Вы уверены, что этот парень человек? Джонни Сакстон наблюдает за осмотром Кида Гавилана в 1954. AP Photo/Sam Myers
Куба - страна, которая год за годом дарит профессиональному боксу замечательных техничных бойцов, от каждого из которых ждут выдающихся достижений и ярких побед, подобных тем, каких добился к примеру чемпион мира в лёгком весе Хоэль Касамайор.
Однако, как не смог Касамайор, так вряд ли новые кубинские дарования смогут затенить достижения и заслужить в мире бокса уважение, подобное тому, какого добился Кид Гавилан, который считается, если не лучшим профессиональным бойцом, какого даровала миру бокса Куба, - то, вероятно, может быть назван вторым вслед за великим полусредневесом Хосе Наполесом.
Гавилан, родившийся под именем Херардо Гонсалес в Камагуэе (третьем по величине городе Кубы) в январе 1926 года с 1951 по 1954 год являлся чемпионом мира в полусреднем весе и провёл семь защит титула против высококлассных претендентов Билли Грэма, Джила Тёрнера, Чака Дэйви, Кармена Базилио и Джонни Браттона.
С 1951 по 1954, Гавилан провёл семь зазит своего титула в полусреднем весе. AP Photo/Matty Zimmerman
Он был одним из самых популярных бойцов своей эпохи (по телевидению транслировались целые 34 его боя) и не из-за его неординарных атак, или его, казалось бы, бездонного колодца выносливости или подбородка, который не давал повода в себе сомневаться (Гавилан потерпел лишь одно поражение нокаутом за 15-летнюю карьеру из 143 боев).
Во многом это было связано с тем, что в совокупности его выступления в ринге сочетали в себе истинную суровость настоящего бойца, дерущегося за приз со свободолюбием циркового артиста.
Гавилан бил боло-панч до того, как Мухаммед Али или Рэй Леонард даже услышали этот термин. (Сам боец утверждал, что довёл удар до совершенства рубя сахарный тростник на полях Кубы, но это, вероятно, маркетинговый трёп).
Гавилан вгрызался в защиту соперника и отпрыгивал. Он отступал и нападал вновь. Он был кошмаром для противников, но для фанатов и журналистов он не был похож на какого-либо другого бойца и это делало его чем-то особенным.
«Гавилан яростно бросался в атаку, почти как обезумевший берсерк, - писал в 1954 году Артур Дейли из New York Times. - Затем он откатывался и, быстро взглянув на часы, рассчитывал время своего заключительного спринта незадолго до конца каждого раунда в надежде убедить судей, что он вёл такую же драку в течение всех трёх минут. Даже не самым легковерным из них иногда бывало трудно игнорировать психологическое зерно, которое он сеял подобным образом, особенно в близких раундах».
Гавилан начал заниматься боксом как любитель примерно в 12 лет. После того, как он и его семья переехали в Гавану, его обнаружил менеджер Фернандо Балидо, который дал ему имя Кид Гавилан в честь кафе, принадлежавшего Балидо. Он стал профессионалом в 1943 году, в возрасте 16 лет, после 60 любительских боев.
Четыре года спустя он вошёл в топ контендеров полусреднего веса.
Восхождение Гавилана на вершину не было гладким - он проиграл чемпиону мира в лёгком весе Айку Уильямсу (позже Гавилан дважды реваншировался), а также Шугар Рэю Робинсону в 10-раундовом поединке. При этом он победил Томми Белла и множество других хороших бойцов, прежде чем бросить вызов Робинсону в поединке за титул. Он создал Робинсону проблемы в восьмом раунде, но поблёк во второй половине боя и проиграл со счётом по раундам 12-3 и 9-6 (дважды). Но никто не скажет, что он спасовал перед лицом лучшего полусредневеса в истории бокса.
Когда Робинсон перешёл в средний вес, Гавилан и Браттон встретились за вакантный титул в полусреднем весе в Мэдисон Сквер Гарден. Гавилан победил со счётом 8-5-2 и 11-4 (дважды), тем самым открыв одно из самых зрелищных и ярких обладаний титулом эпохи.
В 1952 году «Кубинский ястреб» (или «Малыш», в зависимости от того какое прозвище вы предпочитаете) защитил титул против Бобби Дайкса в первом расово-смешанном поединке во Флориде. Более 17000 фанатов заполнили стадион «Майами», чтобы стать свидетелями того, как Гавилан победил близким решением.
Пять месяцев спустя Гавилан за 13 раундов остановил ранее непобеждённого Тернера на муниципальном стадионе Филадельфии перед 39 025 зрителями. В феврале следующего года на стадионе Чикаго Гавилан, к тому моменту ставший одним из самых популярных бойцов, остановил Дэйви в 10-м раунде.
Победа Гавилана над Билли Грэмом (справа) в 1951 году вспоминается как одно из худших решений той эпохи. AP Photo
Однако не все победы Гавилана были бесспорны. Победа Гавилана решением судей над Базилио считалась спорной в то время, хотя бой состоялся в Сиракузах, штат Нью-Йорк на заднем дворе Базилио. Победу Гавилана решением над Билли Грэмом в 1951 году вспоминают как одно из худших решений той эпохи, результат боя породил слухи о том, что Гавиланом управляла мафия, влияние которой в ту эпоху было явным.
Тем не менее, после защиты титула в бою против Браттона, Гавилан, вычистив дивизион, поднялся в весе, чтобы бросить вызов королю среднего веса Бобо Олсону на стадионе Чикаго. Его предполагаемые связи с мафией ему не помогли - Олсон выиграл 147-141, 147-139 и 144-144.
«Гавилан показал себя в ринге хорошо, но трудяга Олсон, провёл бой против него идеально», - сообщалось в The Times, - и Гавилан вернулся в полусредний вес, чтобы защитить свой титул против Джонни Сакстона в Филадельфии».
Менеджером Сакстона являлся известный гангстер Блинки Палермо, и перед поединком ходили слухи, что Гавилану для победы понадобится нокаут.
Это оказалось правдой: хотя 20 из 22 журналистов у ринга считали, что Гавилан сделал достаточно для победы, решение и титул достались Сакстону.
После поражения Гавилан рыдал в раздевалке, говоря прессе: «Я не требую ничего, чего не заслуживаю, но я выиграл как минимум девять раундов».
Гавилан больше не дрался за титул и проиграл 15 из своих последних 26 боев, завершив карьеру с рекордом 107-30-6 (28 нокаутов). Он ушёл в отставку в 1958 году после того, как проиграл бойцу выступавшему под именем Яма Багама в Майами-Бич решением судей в 10 раундах.
Как и у большинства бойцов, вне ринга дела у Гавилана пошли плохо. Он вернулся на Кубу и прожил там около 10 лет прежде чем переехать во Флориду в 1968 году. К 1980-м годам он зарабатывал продажей сосисок в Майами.
Гавилан был введён в Международный зал славы бокса в 1990 году и умер от сердечной недостаточности в феврале 2003 года в возрасте 77 лет, проведя последние восемь лет своей жизни в учреждении для престарелых в Хайалиа, штат Флорида. Он был похоронен как нищий на кладбище Богоматери Милосердия в Майами, но на этом история не заканчивается.
В 2005 году Ассоциация ветеранов The Ring 8 и группа, в которую входили Рэй Манчини, Майк Тайсон, Роберто Дюран, Леон Спинкс, Бадди МакГирт, Эмиль Гриффит и Анджело Данди, заплатили за эксгумацию тела Гавилана и перемещение его останков на другой участок кладбища, а также за мемориальный надгробный камень, воздвигнутый в честь его вклада в бокс.
«Никто не понимает, что это был один из величайших бойцов в истории бокса», - сказал тогда Манчини. «Кид и другие бойцы его эпохи не заработали больших денег, но они проложили путь таким парням, как я».