Британец Генри Уортон в 1990-ые годы продолжительный период времени являлся контендером в суперсреднем весе. Однако, несмотря на три попытки завоевать титул чемпиона мира, он не смог добраться до вершины горы.
Уортон родился в Лидсе, седьмым из 11 детей 23 ноября 1967 года. Его отец что-то увидел в сыне и к 14 годам мальчик начал заниматься боксом.
«Когда меня привели в боксёрский зал, я быстро втянулся. Я и зал оказались будто созданы друг для друга», - вспоминает Уортон. «Я недолго работал в зале, прежде чем впервые выступить на ринге».
Он отличился как любитель, едва не попав на Олимпиаду 1988 года, а затем проиграл в финале национального чемпионата ABA.
«Я объездил весь мир, боксируя за Англию, выигрывал для своей страны медали на международных соревнованиях», - рассказал Уортон, который собрал рекорд 92-11 в любителях. «На предолимпийском турнире я завоевал серебро, проиграв в финале Свену Оттке. Я имел хорошие шансы попасть на Олимпиаду, но, к сожалению, число попавших на турнир средневесов было сокращено. Затем меня дисквалифицировали в финале ABA 1989 года, с чем мне было довольно тяжело справиться».
У Уортона не было недостатка в предложениях при переходе в профессионалы и он подписал контракт с известным британским промоутером Микки Даффом. Он дебютировал в профессионалах, остановив в первом раунде Дина Мюррея в сентябре 1989 года.
Уортон выиграл свои первые 10 боёв, прежде чем победил Рода Карра за вакантный титул Содружества в суперсреднем весе перед фанатами своего родного города в сложном 12-раундовом поединке 27 июня 1991 года. Эта победа дорого ему обошлась.
«Я ударил его, рука прошла через его капу, дойдя до зубов и я сломал кость в правой руке», - вспоминает он. «Кровь текла, но никто не знал, откуда она, потому что у меня под глазом была только небольшая царапина, а у него - небольшое рассечение. Это было похоже на бойню - всюду была кровь. Я помню, как сидел в углу и меня бил озноб», - вспоминает Уортон. «Я был в изнеможении. Я поймал себя на мысли: «Я не смогу встать с этого стула». Каждый раз, вставая, я думал: «Я не могу пройти ещё один раунд». Но я продолжал выходить в ринг, а увидев финишную черту, выложился без остатка, отдал все силы и победил.
На более раннем этапе карьеры я уже переносил перелом руки. Я не хотел проходить через всё это снова, зная, какой эффект это будет иметь, что это приостановит мою карьеру на какое-то время. Я не пошёл в больницу, а отправился домой и неделю мучился от боли, борясь с ней горячей и холодной водой. Оказалось, что у меня сломана пястная кость, разрушена и сломана в двух местах костяшка. Моя рука забавно искривилась».
Уортон продолжил карьеру, но травма негативно сказывалась на его действиях в атаке. В конце концов он поговорил с Даффом, который отправил его к специалисту. Был диагностирован перелом, Уортон посещал физиотерапевта, и вернулся к активности с тремя боями в 1993 году.
Затем Уортон получил бой против обладателя титула WBC в 168 фунтах Найджела Бенна в Earl's Court в Лондоне 26 февраля 1994 года.
«Это был фантастический шанс», - признаётся он. «Я боксировал с высоко поднятыми руками, копируя стиль Майкла Уотсона в том бою, в ходе которого он победил Найджела Бенна, что было не в моём стиле, но я пошёл на это. Найджел Бенн являлся одним из самых страшных панчеров в мире, мы должны были учитывать это, поэтому я держал руки высоко, но не был в точности самим собой. Я выполнял план, но мне следовало делать то, что у меня получается лучше всего, а именно атаковать. Возможно, я запутался в стилях».
Хотя он жаждал реванша с Бенном, его соперником стал заклятый враг британца, с которым Уортон сразился позже в том же году.
«Я был готов к Юбенку», - говорит Уортон, который единогласным решением судей проиграл в этом бою по итогам 12 раундов. «Но стили делают бои и стилистически это был не мой вариант, Юбенк - контрпанчер.
После боя с Бенном, зная, что я не отдал всё, что обычно отдаю, возможно, я слишком старался, что сыграло на руку Юбенку. Он контратаковал, в этом его сила, и он использовал свою силу. Я выложился на 11 из 10, но не нужно забывать, что Крис Юбенк - фантастический боец».
Будучи преисполнен решимости завоевать неуловимый титул чемпиона мира, Уортон впечатляюще выиграл вакантный титул чемпиона Европы в своём следующем выступлении, остановив бывшего обладателя титула WBC Мауро Гальвано (КО 4). Затем он остановил опытного профессионала Сэма Стори (KO 4) и будущего чемпиона WBC Джованни Нардиелло (ТКО 6).
«Благодаря тому, что я победил Нардиелло, я стал [WBC] № 1. Но обладатель титула Шугар Бой Малинга дал Нардиелло шанс», - сетует Уортон. «Когда Нардиелло победил Малингу, я задался вопросом: «Я победил Нардиелло в свой худший вечер, получу ли я ещё один бой с ним?». Но он подрался с Робином Ридом».
После перепасовки поясом WBC, Уортон, который испытывал проблемы с тем, чтобы сделать вес сразился с новым обладателем титула Ридом в Манчестере 3 мая 1997 года.
«После семи или восьми раундов я полностью обессилел», - рассказывает Уортон, который проиграл большинством голосов судей по итогам 12 раундов. «Я всегда находился в хорошей физической форме, но оказался в положении, в котором никогда не был в своей жизни - устал после семи раундов».
Уортон (27-3-1, 20 КО) выиграл два боя, прежде чем уйти в отставку в сентябре 1998 года.
«Я смотрю на это так: «Титул чемпиона мира ускользнул от меня, но я, возможно, никогда бы не добрался до этой позиции или даже близко, если бы не старался так, как старался», - рассуждает Уортон.
Уйдя в отставку, Уортон оставался занят. Он покрыл кровлю, купил рыбный магазин и вложил деньги в недвижимость, но бокс порой способен вернуть вас обратно. Уортон открыл «Henry's Gym» в своём родном городе и работал с профессионалами, в том числе Митчеллом Бартоном и Джорджем Дэйви.
Уортон живёт в Йорке. Он женат и растит восьмерых детей.
Трёхкратный претендент на титул чемпиона мира любезно нашёл время, чтобы поговорить о лучших, с кем он сражался.
ЛУЧШИЙ ДЖЕБ
Крис Юбенк: Он наносил два джеба, он сдваивал его, он почти выбрасывал свой первый удар и наносил второй на шесть-восемь дюймов длиннее, вкладывая в него корпус и двигаясь вперёд. Я обнаружил, что его джеб трудно пройти. В ту ночь он оказался очень точным своим левым джебом.
ЛУЧШАЯ ЗАЩИТА
Найджел Бенн: Он опускался очень низко, ему позволили делать это. Я говорю об этом потому, что меня трижды дисквалифицировали в любителях за то, что я делал что-то очень похожее. В любителях твоя голова не должна опускаться ниже пояса. Мне было действительно сложно поймать Бенна чисто или вообще поймать его. Я не решался атаковать, когда он находился у канатов, потому что удары не попавшие в цель означали, что он возвращался со своими ударами.
ЛУЧШАЯ СКОРОСТЬ РУК
Робин Рид: Его руки были быстрыми. Несколько раз мне казалось, что я вне досягаемости, но он всё же доставал меня. Возможно, моя карьера приближалась к концу. Я видел приближающиеся удары, но не мог от них уйти. Я всегда считал, что он острый боец.
ЛУЧШАЯ РАБОТА НОГ
Сэм Стори: Его умение использовать ринг было просто фантастическим. Я следил за ним задолго до того, как мы сошлись в ринге и всегда восхищался его стилем. Я основательно готовился к бою с ним и пригласил подходящих спарринг-партнёров. Он принёс в ринг опыт и его движение было фантастическим.
УМНЕЙШИЙ
Мауро Гальвано: Я выбираю между Мауро Гальвано и Джованни Нардиелло. Два умных бойца, очень умные, бывшие олимпийцы. Гальвано был крупным, высоким парнем, он несколько раз ловил меня при попытках сблизиться, что было необычным. Он подстраивался под меня, но в итоге я добрался до него.
СИЛЬНЕЙШИЙ
Род Карр: Род Карр, без сомнения, был самым сильным человеком, с которым я когда-либо сражался. Очень сильный и решительный. Даже когда я пытался удержать его, чтобы перевести дыхание, он отталкивал мои руки.
ЛУЧШИЙ ПОДБОРОДОК
Юбенк: Это был близкий бой, в котором никто не знал, кто победит. Я потряс его несколько раз. Я ударил его и знаю, что оказал на него ударами меньшее влияние, чем на всех остальных. Он был подобен камню.
ЛУЧШИЙ ПАНЧЕР
Бенн: Он меня не потряс, но в один из моментов ударил меня правой и я знаю, что никогда не чувствовал такой силы удара. Капа вылетела из моего рта. Бенн заставил меня пошевеливаться.
ЛУЧШИЕ НАВЫКИ
Юбенк: Зрелищность немного брала верх, но я считаю, что его боксёрские навыки были блестящими. Считаю, что он был феноменальным спортсменом. Когда он действительно хотел выступить и отдавался полностью, он был одним из лучших.
ЛУЧШИЙ В ЦЕЛОМ
Юбенк: В ту ночь, когда я дрался с ним, я отдал все свои силы. Я принял много ущерба. Он бил и бил меня, а я бил его в ответ. Я заставил его полностью выложиться. Я вышел из этого боя и не думаю, что остался тем же бойцом… Но я не думаю, что и он остался тем же бойцом, каким был. Это было брутально и мы оба утратили что-то той ночью.