Легенда бокса Пернелл Уитакер, скончавшийся 14 июля 2019 года в возрасте 55 лет после того, как был сбит автомобилем в Вирджиния-Бич, являлся великолепным бойцом, возможно, лучшим боксёром защитного плана в истории бокса и уж точно одним из лучших боксёров 1990-х годов.
В любителях в 1984 году Уитакер выиграл золотую олимпийскую медаль, как профессионал, он завоевал шесть титулов чемпиона мира в четырёх весовых категориях, став абсолютным чемпионом мира в лёгком весе, а также завладев поясами чемпиона мира в первом полусреднем, полусреднем и первом среднем весах.
Он прошёл много больших боёв, на протяжении своей выдающейся карьеры профессионального боксёра, продолжавшейся с 1984 по 2001 год. Журналисты ESPN Марк Кригель, Стив Ким и Дэн Рафаэль поделились своими наиболее памятными воспоминаниями, касающимися Уитакера.
Кригель: Не берусь утверждать, что результат боя Хулио Сезар Чавес против Пернелла Уитакера, являлся величайшим ограблением, которое я когда-либо видел, но я никогда не видел ограбления, совершённого на глазах у 65 000 зрителей, как это произошло вечером 10 сентября 1993 года в поединке между Чавесом и Уитакером за титул чемпиона мира по версии WBC в полусреднем весе на Alamodome в Сан-Антонио.
Я помню как Дон Кинг, главный актив которого в лице Майка Тайсона находился в тюрьме, усиленно славил Чавеса и его рекорд в 87-0 и называл Шелли Финкеля «Генри Киссинджером бокса» на предматчевой пресс-конференции.
На самом деле, что касается бокса, ни Киссинджер, ни Меттерних не смогли бы оказаться эффективнее Кинга, который в тот период имел более чем тёплые отношения с WBC.
«Его зовут боль, лучший специалист по почкам в мире, терминатор», - разорялся Кинг. «Пернелл, у тебя есть два шанса победить: плохой и никакого».
«Я предупреждаю, что ему не следует бегать и дурачиться в ринге», - говорил Чавес. «Я собираюсь причинить ему боль».
Уитакер не сказал ничего. Он был одет в костюм Fila и погружён в себя, слушая «Naughty By Nature» на своём Walkman. Накануне боя он ответил журналистам на все вопросы, кроме одного.
«Не буду говорить о Мелдрике», - сказал он.
Речь шла о Мелдрике Тейлоре, друге Уитакера и его товарище по великой олимпийской команде США по боксу 1984 года. Чавес почти уничтожил Тейлора тремя годами ранее. Уитакер присутствовал в рингсайде в ту ночь, когда Тейлор проглотил две пинты своей крови. Уитакер ушел сразу по окончании того боя. Он плакал. Бой против Чавеса, кроме всего прочего, предоставил Уитакеру возможность отомстить.
И я считаю, он сделал это, вчистую перебоксировав Чавеса на протяжении всех 12 раундов. Судьи стали единственными, кто не смог увидеть этого.
Когда всё было кончено, Чавес, который ранее заявлял, что Уитакер практикует «грязный стиль», пожал сопернику руку и признал: «Ты обладаешь большим мужеством».
«Мы проведём много реваншей», - добавил Чавес, доказав тем самым, что он, наконец, стал в этой части достойным учеником Кинга.
Пернелл Уитакер только рассмеялся. Это было всё, что он мог сделать.
Чавес не смог причинить ему боль. Лишь бокс смог.
Пернелл Уитакер наносит апперкот Хулио Сезару Чавесу в Аламодоме в 1993 году. Holly Stein/ALLSPORT
Ким: Пернелл Уитакер - причина, по которой я едва не прекратил смотреть бокс.
Ну, не совсем он, на самом деле в этом больше вины судей Микки Ванна и Франца Марти, которые совершенно необъяснимым образом посчитали, что бой Уитакера против Хулио Сезара Чавеса был равным.
Оба судьи выставили 115-115 (у Джека Вудраффа Уитакер победил 115-113) и это означало, что шедевр, созданный в ринге Уитакером, принёс ему ничью большинством голосов. На мой взгляд это равнозначно тому, чтобы провести полосу аэрозольной краской на полотне Рембрандта. Несмотря на то, что Уитакер сохранил свой титул чемпиона мира по версии WBC в полусреднем весе в ту ночь, он оказался лишён возможности стать первым боксёром, победившим великого «Льва Кулиакана», вышедшего на этот бой с послужным списком 87-0.
Да, Уитакер поставил первое пятно на послужном списке Чавеса, но в официальных отчётах по этому бою навсегда останется информация, что Пернелл не одержал победу. Это не совсем одно и тоже.
В то время Чавеса считали практически непобедимым и, по общему мнению, он должен был переехать Уитакера бульдозером своими неустанным прессингом и ударами с обеих рук. Но вместо этого большую часть ночи ему преподавался урок бокса «Сладким горошком», который был недосягаем и неуловим, как ни один другой боксёр в мире. В тот вечер у Чавеса могло быть три руки, но он всё равно не смог бы достать Уитакера.
Уитакер устроил показательный урок «сладкой науки» в том значении о котором так часто говорят, не понимая истинного смысла. Он бил и не пропускал ударов, находился нос к носу с Чавесом, но оставался недосягаем для него.
Жуткое молчание огромной толпы зрителей в последних раундах поединка позволяло вам понять, как разворачивался этот бой. Уитакер был виртуозен, а Чавес выглядел растерянным. Тем не менее, в самом конце судьи не позволили Уитакеру насладиться его моментом славы.
Когда я услышал это гнилое решение, я сказал те же слова, которые очень часто употреблялись недовольными фанатов бокса конца прошлого века: я никогда больше не буду смотреть этот вид спорта.
Пернелл Уитакер слушает решение судей после боя с Хулио Сезаром Чавесом FOTO BOB DAEMMRICH/AFP/Getty Images
Я знаю, что если получал бы пятицентовик каждый раз, когда слышал эти слова, мог бы сказочно разбогатеть, но правда в том, что это единственный раз, когда я сам произносил эту фразу. Потому что Уитакер был частью особой группы боксёров, которая помогла мне развить любовь к боксу годы моего детства. Учитывая, что Олимпийские игры 1984 года стали первыми летними играми, которые мне довелось увидеть (Джимми Картер вычеркнул Америку из числа участников Олимпийских игр 1980 года в Москве) и они проходили в Лос-Анджелесе, я, безусловно, проявлял особый интерес к этим событиям и, особенно, к боксу, часть поединков которого, проводилась на LA Sports Arena.
Куба и Россия бойкотировали Олимпийские игры 1984 года. Сборная США по боксу доминировала на турнире и молодые люди, такие как Уитакер, Марк Бриланд, Эвандер Холифилд и Мелдрик Тейлор быстро стали очень популярны. Настолько, что несколько месяцев спустя их профессиональный дебют транслировался в прайм-тайм канала ABC.
Являться частью последнего поколения, которое действительно видело серьёзные бои в прямом эфире, означало, что подобные Уитакеру и иже с ним стали важной частью моей жизни как молодого спортивного фаната, выросшего в Калифорнии. У меня определённо появилась серьёзная привязанность к этим парням.
И как Уитакер, я чувствовал, что что-то было украдено у меня в тот вечер 1993 года в Сан-Антонио. Для Уитакера это была заслуженная им победа. Для меня моя вера в спорт.
Но через несколько дней я получил последнее издание Sports Illustrated и увидел, что Уитакера изобразили на обложке с заголовком большими буквами: «Ограбление!». И я вернулся на борт. Пока мир понимал и осознавал, что Уитакер победил Чавеса, я с неохотой, но был готов дать этому спорту ещё один шанс.
У главы Main Events Кэти Дувы, которая являлась промоутером Уитакера на протяжении большей части его карьеры, в рабочем кабинете есть большая копия этого разворота обложки Sports Illustrated размером с плакат. Она говорит, что до сих пор проходя мимо, испытывает эмоции от этого несправедливого решения.
Хотя многие из нас пережили эту ничью и пошли дальше, Уитакер не остался тем же. Конечно, у него всё ещё оставался дух бойца. Но этим вечером, вероятно, был последний раз, когда мы видели его в действительно оптимальной форме.
«Я думаю, что этот бой отразился на нём, когда они назвали это ничьей», - сказал тренер Ронни Шилдс, который находился в углу Уитакера более десяти лет. «Он реально много работал для этого боя, он много работал для каждого боя, но особенно усердно Уитакер тренировался для поединка с Чавесом, потому что он не хотел, чтобы у него украли этот бой. И это именно то, что произошло.
Он был опустошён этой ничьей, потому что чувствовал, что его наследие должно было пополниться победой над Чавесом, которого все признавали одним из лучших бойцов. Он хотел эту победу, потому что это серьёзно продвинуло бы его карьеру вперёд. Его по-настоящему задело то, что ему дали лишь ничью».
Бой с тенью Пернелла Уитакера перед зеркалом в тренировочном лагере США в 1984 году.The Denver Post/Getty Images
Рафаэль: К тому времени, когда я начал работу с боксом в 2000 году, Уитакер был на финише карьеры бойца. Я написал только об одном из его боев - о последнем бое завершившемся досрочным поражением в 2001 году.
Но я являлся давним фанатом Уитакера, потому что, несмотря на то, что мне более нравятся бойцы атакующего плана и прессингёры, нечели просто техничные бойцы, мне нравилось, что Уитакер не бегал. Он стоял перед своим противником, заставляя его промахиваться, последовательно разоружая его своими навыками на пути к победе решением судей.
Моё любимое воспоминание об Уитакере - не одно из таких виртуозных выступлений прошедших полную дистанцию боя. Нет, это был шокирующий и дикий поздний нокаут, принесший ему победу в бою, который он проигрывал.
Я настроился на HBO 24 января 1997 года, чтобы посмотреть, как Уитакер защищает свой титул чемпиона мира в полусреднем весе в Атлантик-Сити, штат Нью-Джерси, против неизвестного тогда кубинского перебежчика Диосбелиса Хуртадо, имевшего рекорд 20-0.
Когда они вошли в 11-й раунд, Уитакер уступал на всех трёх оценочных карточках - 96-91, 94-92 и 93-92, (странные оценки вызванные вычетом баллов) и остро нуждался в чём-то драматичном. Он согласовывал бой на HBO PPV с большим гонораром против Оскара Де Ла Хойи, который планировался на апрель. Ему требовалось победить Уртадо, иначе всё могло сойти на нет.
Я очень хотел увидеть Уитакер-Де Ла Хойя и очень болел за Уитакера, но его шансы на победу нокаутом, а тем более в поздней части боя, казались ничтожными. Он не был панчером и не побеждал досрочно после шестого раунда.
Де Ла Хойя, который сидел рядом с дикторами HBO, смотрел, как его большой бой за титул в полусреднем весе улетучивается, и тут Уитакер крайне жёстко всё изменил.
Уитакер приземлился тяжёлым ударом левой, которая потрясла Уртадо с ног до головы. Уитакер продолжил ещё девятью чистыми ударами левой в голову, что оставило Уртадо без сознания, прежде чем судья Артур Мерканте-младший наконец остановил бой.
Пернелл Уитакер отправляет на канвас Диосбелиса Уртадо в 11-м раунде их боя/The Ring Magazine/Getty Images
Уитакер и Де Ла Хойя отпраздновали этот самый необычный и волнующий поворот событий, который только можно было себе представить.