ЧЕМПИОН МИРА В ДВУХ ДИВИЗИОНАХ ЭДЕР ЖОФРЕ И ЕГО ОТЕЦ КИД ЖОФРЕ. PHOTO CREDIT: ESTADÃO
Эдер Жофре широко известен как один из лучших бойцов, которых дала боксу Южная Америка. Миниатюрный бразилец стал первым чемпионом мира в этой сходящей с ума по футболу стране, когда он завоевал титул чемпиона мира в легчайшем весе в ноябре 1960 года. Позднее Жофре укрепил своё наследие, когда выиграл титул чемпиона мира по версии WBC в полулёгком весе в 1973 году.
Родителями Жофре являлись аргентинец и итальянка и его детские годы были довольно тяжёлыми.
«Мое детство прошло в очень бедном районе», - вспоминает Жофре. «Лучшим в детстве являлись игры на улицах - игра в мяч, игра в перчатках - репетиция моей будущей профессии. В то время я мечтал стать капитаном Марвелом и Суперменом».
В те годы бокс не был широко известен в Бразилии. Футбол являлся там национальной идеей.
«Мой отец приехал из Аргентины и он являлся почитателем благородного искусства бокса и даже практиковал его в качестве любителя», - вспоминает Жофре. «Когда он приехал жить в Бразилию, то встретил семью моей мамы, в которой любили бокс, поэтому и у меня возник большой интерес к этому. Так началась одна из династий в мире бокса. Многие мои двоюродные братья, дяди и другие родственники боксировали, бокс стал официальным видом спорта моей семьи».
С таким воспитанием, каким могло стать будущее Жофре? У него была хорошая любительская карьера, кульминацией которой стало участие от Бразилии на Олимпийских играх 1956 года в Мельбурне. К сожалению для Жофре, он проиграл на четвертьфинальной стадии и не вернулся домой с медалью.
«Олимпиада в Мельбурне была отличным опытом и уроком для меня, памятным до конца моей карьеры, - сказал он, - особенно благодаря тому, как я готовился к тренировкам. Перед Играми из-за недостатка спарринг-партнеров в моём весе я тренировался с более крупными боксёрами и получил травму на одной из тренировок. Это повлияло на мою работоспособность. Я был расстроен из-за поражения Клаудио Барриентосу, но в матче-реванше (в профессионалах), я нокаутировал его за восемь раундов».
В начале 1957 года Жофре перешёл в профи. На протяжении следующих четырёх лет он собрал рекорд 29-0-3. В своем 33-м бою он встретился в ринге со старым знакомым Эрнесто Мирандой (в 1957 году двое разошлись двумя ничьимм) и на этот раз «Galo Do Ouro» («Золотой петух») одержал победу единогласным решением по итогам 15 раундов, став претендентом на южноамериканский титул.
К лету 1960 года Жофре встретил Хосе Меделя в элиминаторе за титул чемпиона NBA в 118 фунтах. Это стало его американским дебютом и он одержал победу нокаутом в 10 раунде, укрепив свою репутацию грозного панчера.
Он называет это своим самым большим и сложным боем.
«Медель был очень хорошим техничным боксёром, отличным спортсменом. Честно говоря, если бы не отец в моём углу, эта ночь могла бы сложиться иначе. Советы и поддержка отца стали критически важными для моего успеха».
В то время как Пеле являлся идолом в Бразилии, заслужившим известность во всём мире, Жофре был менее известен, но очень любим у себя на родине. Эти двое остаются друзьями по сей день.
Эдер Жофре и легенда футбола Пеле
Три месяца спустя, Жофре нокаутировал Элоя Санчеса за шесть раундов в бою за титул чемпиона мира, освобожденный Джо Бесерра. После двух защит, его команда уговорила непобеждённого Джонни Колдуэлла отправиться в Сан-Паулу в начале 1962 года, чтобы встретиться с Жофре за его титул чемпиона мира.
Жофре максимально использовал эту возможность и устранил любые сомнения относительно того, кто являлся лучшим бойцом легчайшего веса в мире, остановив ирландца в 10 раундах.
После защиты в Калифорнии он вернулся домой, чтобы провести матч-реванш против Меделя. Добившись успеха, Жофре отправился на задний двор к претендентам, победив досрочно талантливых Кацутоши Аоки в Японии, Джонни Джамито на Филиппинах и Бернардо Карабальо в Колумбии.
В мае 65 года Жофре снова вышел на дорогу, вернувшись в «Страну восходящего солнца», на этот раз, чтобы встретиться с бывшим чемпионом мира в весе «мухи» Файтинг Харадой. Японский претендент получил раздельное решение судей, обоснованность которого Жофре оспаривает по сей день.
«Честно говоря, я выиграл этот бой и уверенно выиграл», - говорит он вызывающе. «Это не мои слова - все, кроме судей, видели, кто победил. Японцы на улицах приветствовали меня как победителя. Такое отношение помогло мне пережить боль от утраты моего титула и первое поражение в рекорде. Я получил серьёзную поддержку со стороны моей семьи и всего бразильского народа. Поначалу бой был сложным, потому что Харада был очень быстр и полон энергии, но он также часто придерживал меня. Из-за разницы в росте я принял от него множество ударов головой. Рефери не обратил на это во внимания и это очень разочаровало меня. Мне нравится вспоминать, с какой симпатией, любовью и дружбой люди в Японии принимали меня. Я очень уважаю японцев».
Соперники встретились через год, снова в Японии. Харада одержал победу, на этот раз единогласным решением судей. Это привело Жофре к решению уйти из профессионального бокса.
«После того, как я проиграл в реванше с Харадой, я потерял желание продолжать сражаться», - сказал он. «Это был очень сложный этап в моей жизни, когда у меня было много сомнений о своём будущем.
Хотя бокс по прежнему оставался в его душе, Жофре отошел от спорта и помог своей тёте, которая владела цирком. Он выступал в цирке и был очень популярен, гастролируя в разных городах Бразилии.
Однако друг Жофре, Ньютон Кампас, являвшийся президентом Федерации кулачных боев Паулисты, Ньютон Кампос, и его отец помогли мотивировать его вернуться в бокс (на этот раз в полулёгком весе) после трёхлетнего отсутствия.
Он выиграл 14 боёв подряд за почти четырёхлетний период, прежде чем смог заманить Хосе Легру, приехавшего в Бразилию, чтобы встретиться с ним лицом к лицу, в мае 1973 года. «Жофриньо» («Lil Jofre») лишил кубинца его титула чемпиона мира по версии WBC в 126 фунтах в близком бою решением большинства судей.
«Стать чемпионом мира в двух весовых категориях в 37 лет стало для меня волшебством», - признаёт он с гордостью. «Это было свидетельством того, что я всё ещё чего-то стою. Я выиграл все 25 боев в полулёгком весе. Первый мой титул чемпиона мира был для Бразилии, второй был для меня».
Позже в том же году Жофре нокаутировал будущего члена Зала славы бокса Висенте Салдивара в четырёх раундах в своей единственной защите титула. В июне 1997 года он был лишен своего титула, но оставался активным, сражаясь еще семь раз и одержав победы во всех боях.
Он ушёл в отставку осенью 1976 года с впечатляющим послужным списком 72-2-4 и 50 нокаутов.
Во время своей завершившейся в Зале славы бокса карьеры (Жофре был введен туда в 1992 году) он сразился со всеми, с кем хотел, за одним исключением.
«В моей карьере у меня никогда не было лёгких боёв. Мой рекорд был создан в боях с отличными бойцами, всегда хорошо ранжированными, бывшими чемпионами мира, континентальными и другими чемпионами», - сказал он, прежде чем пошутить. «В своё время я был рад биться с лучшими. Если бы можно было путешествовать во времени и изменить весовую категорию, кто знает? Может быть я вышел бы против Мухаммеда Али (смеется). Мечтать всегда хорошо».
Жофре, которому сейчас 84 года, был женат на Марии Апарециде 53 года, пока она не скончалась в 2013 году. У него двое детей, Марсель 52 и Андреа 47, и шесть внуков.
После ухода в отставку в 1976 году Жофре вёл активную жизнь.
«Моя книга вышла в 80-х», - сказал он. «Я начал политическую карьеру в 1982 году в Сан-Паулу и оставался в политике до 2000 года. С 2000 года по настоящее время я периодически появлялся в рекламе и участвавал в замечательном проекте, которым стал художественный фильм о моей жизни».
Жофре согласился рассказать о лучших бойцах, с которыми он встретился в ринге.
ЛУЧШИЙ ДЖЕБ
Хосе Легра: Он был высокого роста для весовой категории со своими порядка 174 сантиметрами (5 футов 8 дюймов) и имел длинные руки. Его называли миниатюрным Мухаммедом Али (или «Карманным Кассиусом Клеем»).
ЛУЧШАЯ ЗАЩИТА
Эрнесто Миранда: Я четыре раза сражался против этого аргентинца с превосходной техникой и огромным запасом энергии. У меня были большие сложности с его защитой, поэтому в наших боях я получил две ничьи и две победы.
ЛУЧШИЙ ПОДБОРОДОК
Тони Джумаоас: Несмотря на то, что этот полулегковес имел проблемы с техникой, в бою с ним мне казалось, что я бью камень.
САМЫЕ БЫСТРЫЕ РУКИ
Файтинг Харада: Он обладал высокой скоростью рук, засчёт чего ощутимо потряс меня несколько раз. Это был его самобытный стиль, посредством которого он мешал противнику, когда тот пытался ударить его.
САМЫЕ БЫСТРЫЕ НОГИ
Легра: он двигался по рингу отлично работая ногами, пытаясь использовать свои длинные руки, чтобы навязать противнику бой на своих условиях.
УМНЕЙШИЙ
Харада: Я считаю, что он соображал быстрее других.
СИЛЬНЕЙШИЙ
Дэнни Кид: Он принял много ударов и его стойкость была невероятной. Я сбил его с ног три раза во время боя и победил по очкам.
ЛУЧШИЙ ПАНЧЕР
Хосе Медель: У него, возможно, не было самого мощного удара, но он был точен, обладал техникой и точностью удара. Это делало его очень опасным противником.
ЛУЧШИЕ НАВЫКИ
Висенте Салдивар: Впрочем, у него не оказалось достаточно времени, чтобы продемонстрировать своё мастерство. Мой отец был болен и я должен был попытаться выиграть быстро. У отца был рак, и он был слишком слаб. После матча ему пришлось обратиться за медицинской помощью. Это было убить или умереть и я выжил.
ЛУЧШИЙ В ЦЕЛОМ
Медель: Самый полный боец, с которым я сражался. Он обеспечил мне необходимую подготовку к тому, чтобы стать чемпионом мира в бою против Элоя Санчеса. После того, как я выиграл бой с Меделем в 1960 году, я чувствовал себя непобедимым.