Проблема с идолами и кумирами заключается в том, что они имеют тенденцию приводить некоторых людей в бешенство настолько, что становится рефлексом пытаться их каким-то образом очернить. Если кто-то берёт на себя смелость утверждать, что человек настолько близок к совершенству, насколько это возможно, кто-нибудь другой непременно появится с какой-то негативной историей. В боксе мало общепризнанных образцов совершенства и честности.
Для многих людей, следивших за боксом в течение многих лет и многих скандалов сопровождавших этот спорт, модель честности являет собой Эдди Фатч - человек, который тренировал на высшем уровне в течение десятилетий и которого восхваляли при его жизни и с уважением вспоминают после смерти.
Боец Донован Смилли однажды сказал, что бокс - это грязное дело, поскольку боец используется промоутером во многом также, как сутенёр использует проститутку. Это казалось слишком мрачным высказыванием, поэтому, чтобы внести долю оптимизма, он также сказал, что самые чистые отношения в боксе заключаются в отношениях между боксёром и тренером. Боксёры могут потерять промоутера и функционировать, но потеря долгосрочных отношений тренера и боксёра часто может стать крайне болезненной. Когда всё налажено правильно, связь между боксёром и тренером может быть похожа на отношения отца и сына. Чувство боли и потери также может быть улицей с двусторонним движением. На одну из статей о Риддике Боу, в которой сетовалось на впустую потерянные им годы в боксе, оставила комментарий Ева Фатч, сообщившая, что Риддик разбил сердце её мужа.
Отношения между Боу и Эдди всегда казались идеальными, а прозвище, которое Боу дал Эдди, «Папа Смурф» многое говорит о восприятии бойцом самого Фатча, как мудрого отца-наставника. Ева Фатч любезно ответила на вопросы о Боу и согласилась поделиться своими мыслями об Эдди и некоторыми бесценными воспоминаниями.
Как и во многих великих путешествиях, путь к величию Эдди Фатча, во многом был, проложен случайностью. Эдди являлся одарённым любителем, выигравшим престижный турнир «Золотые перчатки» - в лёгком весе в 1933 году. Шумы в сердце помешали Эдди применить свои навыки в профессионалах. Здесь Ева начинает свой рассказ:
«Эдди не сожалел о шумах в сердце. Лишь первое время он был опустошён, когда доктор Бой сообщил ему эту новость. Поэтому он не мог перейти в профессионалы. Тем не менее, он сражался как любитель на протяжении четырёх лет и стал чемпионом «Золотых перчаток» в 1933 году (лёгкий вес), что было хорошим достижением, учитывая большую конкуренцию в то время (В то время в Америке было только два основных вида спорта: бейсбол и бокс и бокс находился в большем почёте)».
Эдди стал связующим звеном, со славными временами и эпохами бокса прошлого. Большинство людей знают, что Эдди обучал ряд великих бойцов, но он и сам проводил время в спортзале с такими, как Джо Луис (Луис спаррингуя с Фатчем говорил: «Если я могу ударить тебя, я знаю, что я в форме») и Холман Уильямс. Возможно, это отчасти придало Эдди авторитет, благодаря которому бойцы оказывали ему максимальное уважение. Он даже выбросил некого Уолтера Смита (все знают его как Рэя Робинсона) из своего спортзала, из-за того, что молодой человек не относился к нему с должным уважением. Позже в своей карьере Эдди ушёл от таких бойцов, как Майк МакКаллум и Марлон Старлинг, что вынудило их просить Фатча вернуться:
«Эдди работал с великими бойцами, и его уважали. Его назввали Эдди «Папа» Фатч, потому что он был женат и имел детей, ещё в свои молодые годы, а также из-за отцовской опеки которую он проявлял при работе с бойцами. Когда он был тренером, его уважали, но, потребовалось много лет, чтобы люди по-настоящему оценили его дар».
Спустя многие десятилетия после того, как он начал тренерскую деятельность имя Фатча находит отклик в боксёрском мире. Он ушёл из жизни, но слава его всё ещё сияет так ярко, и с таким количеством тепла которого достаточно, чтобы человек на луне улыбнулся. Однажды он заявил, что «последние шесть десятилетий моей страстью было помогать другим молодым людям делать что-то для себя». Так что же пробудило эту страсть в Эдди?
«Он был мотивирован и хотел помочь молодым людям добиться успеха. Это я знаю наверняка и многое из этого проистекает из его собственных страданий жизни в обществе сегрегации».
Как говорил Фатч: «Бокс помог мне создать себе жизнь вне гетто». Так было ли у Эдди место в жизни для других занятий помимо бокса?
«Да, он получал удовольствие тренируя бойцов, но он также получал наслаждение от музыки, искусства и особенно поэзии. Он знал большинство великих джазовых музыкантов лично, так как они обычно находились в одном месте во время сегрегации».
Первый чемпион появился у Фатча в 1959 году, когда Дон Джордан выиграл титул чемпиона мира в полусреднем весе, решением судей у Вирджила Аткинса. Далее последовала непрерывная череда успешных бойцов, среди которых были такие звёзды, как Джо Фрейзер, Кен Нортон, Риддик Боу, Вирджил Хилл, Боб Фостер, Ларри Холмс, Марлон Старлинг и Майкл Спинкс, а также многие другие. Наличие такого количества отличных бойцов, подготовленных одним человеком, является серьёзным достижением.
В углу Эдди являлся тренером тренеров, и все, кто сталкивался с ним, с восхищением говорили об опыте общения, так как тренер Эдди был стратегом, придумавшим много выигрышных стратегий для своих парней.
«С точки зрения стратегии его любимцами были Фрейзер и Нортон. Но у него была обширная карьера, и он многое пережил с Доном Джорданом (его первым чемпионом) в 1958 году. Майк МакКаллум, Майкл Спинкс и Ларри Холмс добились успеха вследствие применения стратегии разработанной Фатчем в критические моменты их карьеры. Возвращаясь к Фрейзеру и Нортону, относясь с большим уважением к покойному Янку Дарему, Эдди не говорил публично о том, как много он значил для карьеры Джо. Он начал заниматься матчмекингом в интересах Джо в 1966 году, и после того, как Джо был сбит с ног Бонавеной, он разработал для Фрейзера его фирменный стиль защиты от ударов. Хотя Джо был любимым бойцом и человеком Эдди, возможно он в большей степени гордился победой Нортона над Али (он чувствовал, что Нортон выиграл у Али все три боя), из-за того насколько Нортон был андердогом в этих поединках».
Многие более современные поклонники бокса помнят, что именно Эдди стоит за тем, что Рой Джонс-младший лишился своего «0» в графе поражений, когда оказался в ринге с Монтеллом Гриффином. Монтелл победил Джеймса Тони, но столкнулся с находившемся в пике возможностей Роем Джонсом - монстром рейтинга лучших бойцов с непревзойдёнными навыками. Гриффин реализуя разработанные Фатчем стратегию и план на бой вывел Джонса из себя до такой степени что Джонс ударил соперника, когда Монтелл находился на канвасе:
«Бой Роя Джонса против Монтелла Гриффина состоялся в день годовщины нашей свадьбы! (21.03.1997). Было много драмы до боя. Эдди чувствовал, в Рое Джонсе неуверенность и сказал Монтеллу много обманывать, чтобы застать Джонса врасплох. Кроме того, Гриффин должен был давить вперед и прижимать Джонса к канатам. Ну и вы видели результат. Очень плохо, что менеджмент Монтелла вывел Эдди из игры ко второму бою, потому что у Эдди была другая стратегия, которая, я думаю, прекрасно бы сработала!».
Некоторые могут считать маловероятным, что Эдди смог бы привести Монтелла к победе над Джонсом в реванше, но здесь не нужно забывать, что Фатч дважды стал автором поражений самого Али. По крайней мере справедливо предположить, что с Фатчем в его углу Монтелл не пошел бы под бомбардировку от Джонса, из-за которой Гриффин проиграл реванш в первом же раунде.
В продолжение темы «Эдди против Али», Еве был задан вопрос, который Эдди, должно быть, задавали каждый день до конца его жизни - о том, насколько трудно было остановить третий бой Фрейзера и Али в Маниле.
«Эдди находился в рингсайде семь раз, видя смерть боксёров, так что для него бокс был буквально гранью между жизнью и смертью. Он мучился из-за этой остановки боя в течении нескольких лет, и это испортило его отношения с Фрейзером, но к концу его жизни у него не было никакого сожаления. Кстати Джо простил Эдди в конце концов. К концу этого боя Эдди сказал Джо, что никто не забудет, что он сделал в тот день».
Остановка боя в Маниле не нуждается в оправданиях, Фрейзер опух и ослеп, он убивал себя, подвергая риску жизнь и здоровье из-за своего мужества. Позже Фатч признался, что мысль о том, что Джо не сможет оказаться рядом со своими детьми, побудила его остановить бой. Это было очень трудное решение, у Эдди не было доступа к карточкам судей, он не знал, что Али далеко впереди, отчего решение прекратить бой, должно быть, было ещё более мужественным шагом. Просмотр записи боя свидетельствует, что это был правильный шаг, так как Фрейзер почти без чувств упал на стул в углу, когда бой был остановлен. Эдди отказывался выделить любимого бойца среди своих подопечных, но было понятно, что после той ночи в Маниле Джо Фрейзер занимал особое место в сердце Эдди.
«Эдди не хотел иметь любимчиков, чувствуя, что это несправедливо по отношению ко всем другим великим бойцам, но ближе к концу своей жизни он сказал: «Каждому тренеру и менеджеру нужен такой боец, как Джо Фрейзер, хотя бы раз в карьере».
Одним из бойцов, к которому Эдди был по особенному привязан, являлся гигант Риддик Боу. Боу мог бы стать великим, возможно, величайшим тяжеловесом. Крупный, мобильный, жёсткий панчер Боу был невероятным образцом бойца. После того, как он победил Эвандера Холифилда, люди предсказывали долгое правление «Большого папочки», но этого не произошло: две защиты против Майкла Доукса и Джесси Фергюсона привели Боу к реваншу с Холифилдом который Боу проиграл. Впоследствии он показывал лишь отблески былого Боу. Голота дважды терял победу в боях с ним из-за низких ударов, а сам Боу своими выступлениями вызывал серьёзное беспокойство Фатча.
«Сказать, что Эдди был расстроен из-за Риддика Боу, это не сказать ничего. Боу разбил его сердце. Эдди полагал, что Рок Ньюман сорвал карьеру Боу, использовав его в своих политических целях, вытащив его из спортзала в долгие поездки к Папе и Манделе. Боу потерял огонь и никогда не был прежним. Это был устойчивый спуск с холма. В 1994 году Эдди прилетел в Вашингтон, чтобы предупредить Ньюмана обо всем этом, но безрезультатно».
Забавно и иронично, но когда Боу встретился с Нельсоном Манделой, первым вопросом, который задал Боу этот государственный деятель было: «Где Эдди Фатч?».
«Эдди пережил много трудностей за годы карьеры со своими бойцами и окружающими их людьми, поэтому он очень сочувствовал другим тренерам и проблемам, через которые они прошли».
Вероятно, одним из самых больших достижений Фатча, стали его ученики, которые продолжали его методы и подходы. Одним из них являлся Фредди Роуч.
«Да, я горжусь и рада видеть, что Фредди Роуч придерживается принципов Эдди. Он тот, кто действительно воплощает учение Эдди. Иногда это немного пугает, когда я вижу Фредди в углу. Он передаёт дух Эдди!».
Ева также уверена, что наследие Фатча не ограничивается сказанным.
«Наследие Эдди Фатча - это трудолюбие, страсть и честность. Память о нём живёт в моём сердце и сердцах многих других людей, чьей жизни он коснулся. «Эдди был любим в боксе, и многие люди называют его величайшим тренером. Я думаю, что это неприятно для всех других тренеров прошлого и настоящего. Тем не менее, когда в 1997 году журналу «Ring» исполнилось 75 лет, они наградили именно Эдди своим поясом. Некоторые называли его «Тренером века». Это очень уместно, если вспомнить всю жизнь Фатча. Как сказал Анджело Данди в период смерти Эдди: «Он был на своём собственном уровне».
Будет ли когда-нибудь подобный Эдди Фатчу:
«Нет. Никогда не будет никого, похожего на него!».
Даже когда он вышел в отставку, Эдди не оставался вне бокса. Он, часто в шутку жаловался, что его телефон срывается с крючка, когда приближались большие бои.
«Эдди перестал тренировать 1.12.1998, но думаю, это была не пенсия. Так много людей обращались к нему за советом, интервью и т.п. Мы ходили на бои и другие мероприятия и на самом деле не чувствовали, что жизнь отличается от прежней».
Испытывал ли Фатч сожаления о том, что когда-то занялся боксом?
«Он жалел о том факте, что не смог стать врачом, что было его мечтой. Он был расстроен, когда говорил об этом, но я отвечала, что он и так исцелил много жизней и помог многим людям».
Решение Фатча посвятить себя спорту безусловно пошло на пользу боксу. Независимо от критики людей, бокс остаётся спортом, который дал нам великих людей и выдающиеся личности, среди которых и великий Эдди Фатч.
«В памяти знакомых с ним много чудесных историй и воспоминаний об Эдди. Он ушел, но не забыт, и с благодарностью вспоминается теми, чей жизни он коснулся и украсил своим присутствием».