Эл Хэймон. Каждый поклонник бокса, который не только в свободное время отсматривает знаковые поединки, но и пытается быть в курсе основных событий в данной «индустрии», по крайней мере от случая к случаю мониторя новости на различных интернет-порталах, наверняка знаком с этим именем и фамилией. Но вот что интересно: если большинству из таких зрителей задать вопрос, кем же является этот человек, мало кто с уверенностью даст однозначный и верный ответ. Промоутер? Менеджер? Или, быть может, и то, и другое? В русскоязычном сегменте интернета можно найти не так уж много статей о загадочном темнокожем джентльмене, которого в интервью после боёв благодарит, наверно, каждый второй современный топ-боксер. Да и среди западных источников, как правило, встречаются либо краткие биографии, либо беспорядочные перечни фактов из жизни. Что ж, попытаемся хотя бы частично собрать разбросанные по всемирной паутине кусочки паззла и соединить их в статью, после прочтения которой читатель не станет задаваться вопросом, почему был выбран именно такой заголовок.
Из музыки в бокс.
Уроженец Кливленда Аллан «Эл» Хэймон появился на свет в 1955 году. Его отец работал священником, а брат Бобби был небезызвестным в то время боксером. Однако ни жизненное призвание отца, ни лавры успешного брата не привлекали юного Эла. Ему хотелось пойти по стопам матери, которая всю сознательную жизнь проработала бухгалтером. Способный юноша с красным дипломом окончил среднюю школу Джона Адамса и поступил в Гарвардский институт. Как это часто бывает, всецело посвящать себя учебе, спокойно дожидаясь окончания курса, молодой Хэймон не хотел. Он начал искать себе хобби и довольно быстро понял, что хочет связать свою жизнь с музыкой. Еще в институте, практически не имея средств, Эл начал заниматься организацией концертов и, быстро добившись неплохих успехов, продолжил развиваться в этом направлении и после окончания ВУЗа.
Активная работа Хэймона в данной сфере продолжалась до середины 90-х годов. Результаты амбициозного продюсера Эла впечатляют: более 500 организованных концертов и контракты с множеством звезд хип-хопа и поп-музыки. Казалось, он посвятит этой работе всю жизнь, как вдруг его неожиданно привлек профессиональный бокс. Этому поспособствовало общение с братом, который по завершению карьеры работал менеджером и часто приглашал Эла на ивенты, где дрались его подопечные. С этого и началось восхождение самого влиятельного человека в современном боксе.
Усидеть на нескольких стульях.
Как известно, помимо непосредственно самих боксеров, ключевыми фигурами в мире профи-бокса являются менеджеры и промоутеры. Первые занимаются делами бойцов, выбивают для них выгодные контракты, ищут им тренеров, спарринг-партнеров, а иногда еще и обеспечивают проживание и медицинскую помощь, если имеется такая необходимость. Проще говоря, делают все для того, чтобы боксер сосредоточился исключительно на тренировках и выступлениях, не касаясь других, не менее важных составляющих успеха. Вторые, в свою очередь, организуют бои. Задача промоутера - договориться с телеканалом о трансляции поединков своих бойцов. Он также ищет ему соперников и занимается его продвижением в медиапространстве. Как правило, пищевая цепь современного профессионального бокса выглядит следующим образом: менеджер находит для боксера промоутера, с которым его подопечный заключает контракт на определенное количество лет или поединков. Промоутер же платит боксеру гонорар. Для этого он либо берет деньги от канала, заинтересованного в трансляции вечеров бокса, либо привлекает сторонних инвесторов, дабы в последствие рассчитывать на эксклюзивное соглашение с телесетями. Часть гонорара боксера (как правило, от 10 до 15 процентов) уходит менеджеру.
И здесь мы подходим к самому интересному. В США существует так называемый «Акт Мухаммеда Али». Суть его заключается в том, что совмещать работу менеджера и промоутера запрещено. Нарушение данного акта ведет к уголовной ответственности. Вплоть до 2015 года Хэймон комфортно чувствовал себя в амплуа менеджера, расширял сферы влияния, подписывал одного топ-бойца за другим, не забывая налаживать контакты с людьми из промоутерского цеха. К примеру, с экс-президентом Golden boy promotions Ричардом Шаффером. При этом слово «менеджер» в отношении Эла практически не употреблялось. Набирающего обороты бизнесмена все чаще стали называть таинственным словом «советник», что, вероятно, помогало создавать определенные юридические лазейки, необходимые для построения большой империи.
И вот, в 2015 году Хэймон основал проект Premier boxing champions. На первый взгляд, РВС является самой, что ни на есть обычной промоутерской компанией. Такой же, как, скажем, Top Rank Боба Арума или Matchroom boxing Эдди Хирна. У нее есть контракт с рядом ведущих американских телеканалов (как кабельных, так и региональных), под ее крылом, казалось бы, выступают боксеры. Но вот, что интересно: де-юре проект Эла - вовсе не промоушен, а, внимание, боксерское телешоу. Его участниками становятся бойцы различных промоутерских компанией. К примеру, Dibella Entertainment широко известного в спортивных кругах промоутера Лу Дибеллы. Выходит, Хэймон делает практически ту же самую работу, что и его прямые конкуренты Арум, Хирн или Оскар Де Ла Хойя, однако по документам не нарушает никаких американских законов.
Таким образом, Эл занимается промоутерской деятельностью, не занимаясь ей, при этом не перестает работать менеджером/советником. Надо ли пояснять, что он первый и единственный в истории, кто пошел на подобные ухищрения?
Кстати, несколько лет назад юристы Top Rank подавали в суд на Хэймона, обвиняя его в нарушении антимонопольного законодательства и того самого «Акта Мухаммеда Али». Закончилась эта история тем, что ничего незаконного в действиях Эла суд не углядел, и стороны разошлись миром.
Оставаться в тени.
Еще одна интересная черта образа Хэймона - он закрыт и не общается с прессой. Если вы зададитесь целью отыскать в интернете интервью Эла, то найдете лишь вырезки из статей 15-20-летней давности. «Я не хочу быть звездой. Я тот, кто работает со звездами», - одна из немногих популярных цитат главы РВС. Согласитесь, довольно необычная позиция, ведь интервью, пламенные речи на пресс-конференциях и громкие заявления в СМИ - неотъемлемая часть работы всех, кто заинтересован в привлечении максимального внимания к боксерским ивентам. Хэймон нашел простое решение - за него «отдуваются» его многочисленные партнеры по бизнесу: Флойд Мейвезер и Леонард Эллерби (основатель и президент промоутерской компании The Money Team соответственно), Ричард Шаффер, Лу Дибелла, Гэри Шоу, а также, разумеется, сами боксеры.
Вместе с тем, Эл практически не появляется на вечерах бокса. Вместо него рядом с его боксерами у ринга постоянно находится Сэм Уотсон и его сыновья. Эти двое не пытаются быть скрытными и охотно идут на контакт со СМИ, однако как юридически формулируются их должности - остается только гадать.
Несколько недель назад в одном из интервью Боб Арум, раздосадованный невозможностью кооперации с РВС, вообще усомнился в существовании Хэймона, порадовав прессу следующим высказыванием:
«А вы вообще знаете, что такое РВС? Люди говорят, что Хэймона не существует. Говорят, что никогда его не видели. Даже Лу Дибелла, якобы его партнер, общается с ним по телефону. А откуда он вообще знает, что он общается именно с ним?»
Политика «протекционизма» и тотального контроля.
Не секрет, что многие фанаты бокса ненавидят Эла Хэймона. Разобраться в причинах подобного отношения несложно - он единственный из крупных игроков на рынке современного бокса, кто не работает с конкурентами. Хирн, Арум и Де Ла Хойя регулярно устраивают совместные вечера бокса и сводят друг с другом своих звезд. Эл, в свою очередь, сосредоточен сугубо на организации «междусобойчиков» среди подопечных. Если боксер Хэймона не является для него особо ценным активом и большой звездой, при появлении интересного предложения он может «отпустить» его в вечер бокса к конкурирующим промоутерским компаниям, но только на время. На особенно важных для РВС и перспективных бойцов это правило не распространяется. Именно поэтому Эррол Спенс не может встретиться на ринге с Теренсом Кроуфордом, Сергей Ковалев и Адонис Стивенсон так и не смогли провести объединительный поединок, а Василий Ломаченко, вероятно, никогда не заполучит в соперники Джервонту Дэвиса.
История знает лишь одно исключение. Речь, разумеется, о «бое века» между Флойдом Мейвезером и Мэнни Пакьяо, для организации которого телеканалы НВО и Showtime впервые с 2002 года организовали совместную трансляцию. Суммарный доход от продаж PPV и билетов данного мероприятия перевалил за полмиллиарда долларов, так что очевидно, почему в этом случае Хэймон отошел от устоявшихся принципов. Да и то, по слухам, не последнюю роль в принятии такого решения сыграло давление на Эла со стороны Showtime и CBS, поскольку поединки Мейвезера в среднем продавали меньше платных трансляций, чем обещал Хэймон, представлявший интересы Флойда.
До сих пор неясно, что является причиной такой политики от Хэймона, ведь примеры успешных предшественников вроде Дона Кинга и Боба Арума показывают, что идти на сотрудничество можно и нужно. Впрочем, кто знает, какова конечная цель Эла? Быть может, рано или поздно в боксе появится закрытый промоушен по примеру коллег из ММА?
«Грязноватые» манипуляции.
Фанаты уже не первый год продолжают дискутировать по поводу того, что заставляет бесчисленное множество подопечных Хэймона сохранять ему лояльность на протяжении всей карьеры. Очевидно, дело не только в высоких гонорарах, которые, заручившись недюжинной помощью влиятельных спонсоров, Эл достает из своей бездонной волшебной шляпы. На одной финансовой поддержке в большом бизнесе далеко не уедешь, не в меньшей степени важно умение сыграть на правильных струнах гордости и самолюбия боксеров и красиво «присесть на уши». Многие посетители англоязычных форумов и журналисты, вероятно, знакомые с ситуацией куда больше, чем мы, находящиеся по ту сторону океана, рассказывают, что в переговорах с темнокожими боксерами Хэймон мастерски приплетает все еще остро стоящую в Штатах тему расизма, убеждая их, что промоутеры-конкуренты являются кем-то вроде белых работорговцев, а он-де, будучи «своим», обещает им сотрудничество, построенное на дружбе и взаимном уважении. Не самый благородный ход, не так ли? Профессиональны бокс на западе все еще остается прибыльной и перспективной отраслью с огромными деньгами и высочайшей конкуренцией. Между людьми, находящимися по ту сторону ринга, разворачивается настоящая война за каждого боксера. А на войне, как известно, все средства хороши.
Помните, как совсем недавно чемпион WBC в тяжелом весе Деонтей Уайлдер, карьеру которого уже десять лет ведет Эл, отказался от контракта Matchroom boxing на несколько поединков, за которые в общей сложности он мог бы получить около 100 миллионов долларов? Давать подробный и обстоятельный ответ своему отказу «Бронзовый бомбардировщик» не стал, лишь сказав, что «не собирается быть чьим-то рабом». Так вот, теперь понимаете, откуда растут ноги у подобных заявлений?
Империи Хэймона неоднократно предрекали крах. То и дело по сети циркулируют слухи о низких телерейтингах ивентов РВС, которые оставляют в ярости инвенсторов Эла и ведут к колоссальным репутационным потерям. Фанаты продолжают настаивать, что его закрытия политика рано или поздно приведет к неминуемому падению зрительского интереса и финансовым убыткам, а новые конкуренты вроде стриминговой платформы DAZN постепенно «оттяпают» у него всех его больших звезд. Тем не менее, реальные расклады выглядят совсем иными. Караван РВС медленно, но верно движется к покорению новых высот.
Дабы у читателя не осталось в этом сомнений, приведем пример нескольких больших побед Хэймона за последние месяцы.
- Между Premier boxing champions и телеканалом Fox заключено эксклюзивное соглашение на несколько лет, которое включает в себя трансляцию 10 вечеров бокса в год и еще 12 - на дочернем канале FS1
- В феврале текущего года Хэймон подписал мексиканского тяжеловеса Энди Руиса, с которым его предыдущие работодатели (Top Rank) не стали продлевать контракт, посчитав Энди бесперспективным. А уже в июне Руис сотворил одну из самых громких сенсаций в истории тяжелого веса, уничтожив чемпиона по версиям WBO/WBA/IBF в тяжелом весе Энтони Джошуа. Теперь все обладатели поясов в хэвивейте находятся под крылом Эла, и объединительный бой за звание абсолютного чемпиона - не более, чем дело времени.
- На протяжении многих лет легендарный филиппинец Мэнни Пакьяо оставался одной из немногих суперзвезд бокса, кто не находился на контракте Хэймона. Его карьеру с самого появления «Пакмена» в Америке вел Боб Арум, но в последние годы между Мэнни и Бобом стали возникать разногласиям, и теперь Пакьяо, наконец, пополнил ряды РВС, не оставив Аруму ни одного генератора больших продаж PPV.
Будучи рядовыми поклонниками бокса, мы можем как угодно относиться к личности Эла Хэймона и высказывать в комментариях самые разные мнения. Однако в одном сомневаться не приходится: значительная часть событий в нашем любимом виде спорта в ближайшие годы будет неразрывно связана с именем этого человека.