Донни Лалонде был подлинным «Золотым мальчиком» бокса. Он выиграл титул чемпиона мира в полутяжелом весе в 80-х годах прошлого века и столкнулся с самой большой звездой своего поколения, Шугар Рэем Леонардом, дав ему суровое испытание.
Лалонде родился 12 марта 1960 года в Виктории, Британская Колумбия, Канада, и его детство прошло в неполной семье. У него были далёкие от идеальных отношения с отчимом, который зачастую допускал в его отношении рукоприкладство.
Он получил 9 классов образования и в 15 лет отправился автостопом в Китченер, Онтарио, где сменил несколько рабочих мест не принесших ему серьезного заработка. В 17 лет увидев по телевидению бокс в програме «Большой мир спорта» на ABC он под впечатлением вошел в боксерский зал и с этого момента его жизнь круто переменилась.
«Моя жизнь изменилась, когда я нашел бокс, потому что я нашел цель, сосредоточенность и чувство собственного достоинства», признался Лалонде.
У Лалонде была короткая любительская карьера, завершив которую с рекордом 11-4, он стал профессионалом в 1980 году. Он выиграл первые четыре боя, прежде чем проиграть решением Уилберту Джонсону, но реваншировался, нокаутировав Джонсона в двух раундах, семь месяцев спустя.
В ранние годы промоутером Донни являлся его брат и Лалонде вел скромный образ жизни. В тот период он тренировался и спарринговал с чемпионом в полутяжелом весе Марвином Джонсоном.
Он выиграл титул в Канаде в июле 1983 года, остановив Родди Макдональда, прежде чем выйти на бой против Вилли Эдвардса, прошедший шестью боями позже, за титул NABF в 1985 году. В этом бою Лалонде перед домашними болельщиками проиграл нокаутом в девятом раунде.
Вернувшись 10 победами подряд, в том числе победив стойкого Мустафу Хамшо, Лалонде получил шанс на титульный поединок за вакантный пояс чемпиона WBC в полутяжелом весе. Он воспользовался своим шансом, остановив Эдди Дэвиса в двух раундах в Тринидад и Тобаго.
«Завоевание титула чемпиона мира стало для меня вознаграждением, - сказал Лалонде, - потому что, за прошедшие годы, жертвы, которые я принёс, продолжая боксировать, многочисленные серьезные травмы и потерянные возможности, которые я убрал в сторону чтобы сосредоточиться на боксе, всё это поставило меня в то положение, что, если бы я не достиг свою цель выиграть титул чемпиона мира, то, не заработав боксом денег, я бы чувствовал, что я в каком-то смысле потратил впустую ценные годы и растерял своё здоровье сведя, не обеспечив свою жизнь после завершения карьеры».
Лалонде остановил Лесли Стюарта в пяти раундах, прежде чем ему предложили супербой с легендарным Шугар Рэем Леонардом. Они встретились в ноябре 1988 года как за вновь созданный титул WBC в суперсреднем весе, так и за пояс WBC в полутяжелом весе принадлежавший Лалонде, согласовав контрактные 168 фунтов, в связи с чем оба титула оказались на кону.
«Сам бой стал для меня огромным разочарованием, - сказал Лалонде, - потому что я подготовил себя и свою жизнь к этому большому событию и, по уровню мастерства в первых четырёх раундах показывал, что могу конкурировать с величайшим, по крайней мере, на мой взгляд боксером. Что меня разочаровывало, это конечный результат. После нокдауна в четвертом раунде я перестал придерживаться плана на бой. Вместо того, чтобы настраиваться на нокаутирующий контрудар правой, - подобный тому который отправил Леонарда в нокдаун, благодаря чему у меня имелся бы шанс закончить бой победой нокаутом, я начал ждать, возможности нанести удар наверняка. Я думал: «Это будет легко. Еще один удар, немного чище, и все кончено. Я вышел из плана боя, дал Рэю пространство, чтобы он смог вернуться в бой, что и случилось. Он принял много ущерба, но, если бы я был в этом бою ближе к моему естественному весу, а не изнурил себя сгонкой, возможно ему было бы тяжелее победить. Это было очень разочаровывающе».
Хотя он и был остановлен Леонардом в девятом раунде, Лалонде всё же заработал за бой рекордные в его карьере 6 миллионов долларов.
Он должен был вернуться в следующем июне в бою против Денниса Андриса за освободившийся титул WBC в 175 фунтах, однако решил отойти от спорта.
Почти через три года после поражения Леонарду Лалонде нашел мотивацию и вернулся, выиграв четыре боя нокаутом, заслужив поединок за титул WBA в первом тяжелом весе против Бобби Чеза. Лалонде доблестно сражался, но проиграл единогласным решением.
«У Бобби Чеза был отличный джеб или, по крайней мере, он использовал его, чтобы очень эффективно контролировать наш поединок», - сказал Лалонде об их бое в мае 1992 года. «Я не мог подобрать к нему ключ, а вдобавок в первом раунде я оказался в таком нокдауне, что вплоть до пятого раунда я не понимал, что нахожусь в боксерском ринге. Потом я узнал Бобби, и мыслями, которые пришли мне в голову были: "Вау, это Бобби Чез", - и тут я понял, что нахожусь в ринге, в окружении зрителей и подумал: «Наверное, я дерусь с Бобби Чезом». «Бобби сражался очень умно, боксируя из-за джеба. Я и моя команда были неправы, так как мы считали, что сможем перебоксировать его. Теперь я думаю, что лучшей стратегией было бы войти в ближний бой. Джеб Бобби был очень недооценен».
Лалонде вновь отошел от бокса, на этот раз на четыре с половиной года. Когда он вернулся, то одержал в 7 боях 6 побед при 1 ничьей при невысоком уровне оппозиции после чего встретился с Вирджилом Хиллом летом 2003 года, и проиграл поединок единодушным решением судей.
После этого поражения Лалонде окончательно ушел из бокса с рекордом 41-5-1 (33 нокаута).
Помимо бокса Лалонде пытался найти себя в работе с недвижимостью, но не добился в этом особых успехов. Донни был женат на протяжении 25 лет, воспитав детей - Дилана и Бейли. Он поселился на Мальте и не оставил бокс полностью, работая с молодым боксёром полутяжелого веса Маликом Зинадом и занимался написанием автобиографии.
Лалонде любезно уделил время, чтобы поговорить о лучших, с кем он сражался в 10 ключевых категориях.
ЛУЧШИЙ ДЖЕБ
Вирджил Хилл: У Вирджила Хилла был лучший джеб, чем у любого, с кем я когда-либо сталкивался. У него было врожденное чутьё, когда бросать джеб и как при этом наилучшим образом двигаться. В том бою у меня была очень неприятная травма глаза, полученная при подготовке к поединку. Это была травма, завершившая в конечном итоге мою карьеру, полученная, за неделю до боя, в спарринге. Я был поражен ударом Кингсли Икеке и мой глаз немедленно закрылся и был рассечен по веку. Хуже было то, что боль перешла мне на спину к седалищному нерву в бедре, поэтому я знал, что это плохо, но до начала боя не знал, как это повлияет на меня. Чтобы опухоль во время боя не увеличилась, я не должен был сильно двигать головой. За неделю до боя я не мог достаточно тренироваться. Я говорил жене: «Я вижу отдельно каждым глазом, но вместе они не работают правильно. Это странно. Ну что ж, я подлечусь после боя»... Я понял, что мне предстоит долгая ночь ещё в раздевалке перед боем, когда начал работать на лапах с Фредди Роучем, и не мог точно определить, были ли они на расстоянии фут или ярд от меня. Для определения расстояния мне требовались дополнительные движения. Затем, когда начался бой Вирджил постоянно перемещался. Я видел, как он шел в одну сторону, а затем другую. Я терпел избиение в течение 10 раундов, и этот джеб всегда присутствовал, а я не мог ничего сделать, чтобы избежать этого.
ЛУЧШАЯ ЗАЩИТА
Хилл: У Виржила Хилла были такие длинные ноги и быстрые руки, что это делало его защиту первоклассной. Но опять же, в связи с проблемами восприятия из-за травмы глаза, уменьшились мои возможности, так что на самом деле трудно сказать однозначно.
Рэй Леонард, конечно же, имел крутую защиту и его защита становилась даже лучше, когда он оказывался в тяжелой ситуации. Поразило, что в нашей битве у Рэя, похоже, был радар, из-за которого просто невозможно было донести до него удары.
САМЫЕ БЫСТРЫЕ РУКИ
Хилл: скорость его рук помогала ему заставлять соперников ошибаться.
САМЫЕ БЫСТРЫЕ НОГИ
Хилл: ноги Вирджила сделали его одним из величайших бойцов, которых когда-либо видел наш дивизион. Даже в 39 лет на тот момент когда мы сражались, он демонстрировал отличное движение. Я бы сказал, что второго такого не было в истории нашего дивизиона (первый тяжелый вес).
ЛУЧШИЙ ПОДБОРОДОК
Мустафа Хамшо: Либо Бобби Чез, либо Мустафа Хамшо. Если бы я должен был выбрать одного, я бы назвал Хамшо, потому что я стоял напротив него, когда был моложе, был полностью готов и здоров. Я ударил Хамшо таким количеством чистых правых, прямо в подбородок и голову, и это заставило его отклониться назад, но ни один удар не отправил его на канвас.
УМНЕЙШИЙ
Шугар Рэй Леонард: Рэй Леонард обладал лучшей смекалкой в ринге, особенно когда у него возникали проблемы, что убеждает меня, подсознательно в том , что у него было великолепное мышление в ринге на клеточном уровне, из-за присущей ему мудрости, а также опыта, который он сохранил на подсознательном уровне. Одно дело иметь знания и применять их, когда ты в порядке и ясно мыслишь. Он же продолжал мыслить, когда мы сражались, даже в тех случаях когда был потрясен. Но, когда ему было больно, это было похоже на то, что у него появлялся радар. Он знал, как использовать ринг, и отбиваться от ударов лучше всех, с кем я когда-либо сражался. Я хочу матч реванш! (Смеется)
СИЛЬНЕЙШИЙ
Бобби Чез: Возможно, Бобби Чез. Бобби пришлось согнаться с веса в более чем 200 фунтов, чтобы сделать вес для нашего боя. Я до сих пор не могу понять, как боец мог подняться от 160 фунтов до более чем 200 и потом снова гонять вес. У него был очень низкий процент жировых отложений. Я понятия не имею, как человек в возрасте более 25 лет, ближе к 30, может сделать вес и сохранить естественный процент жировых отложений. Он может быть был способен на это, но мне это не кажется полностью чистым. Стероиды? Возможно, они также, придают сил. Мне казалось, что в нашем бою с Чезом он был ненормально сильным.
ЛУЧШИЙ ПАНЧЕР
Родди Макдональд: Лучшим панчером, с которым я столкнулся, являлся Родди Макдональд, с которым я боксировал за титул в Канаде. Родди медленно двигался, а я очень уважительно относился к его мощи. Однажды примерно в середине боя, он чисто попал мне по лицу. Уменя появилось ощущение, что одна сторона моей головы вибрировала минуту, при том, что другая оставалась полностью неподвижной. Я никогда не испытывал таких ощущений ни до, ни после. Родди бил, как будто у него в перчатках были молоты.
Отдельного упоминания также заслуживает эффект от удара, в результате которого я оказался в нокдауне в первом раунде боя против Чеза. Я до сих пор, не помню чётко последующие четыре раунда после этого нокдауна.
ЛУЧШИЕ НАВЫКИ:
Леонард: Лучшими навыками обладал Шугар Рэй. Универсальность навыков и мастерства Рэя позволила ему выиграть бой между нами, при тех проблемах, с которыми он столкнулся, когда был потрясен, и ясности его мышления был нанесён вред. Ему пришлось очень глубоко покопаться в багаже разнообразных инструментов-навыков, чтобы выйти победителем нашего боя.
ЛУЧШИЙ В ЦЕЛОМ
Леонард: Лучшими в целом были Вирджил Хилл и Шугар Рэй. У обоих было много навыков, на высочайшем уровне. Трудно определить «самого лучшего». Я бы сказал, Шугар Рэй.
Опять же, я должен упомянуть, о поврежденном глазе в битве с Хиллом, и истощеннии в бою против Леонарда, вследствие сгонки веса. Было бы интересно сразиться с одним или с обоими этими парнями в более здоровом состоянии.