Контендер тяжёлого веса Донован «Бритва» Раддок был серьёзным игроком в гламурном дивизионе бокса конца 1980-х - начала 1990-х годов.
Раддок родился в Сент-Кэтрин на Ямайке, средним из пяти детей 21 декабря 1963 года.
«Жизнь на Ямайке была особенной, там красиво как в раю», - рассказывает Раддок. «Я часто дрался в школе. Я был глвным хулиганом в своём районе».
Его родители хотели лучшего для своих детей. Мать Раддока переехала в Канаду, чтобы жить с сестрой и работать портнихой, а его отец, который был парикмахером и мясником, а также занимался боксом, присматривал за детьми на Карибах. Семья была разделена три года, прежде чем родители накопили достаточно денег, чтобы воссоединиться в 1975 году.
Когда они переехали в Канаду, Раддок посещал Общественную школу Уилкокса, Университетский институт Эмери и среднюю школу Вествью, но ряд проблем привёл к тому, что в 15 лет он обратился к боксу.
«Это было совершенно по-другому, для меня это был культурный шок», - говорит он. «На Ямайке много цветных. Я привёз своё отношение в Канаду и дрался с детьми.
Мой друг сказал: «Донован, почему бы тебе не заняться боксом?». Я был слишком груб с детьми в школе. Я ответил ему: «Отличная идея» и пошёл в бокс».
Хотя у Раддока не было обширной любительской карьеры он выиграл национальный титул в Канаде, «Золотые перчатки» в Канаде и AAU в Америке.
Интересно, что будучи подростком, он победил будущего абсолютного чемпиона мира в тяжёлом весе Леннокса Льюиса на чемпионате Онтарио по боксу среди юниоров в марте 1980 года.
«Я не должен был победить его, но знал, что выиграю», - рассказал Раддок, который одержал победу решением судей со счётом 3:2 в 165 фунтах. «Этому не было уделено много внимания. Это было в любителях и мы были молоды».
Пройдя 17-1 в любителях, Раддок стал профессионалом в марте 1982 года. Он добрался до отметки 9-0-1 в послужном списке, но затем проиграл свой беспроигрышный рекорд Дэвиду Жако, когда бой остановили из-за проблем Раддока с дыханием, которые стали угрозой его карьере.
«У меня был приступ астмы и доктор остановил бой», - объясняет Раддок. «Врач сказал мне, что я больше не могу драться, потому что у меня астма, вызываемая физической нагрузкой. Когда я начинал тренироваться, она появлялась.
Я пытался устроиться на работу водителем грузовика, но через некоторое время узнал, что появилось новое лекарство "Вентолин", которое могло мне помочь. Я возобновил карьеру и начал использовать "Вентолин" перед каждым боем. Это дало мне двухчасовое окно, когда я мог подсчитывать свои удары, чтобы не нанести их слишком много, что могло привести к приступу астмы».
После 10-месячного перерыва Раддок с большим успехом возобновил карьеру. На протяжении следующих нескольких лет он победил бывших чемпионов мира в тяжёлом весе Майка Уивера (SD 10) и Джеймса Смита (KO 7) и стал главным претендентом на титул.
«Когда я дрался с Майком Уивером, я понимал, что не смогу его нокаутировать», - вспоминает Раддок, выигравший тот бой раздельным решением судей по итогам 10 раундов. «В четвёртом раунде он опустил плечо, будто собирался бить в корпус, а затем нанёс левый хук. Я с трудом выстоял, восстановился и выиграл бой».
Раддок должен был сразиться с тогдашним бесспорным чемпионом в тяжёлом весе Майком Тайсоном в ноябре 1989 года, но бой был отменён.
«Я с нетерпением ждал боя с Майком Тайсоном в Эдмонтоне (Канада)», - рассказывает Раддок. «Я тренировался и был в хорошей форме, но Тайсон сказал, что не собирается со мной боксиррвать. Он пошёл драться с Бастером Дугласом в Токио и там врезался в кирпичную стену.
Мне приходилось драться с никому не нужными, самыми опасными бойцами. Если с ними никто не хотел драться, они вызывали меня. Я, как они говорили, был «ближе».
Раддок побеждает бывшего чемпиона мира Майкла Доукса
Раддок эффектно остановил другого бывшего обладателя титула Майкла Доукса (TKO 4). Ему всё ещё не удавалось добиться титульного боя, но в марте 1991 года он встретился с вернувшимся в бокс Тайсоном.
«Это был первый опыт боя с Майком Тайсоном», - вспоминает он. «Когда ты выходишь на ринг с ним, это как попасть в ад и увидеть дьявола (смеётся).
Я знал, что у меня мало шансов. За него был Дон Кинг и рефери (Ричард Стил), там все были за него. Мощь Тайсона запирала тебя у канатов и выбивала из тебя дерьмо. Я понял, что мне необходимо перехитрить его. Каждый раз, когда он подходил ко мне слишком близко, я отступал назад, чтобы не давать ему выцеливать. Я не стоял на одном месте, я двигался по всему рингу.
То, что он сделал, это наступил мне на палец ноги и ударил и это назвали нокдауном. Я помахал Ричарду Стилу, подняв руки, Ричард Стил повернулся ко мне спиной и объявил бой оконченным. Он не хотел видеть, что я машу руками».
Из-за неоднозначного характера остановки боя обе команды согласились на прямой реванш через три месяца.
«Мы не получили ясности в первом бою», - вспоминает Раддок о достижении договорённости на реванш. «Тайсон был сокрушительным, он нокаутировал многих в первом раунде и из-за того что я устоял, люди зауважали меня.
Во втором бою я порвал ему барабанную перепонку, но он всё равно атаковал на меня. Он сломал мне челюсть, но мы всё равно прошли 12 раундов. Мы так многое и не прояснили, из-за чего я думал, что мы сделаем это в третий раз».
Раддок поражает Майка Тайсона мощным ударом в их реванше 1991 года
Несмотря на поражения, Раддок, заработавший за бои против Тайсона крупнейшие гонорары в карьере, укрепил свои позиции в дивизионе. Он вернулся с победами над бывшим обладателем титула WBA в тяжёлом весе Грегом Пейджем (RTD 8) и восходящим контендером Филом Джексоном (KO 4).
Благодаря этим победам Раддок попал в очередь, на бой с соперником детства Ленноксом Льюисом в де-факто элиминаторе WBC. Победитель должен был сразиться за бесспорный титул, который разыгрывали тогдашний чемпион Эвандер Холифилд и Риддик Боу.
«Я решил провести отпуск в Пуэрто-Рико со своей семьёй. Мне позвонили среди отпуска и спросили, хочу ли я драться с Ленноксом Льюисом», - вспоминает Раддок, который был остановлен Льюисом за два раунда. «Я сказал: «Нет». Я не был готов к этому, потому что пытался расслабиться. Брат сказал: «Это бой за 2 миллиона долларов». В то время мы не заработали бы 2 миллиона долларов за бой с кем-либо.
Итак, мы отправились тренироваться. Я был номером один в мире и они хотели получить эту позицию, а путь решили подсластить. Они согласились отвезти меня в Лондон и заплатили мне много денег.
Я знал, что смогу победить Леннокса. Я спарринговал с ним каждую неделю. Я знал, что могу пойти и разобраться с ним, но так не произошло. Есть причины этому, которые я не хочу обсуждать».
После перерыва Раддок вернулся с победой на более низком уровне, прежде чем встретиться с ещё одним топовым соперником Томми Моррисоном в июне 1995 года.
«Я был в отпуске через год после боя с Льюисом», - рассказал Раддок. «Мне пришлось проанализировать этот бой, чтобы увидеть, что пошло не так, потому что я постоянно бил этого парня в зале.
Я ничего не могу отнять у Томми. Он очень силён, его удары очень сильны, он мощно бьёт. Он напомнил мне Тайсона - такой же стиль и мощь, как у Тайсона. Я лишил его баланса апперкотом, но слишком быстро пошёл прикончить его. Я проявил неосторожность и попал под удар. Так оно и есть - он поймал меня хорошим левым хуком».
Раддок победил нескольких менее известных бойцов, прежде чем уйти из бокса в начале 2000-х, хотя возвращался на несколько боёв почти 15 лет спустя.
В наши дни Раддок женат и живёт в Торонто. У него семеро детей и четверо внуков. В свободное от бокса время он изобрёл пресс для мусора.
Бывший боксёр любезно нашёл время, рассказать о лучших, с кем он сталкивался в ринге.
ЛУЧШИЙ ДЖЕБ
Леннокс Льюис: Вариант джеба Льюиса был разрушительным, потому что он был сильным и сохранял дистанцию. Обычно джеб не имеет большой силы, однако в случае с Льюисом его джеб был очень быстрым и мощным.
ЛУЧШАЯ ЗАЩИТА
Майкл Доукс: Несмотря на то, что мы прошли всего четыре раунда, его защита была безупречной. Он был чрезвычайно скользким и финтил весь бой. Он постоянно двигал головой, что мешало приложиться как следует. Очень хорошо уходя от ударов, он отвечал комбинациями.
САМЫЕ БЫСТРЫЕ РУКИ
Доукс: Его руки были быстрыми, а сам он чрезвычайно опытен. У него была молниеносная скорость. В концовке 2-го раунда он оглушил меня своим острым левым хуком и я знал, что должен сохранять хладнокровие, потому что он продолжал атаковать меня. Не зря его прозвище было «Динамит».
ЛУЧШАЯ РАБОТА НОГ
Грег Пейдж: Он вырос на заднем дворе Мухаммеда Али (Луисвилл, Кентукки) и регулярно спарринговал с иконой. Представьте, что вы сражаетесь с молодым Али. Он был исключительно лёгким на ногах и знал, как использовать ринг. Пейдж постоянно двигался, но вместо того, чтобы прыгать, как Доукс, Пейдж скользил. Он отлично справлялся с управлением пространством.
УМНЕЙШИЙ
Майк Уивер: У него была взрывная грубая мощь ударов, но он не пренебрегал защитой. Я помню, что его называли медленно стартовавшим, но думаю, что он просто изучал своего соперника. Когда мы дрались, я чувствовал, как он изучает мои движения и приспосабливается к следующему раунду. Он постоянно думал на три-четыре хода вперед. После того, как он обманул меня своим движением плеча, я решил не позволять ему заманивать меня. Вместо того, чтобы драться и искать нокаут, я решил держать дистанцию, быстро двигаясь на ногах и перебоксируя его.
СИЛЬНЕЙШИЙ
Джеймс «Костолом» Смит: На взвешивании я пытался прочувствовать его силу. Я прислонился к нему и это было похоже на то, как будто я прислонился к стене. Он был чертовски невероятно силен. Он был ужасающим и воплощал в себе то, что значит быть слаггером. "Костолом" пробивал тебя насквозь. Говорю вам, когда он ударил меня, это было похоже на землетрясение. Каждый дюйм моего тела чувствовал эту мощь.
ЛУЧШИЙ ПОДБОРОДОК
Майк Тайсон: Я считаю себя хорошим панчером. Я ударил этого человека вложив всю силу, а он отмахнулся, типа: «Это всё, что у тебя есть?». Его называли «Железным» Майком Тайсоном и это была не шутка. У него был железный подбородок. Я порвал ему барабанную перепонку и его это не остановило.
ЛУЧШИЙ ПАНЧЕР
Тайсон: У Томми Моррисона был очень хороший левый хук, он поймал меня и остановил. Леннокс - сильный панчер. Удар Уивера был единичным ударом, который должен был привести к сокрушительному нокауту. Тайсон бил серией мощных ударов, как пистолет-пулемёт, стремящийся уничтожить вас. Тайсон достоин быть упомянутым.
ЛУЧШИЕ НАВЫКИ
Пейдж: Он был таким хитрым, потому что был выходцем из лагеря Мухаммеда Али. Он был очень скользким. У него были хорошие навыки, он был чемпионом мира. Я запирал его у канатов, а его руки и скорость ног работали в тандеме, чтобы комфортно уклоняться от волны ударов, двигаться и уходить. Пейдж был превосходным бойцом с замечательным апперкотом, который несколько раз поразил меня. Это была тотальная война между нами от начала и до конца. Когда я приземлялся, он поглощал удар и просто продолжал двигать головой, несмотря на ущерб. Он продолжал двигаться, забирая мою энергию, пока я наносил мощные удары. Он обладал отличной выносливостью и огромным сердцем. Это впечатлило меня.
ЛУЧШИЙ В ЦЕЛОМ
Тайсон: Я должен выбрать Тайсона. Он очень хорош в своей работе. Есть разные уровни бокса и Майк Тайсон не был постоянен в этом. Когда он был готов и настроен, победить его было проблемой. Я делил с ним ринг 19 раундов. У Тайсона была хорошая защита - он отлично уклонялся от ударов и двигал головой. Он не давал наносить силовые удары, когда маневрировал на ближней. При этом он оказывал постоянное давление, не давая вам времени ни прийти в себя, ни перевести дыхание. Тайсон также был быстр и обладал невероятной силой для своих размеров. У него были хорошие тайминг и координация, когда он наносил удары со всех сторон. Вы никогда не знали, чего ожидать, а при попаданиях вы чувствовали ущерб. Он сломал мне челюсть во втором раунде нашего второго боя. У него был инстинкт убийцы. Когда он вышел на ринг, вы знали, что у него было желание убить вас, а не причинить вам боль. Когда он сказал: «Если "Бритва" Раддок не умрёт, это не считается», он имел в виду именно это.