хотя он набирал очки, оказывая давление, ничего существенного он не доносил. Судьи оценили его агрессию, но это не была эффективная агрессия. Его называли похититель тел, верно? Посмотрите бой и увидите - он не мог достать мой корпус. Это был большой опыт, и он был отличным бойцом, но он не мог донести те удары, которые хотел. Возможно моя вина в том, что я не наносил достаточно ударов, но я считал, что наработал на решение в свою пользу.
ЛУЧШИЙ БОКСЁР: Сумбу Каламбай в бою за титул чемпиона Европы в среднем весе. Это был очень плотный бой, но он поймал меня большим ударом и я оказался в канатах. Я должен отдать ему должное, это был отличный удар, и это, вероятно, отняло у меня бой, если честно. Он был на самом деле качественным противником, который выиграл и проиграл бой с Майком МакКаллумом после этого.
ЛУЧШИЙ ПАНЧЕР: Лучшим панчером был Джулиан Джексон. Мне даже не нужно думать, когда речь доходит до этого вопроса. Один удар и у меня погас свет и это произошло буквально перед тем, как рефери собирался остановить бой в мою пользу. Когда он был в углу, я совершил ошибку, нанося неожиданный удар, а Джексон ответил мне нокаутирующим ударом. Я оказался в больнице и были некоторые тревожные моменты, потому что я ничего не мог вспомнить о бое. Три или четыре часа спустя память вернулась ко мне. Ну что сказать, это был действительно мощный удар правой. В эту ночь в Британии многие сердца оказались разбиты и особенно моё. Другим чрезвычайно жёстким панчером был Линделл Холмс, которого я победил решением судей в Шеффилде, но никто не превзошёл Джексона.
ЛУЧШАЯ ЗАЩИТА: Может быть, Сумбу Каламбай, но не было никого, кто бы особенно выделялся бы в защите. Даже МакКаллума было нетрудно ударить и, хотя Каламбай был крупным панчером с длинными руками, его всё же можно было поймать ударом. Тем не менее, я не попадал в него так часто, как хотел, поэтому Каламбая можно выделить по этому критерию.
БЫСТРЕЙШИЕ РУКИ: Мои (смеётся). Как правило скорость моих рук была выше, поэтому трудно вспомнить о ком-то, кто доставил мне трудности. Можно сказать, что у Винни Пазиенцы были самые быстрые руки, но он не мог ударить меня. Это было забавно, потому что после нашего боя Пазиенца сказал мне, что я в него не попал. Я сказал ему: «Как насчёт следов на твоем лице, Винни? Твой глаз кровоточит и у тебя разбиты губы, но я тебя не трогал?». Он продолжал утверждать, что я не выиграл бой (смеётся). У него были быстрые руки, потому, что он имел короткие конечности и быстро наносил удары на ближней дистанции, но его боевому стилю было легко противостоять.
Херол Грэм в бою против Винни Пазиенцы. Фото Марка Томпсона / Getty Images Sport
БЫСТРЕЙШИЕ НОГИ: Никто из соперников не мог сравниться со мной. Я тренировал это долго, моя стойка была широкой, я был откинут назад. Если я хотел удержать дистанцию, то делал это, поэтому никто не мог противостоять мне с точки зрения работы ног - никто.
ЛУЧШИЙ ПОДБОРОДОК: Ну, я не могу сказать, что это я, потому что меня нокаутировали (смеётся). Это должно быть Чарльз Брюэр. Я дважды сбивал его с ног, но не смог нокаутировать и в итоге он остановил меня. Мы боксировали в Атлантик-Сити в андеркарте боя Леннокса Льюиса и Шеннона Бриггса.
Херол Грэм против Чарльза Брюера, Фото Джеда Джекобсона / Getty Images
ЛУЧШИЙ ДЖЕБ: Никто не доставил мне проблем джебом. Я ожидал от Майка МакКаллума отличного джеба, но он меня совсем не озадачил. Он был вынужден потрудиться в нашем бою, потому что его бокс со мной не работал.
СИЛЬНЕЙШИЙ: Сандерлайн Уильямс в 1985 году. Я помню его, так как он носил армейские шорты, но ещё больше я помню, что его удары, казалось, пронзили меня насквозь. Я должен был активно двигаться в ту ночь, потому что он очень сильно бил. Хотя я всё равно отдал бы первенство в панчерской мощи Джулиану Джексону. Я должен это сделать, потому что он нокаутировал меня.
УМНЕЙШИЙ: Сумбу Каламбай или Майк МакКаллум. Они оба были умными, техничными и заставляли вас думать, но я сражался с ними обоими до конца.