Спустя почти два месяца после того, как мир спорта оплакал «Чёрную мамбу» НБА Коби Брайанта, мир бокса сделал то же самое для Роджера Мэйвезера, который гордо носил прозвище «Чёрная мамба» поколением раньше. 17 марта 2020 года бывший чемаион мира в 130 и 140 фунтах, дядя и тренер Флойда Мэйвезера-младший, а также брат Джеффа и Флойда-ствршего скончался после продолжительной борьбы с диабетом. Ему было всего 58 лет, но, из-за долгих лет борьбы с болезнью, в период предшествовавший смерти, его тело было телом гораздо более пожилого человека.
«Он не очень хорошо себя чувствовал на протяжении последних нескольких лет», - сказал чемпион мира в двух дивизионах и подопечный Мэйвезера Джесси Варгас Дэну Рафаэлю из ESPN за несколько недель до смерти. «Я считаю, что это началось ещё в 2010-2011 годах. Именно тогда стало очевидным, что здоровье Мэйвезера становится всё хуже и хуже. Ему было тяжело справляться с этим. С годами его состояние ухудшалось и ухудшалось. В последний раз, я его видел, примерно шесть месяцев назад. Из-за своей болезни он не часто посещал зал».
Поминальная служба по Мэйвезеру транслировалась на разных платформах и я провел несколько минут, молча отдавая дань уважения (прим. - автор статьи журналист Ли Гроувс). Когда я это сделал, мои мысли вернулись к моменту, когда я в последний раз разговаривал с ним. Я не помню точно дату, но это произошло до того, как у него появились проблемы со здоровьем. Наша встреча состоялась в вестибюле гостиницы за несколько часов до шоу, в котором он участвовал в качестве тренера, а я считал удары. У нас вышел небольшой спор, и бокс, безусловно, был центральной темой разговора. Это не было неожиданностью, потому что вся жизнь Мэйвезера была посвящена боксу.
ЛАС-ВЕГАС - 6 ИЮНЯ 1988 ГОДА: Роджер Мэйвезер после победы над Гарольдом Бразье и завоевания титула чемпиона мира по версии WBC в первом полусреднем весе. (Photo by: The Ring Magazine via Getty Images)
После любительской карьеры, которую он завершил с послужным списком 64-4, Мэйвезер стал профессионалом нокаутировав в первом раунде Эндрю Руиса 29 июля 1981 года на турнире Silver Slipper в Лас-Вегасе. Путь к первому титулу чемпиона мира был коротким для той эпохи (менее 18 месяцев), и уже в 15-м бою Мэйвезер брутально лишил титула двухкратного чемпиона WBA во втором полулёгком весе Сэмюэля Серрано перед фанатами чемпиона 19 января 1983 года на арене имени Хирама Битхорна в Сан-Хуане. Его последующие титульные защиты против Хорхе Альварадо (KO 8) и Бенедикта Виллабланки (KO 1) дали основания говорить, что у Мэйвезер есть потенциал стать большой звездой. Со своими широкими плечами, тонкой талией и длинными ногами он напоминал миниатюрного Томаса Хирнса. Кроме того, несмотря на то, что его рост составлял 5 футов 7,5 дюймов, у него был гигантский рич в 73,5 дюйма, рич, который он максимально увеличивал засчёт техники нанесения джебов и оверхэндов, напоминавшей удары Хирнса. Его угловатое лицо и впавшие глаза были способны внушать соперникам страх на предматчевых дуэлях взглядов (ещё один актив Хирнса) и он также считал Мичиган своей родиной (Хирнс, родившийся в Мемфисе, проживал в Детройте, в то время как Мэйвезер родился и вырос в Гранд-Айленде). Столь же уверенный в своих силах как и Хирнс, Мэйвезер был ещё более кичлив.
Это его чванство ярко проявлялось, когда он подписал контракт с двукратным претендентом на титул чемпиона мира в полулёгком весе Рокки Локриджем на карде, транслировавшемся по NBC 26 февраля 1984 года. Он был настолько уверен, что справится с Локриджем, что в открытую говорил о будущих поединках с обязательным претендентом Тэ Джин Муном в Корее, а также объединении титулов с чемпионом WBC Гектором Камачо. Его уверенность подчёркивали солнцезащитные очки, в которых Мэйвезер выходил в ринг в Гражданском центре в Бомонте, штат Техас. Сообщение, которое он хотел передать Локриджу, было предельно ясным: я чемпион, я звезда и я собираюсь показать, почему меня называют «Черная мамба» - одна из самых смертоносных змей на земле.
К несчастью для Мэйвезера, бой проявил ещё одно его сходство с Хирнсом - уязвимый подбородок.
Прошло чуть больше минуты поединка, когда Локридж проложил себе путь на ближнюю и поразил Мэйвезера мощным правым оверхэндом в височную область. От удара ноги Мэйвезера сложились под ним, а его тело ударилось об канвас с глухим стуком. Мэйвезер изо всех сил старался подняться на ноги, но не смог встать до конца счёта. Он стал бывшим чемпионом всего через 91 секунду после стартового звонка и его мечты встретиться с Камачо исчезли столь же быстро.
Падение Мэйвезера продолжилось четыре месяца спустя, когда он проиграл Тони Бальтазару в 10 раундах в своём дебюте в лёгком весе, но четыре победы подряд - последняя из которых была одержана в трёх раундах над имевшим запись 20-0 (18 КО) проспектом Кенни Бэйсмором, принесли ему шанс вернуть себе титул чемпиона мира 7 июля 1985 года в отеле и казино Riviera в Лас-Вегасе. Хотя Мэйвезер имел преимущество домашнего ринга (он переехал из Мичигана в «Город грехов» несколькими годами ранее) человеком, стоявшим напротив него являлся 22-летний чемпион WBC в полулёгком весе Хулио Сезар Чавес - обладатель рекорда 46-0 (39 КО) и репутации, которая уже тогда давала основания говорить, что Чавес однажды присоединится к Оливаресу, Зарате, Санчесу, Салдивару и Канто в пантеоне мексиканских легенд бокса. Мэйвезер выиграл первый раунд на всех оценочных карточках выверенно боксируя с дистанции и доставая Чавеса ударами правой, один из которых, казалось, на короткое время потряс Чавеса. И всё же чугунный подбородок Чавеса и его крепкие ноги хорошо послужили ему во 2-м раунде. Оверхэнд справа в подбородок превратил ноги Мэйвезера в желе незадолго до середины раунда и, хотя он упал на пол четыре раза, рефери Ричард Стил отсчитал только два нокдауна - второе падение от правого в челюсть и четвертое от крюка в лицо, после чего Стил вмешался.
Это оглушительное поражение поставило Мэйвезера на перепутье карьеры и следующие несколько лет его судьба делала поворот за поворотом. Две победы, за которыми последовало сокрушительное поражение в первом раунде техническим нокаутом от рук будущего чемпиона Фредди Пендлтона на ESPN, три победы и поражение в 12 раундах в поединке с будущим чемпионом мира Пернеллом Уитакером на ABC, а также две победы над Фрэнки Дэвисом (KO 4) и Митчеллом Жюльеном (KO 3), в результате чего Мэйвезер оказался на девятом месте рейтинга WBC, и получил шанс выиграть пояс чемпиона мира во втором для себя дивизионе в поединке с обладателем титула WBC в первом полусреднем весе Рене Арредондо 12 ноября 1987 года на арене в Лос-Анджелесе.
В разгар взлётов и падений Мэйвезера после поражения от Чавеса ему удалось переименовать себя в «Убийцу мексиканцев» благодаря серии побед в Олимпийской аудитории - раздельному решению по итогам 10 раундов в бою против Марио Мартинеса (первый бой после поражения от Чавеса), победа в седьмом раунде боя с Оскаром Бежинесом в июле 1986 года и досрочная победа в шестом раунде над Серхио Самбрано 35 дней спустя. Он стал выходить в ринг в чёрном сомбреро на голове, что соответствовало его присущей ему склонности дразнить соперников и их фанатов. Поединок с мексиканским бойцом в Олимпийской аудитории сам по себе являлся храбрым шагом, но появляться в этой аудитории в чёрном сомбреро было наглостью высшего уровня. И всё же своими выступлениями Роджер смог завоевать уважение к себе.
Подобно тому, как мексиканские болельщики болели за Мартинеса, Бежинеса и Самбрано, они поддерживали Арредондо, который защищал свой второй титул менее чем через четыре месяца после победы техническим нокаутом в шестом раунде в Японии над Цуёси Хамадой, человеком, который забрал у Арредондо его титул шокирующим нокаутом в первом раунде за 363 дня до реванша. С ростом 5 футов 11 дюймов 26-летний Арредондо, который был всего на 52 дня моложе Мэйвезера, мог похвастаться преимуществом в росте в три с половиной дюйма, а также рекордом 40-3 (35 КО). Но, несмотря на то, что он был ниже ростом, Мэйвезер использовал свои более быстрые руки, ум, превосходство в скорости ног, готовность к обменам и мощные оверхэнды, чтобы достичь существенного преимущества на оценочных карточках в течение первых пяти раундов (50-45, 49-46, 49-47).
В шестом раунде Мэйвезер атакой по корпусу вынудил чемпиона опустить защиту, после чего поразил его ударом правой в подбородок, записав на свой счет первый нокдаун в бою. После того, как Арредондо неуверенно поднялся на ноги и подмигнул своему сопернику, тот лёгким ударом в висок, второй раз отправил его на канвас. Вставший на счёт семь с кровотечением из носа, Арредондо оказался близок к поражению. Конец наступил через несколько секунд после того, как удар в подбородок оставил чемпиона на канвасе, убедив рефери Лу Филиппо остановить бой. Так Мэйвезер стал чемпионом мира в двух дивизионах.
Его правление в качестве чемпиона в первом полусреднем весе длилось почти 18 месяцев и включило четыре успешных защиты титула. Досрочно остановив Марвина Гарриса в январе 1988 года Мэйвезер провёл защиту титула от мексиканца Маурисио Асевеса. «Убийца мексиканцев» был в отличной форме и остановил Асевеса в третьем раунде. Затем последовала трудовая победа над Гарольдом Бразье в андеркарде боя Иран Баркли-Томас Хирнс в Лас-Вегас-Хилтон и Мэйвезер вынужден был проявить характер, особенно в последних раундах боя. Три месяца спустя Мэйвезер вернулся в режим «Убийцы мексиканцев», победив Родольфо «Гато» Гонсалеса техническим нокаутом в 12 раунде.
Роджер Мэйвезер в ходе защиты титула от Винни Пазиенцы. Photo by: The Ring Magazine via Getty Images
Победа над Гонсалесом принесла Мэйвезеру место в карде РРV-вечера Дони Лалонде-Шугар Рэй Леонард. Его противником стал харизматичный бывший обладатель титула IBF в лёгком весе Винни Пазиенца, который одержал победу над Феликсом Дубреем (KO 4) и Риком Кайзером (KO 3). Чемпион переиграл, перебоксировал и перебил соперника, отправив его в 11-м раунде в нокдаун острым правым в челюсть (первый нокдаун в карьере Пазиенцы). Через долю секунды после финального звонка Мэйвезер ударил Пазиенцу в лицо, что вызвало ярость Лу Дувы, атаковавшего Мэйвезера. Чемпион ответил ударом правой, который открыл рассечение под левым глазом Дувы.
Несмотря на успехи Мэйвезера у него оставалась проблема в виде отсутствия крупных гонораров и её решением стал старый противник - Хулио Сезар Чавес. К маю 1989 года Чавес считался лучшим боксёром вне зависимости от дивизиона (во многом засчёт своего рекорда 62-0 (51 КО), долгого правления в весовой категории 130 фунтов и короткого, но впечатляющего пребывания в легком весе, включавшее в себя победу над Хосе Луисом Рамиресом в его последнем бою, с объединением титулов Чавеса (WBA) и Рамиреса (WBC). Наэлектризованная атмосфера на Большом Западном Форуме в Лос-Анджелесе распространилась и на ринг, а тактика Мэйвезера включавшая джебы и захваты привела Чавеса в ярость. Рефери Генри Элеспуру, по ходу боя постоянно предупреждал чемпиона о нарушениях. Элеспуру также указал тренеру Мэйвезера Джесси Рейду покинуть угол после того, как тот ворвался на ринг, чтобы прервать драку после звонка.
Действие, которое оставалось в рамках правил, также оставалось небезынтересным и подбородок Мэйвезера показал себя гораздо лучше в реванше, чем в первом бою. Но постоянное давление Чавеса и его мощные удары по корпусу в конечном итоге сказались на Мэйвезере, который склонил голову между раундами 10 и 11 после того, как Элеспуру спросил, хочет ли он продолжить. Бой был остановлен несколько мгновений спустя и с победой в поединке Чавес стал первым мексиканским боксером, выигравшим титулы в трёх весовых категориях.
Мэйвезер сражался ещё почти 10 лет, и заработал ещё два шанса завоевать титул чемпиона мира: первый против обладателя титула IBF в 140 фунтах Рафаэля Пинеды в декабре 1991 года (L KO 9) и второй - против Кости Цзю в бою за тот же пояс в июне 1995 года. Навыки Мэйуэзера позволили ему пройти всю дистанцию с мощным российско-австралийским боксёром, но однобокие цифры на табло (119-109, 118-110 дважды) точно продемонстрировали степень доминирования Цзю в ринге. Мэйвезер закончил свою карьеру победной серией из трёх боев, последней из которых стало решение большинства судей по итогам 10 раундов боя против Хавьера Франсиско Мендеса 8 мая 1999 года, остановившим его окончательный рекорд на отметке 59-13 (35 КО).
Флойд Мэйвезер-младший в ходе тренировки со своим дядей Роджером.
Мэйвезер без сложностей из бойца стал тренером (в основном потому, что он руководил бойцами, еще будучи активным в ринге) и хотя он работал с такими бойцами как Стив Форбс, Джесси Варгас, Дион Сэвидж, Махан Вашингтон, Реджи Робертс, Корнелиус Лок, Уэс Фергюсон, Эмануэль Огастес, Саид Оуали и Мелисса Сент-Вил, среди прочих, самым известным его клиентом стал собственный племянник Флойд «Деньги» Мэйвезер. Он и его брат Флойд-старший по очереди занимали пост тренера Флойда, и, хотя Флойд-старший уделял больше внимания защите, Роджер хотел, чтобы Флойд был более агрессивен в атаке. Результатом их усилий стал карьерный рекорд Флойда и заработанные им сотни миллионов долларов доходов.
В первые годы работы в CompuBox одной из моих обязанностей было собирать «заметки о тренировочных лагерях» для эфиров HBO и, благодаря многолетней связи «Money» с этой сетью, у меня было несколько возможностей взять интервью у его помощника. В то время как он исправно отвечал на мои вопросы, лучшие части наших бесед происходили после того, как официальная их часть уже была завершена. Нам не потребовалось много времени, чтобы понять, что собеседник знает историю бокса и мы провели немало часов в беседах. Мэйвезер стал так широко известен своей фразой «вы ни черта не знаете о боксе», что это вдохновило многих авторов мемов и стало частью боксёрского лексикона и я рад отметить, что он никогда не говорил подобного в мой адрес во время множества наших бесед.
Хотя он жил в Лас-Вегасе много лет, Мэйвезер гордился тем, что родом он был из Гранд-Рэпидса. Во время одной из наших бесед он отметил, что значительное количество великих бойцов США вышло со Среднего Запада и он доказал свою точку зрения, назвав по крайней мере дюжину имён бойцов, некоторые из которых сражались за десятилетия до его рождения.
Когда речь заходит о Роджере, мне на память приходят следующие воспоминания:
* В девятом раунде его боя в марте 1987 года против Уитакера резинка, которая поддерживала шорты Мэйвезера, настолько ослабла, что рефери Крис Воллезен был вынужден объявить тайм-аут. Но прежде чем Мэйвезер успел вернуться в свой угол, Уитакер протянул правую перчатку и, с силой потянув, стащил шорты с противника так, что вся его защитная чаша оказалась обнажена. В то время как фанаты Уитакера на арене в Норфолке гудели и свистели, а секундант Джесси Рид обматывал ленту вокруг талии своего бойца, Мэйвезер не сводил глаз с оппонента. И спустя всего лишь 37 секунд после возобновления действа Мэйвезер нашёл оверхэндом челюсть противника, отправив его в нокдаун, после чего ударил Уитакера апперкотом в лицо, в то время как тот находился на канвасе, дав Уитакеру понять, что тому следовало лучше выбирать объект шуток.
* Два боя спустя, Митчелл Жюльен имел смелость поцеловать Мэйвезера в щёку во время последних инструкций рефери - ход, который получил гневный ответ от Мэйвезера, отолкнувшего соперника, а также предупреждение от рефери Ричарда Стила. Серия правых оверхэндов, увенчанных левым апперкотом в подбородок, уронила Жюльена в конце третьего раунда, и, хотя он снова поднялся на ноги, он сделал это слишком неустойчиво, чтобы убедить Стила в своей способности продолжать. Через несколько мгновений после того, как рефери прекратил бой, Мэйвезер спокойно подошел к Жюльену и поцеловал его в щёку.
* 12 марта 1997 года Top Rank организовали в Гранд-Рэпидсе PPV-шоу в котором участвовали три члена клана Мэйвезера. Суперлегковес Джефф победил единогласным решением в восьми раундах Эрика Якубовски, Флойд-младший уничтожил Кино Родригеса за 104 секунды. Возглавлял же кард почти 36-летний Роджер, который остановил Карлоса Миранду на отметке 2:51 12-го раунда.
Роджер в бою против Терренса Алли в 1990.
В то время как его племянник безусловно окажется в Канастоте, судьба его дяди и тренера гораздо менее определена. В то же время не вызывает сомнений то, что Роджер Мэйвезер провёл карьеру, наполненную достижениями и заметными победами. Его список жертв, помимо перечисленных выше, включает Артуро Леона (W 10), Рубена Муньоса-младшего (W 12), Сэмми Фуэнтеса (KO 9), Терренса Алли (W 10), Ливингстона Брамбла (WDSQ 5), Карла Гриффита (W 10), Рода Секенана (W 10), Майка Мангина (W 10) и Патрика Берда (W 10).
«Черная мамба» был всего на три с половиной года старше меня, и его кончина ещё одно напоминание о том, что, хотя время всегда идёт с одинаковой скоростью, наше восприятие его с каждым годом сокращается. Урок, который следует извлечь из этого состоит в том, что нужно ценить время, которое у нас есть, и если это время будет благословлено хорошим здоровьем, остротой ума, жизненной целью и семьёй и друзьями, тем лучше.