1 февраля 2013 года в Лос-Анджелесе на 81-м году жизни скончался выдающийся советский боксер, одна из легенд отечественного спорта, олимпийский чемпион и трехкратный чемпион Европы, заслуженный мастер спорта СССР Владимир Енгибарян. В 1993 году он уехал в Америку, где прожил последние 20 лет, тоскуя по Родине, в чем не раз признавался не оставлявшим его без внимания журналистам.
…Он был четвертым ребенком в большой семье Арусяк Мушеговны и Николая Ованесовича Енгибарянов, и именно ему суждено было прославить на весь мир эту фамилию. Ему было 14 лет, когда он - воспитанник одного из ереванских ремесленных училищ - начал заниматься боксом. Было это в далеком 1946 году. Только что закончилась война, люди возвращались к мирной жизни, и тысячи мальчишек по всей стране потянуло в спорт. И больше всего их манили футбольное поле и боксерский ринг, где можно было проявить и силу, и стойкость, и смекалку. Кумирами многих ребят были в эти годы знаменитые советские боксеры - Николай Королев, братья Виктор и Евгений Огуренковы, Андро Навасардов, Сергей Щербаков, Альгирдас Шоцикас… И Володе Енгибаряну очень хотелось походить на них, стать в один ряд с корифеями ринга. Осуществить эту мечту ему помогали тренеры - вначале Артем Арутюнов, а потом Эдуард Аристакесян, сумевшие быстро разглядеть в этом, несомненно, талантливом пареньке будущего чемпиона и много сделавшие для его быстрого становления.
Прошло всего 5 лет после того, как Енгибарян впервые надел боксерские перчатки, и в 1951 году этот перворазрядник становится уже бронзовым призером чемпионата СССР. Он привлекает к себе внимание наставников сборной СССР Константина Градополова и Виктора Михайлова, и они включают его в число кандидатов на поездку в Хельсинки - на первые для советских спортсменов Олимпийские игры. Однако взять молодого боксера на столь ответственное соревнование тренеры все же не решились, сделав ставку на ветеранов. Олимпийский дебют наших боксеров в 1952 году был не очень удачным - ни одной золотой медали. Стало ясно: надо омолаживать команду. И уже на следующий год Енгибаряна включают в основной состав сборной СССР, которую ждал новый дебют - на этот раз на чемпионате Европы в Варшаве.
Май 1953 года стал памятным в жизни Владимира Енгибаряна. Он блестяще проводит первенство континента, сполна оправдывая надежды тренеров. 21-летний дебютант уверенно побеждает всех своих противников (особенно эффектной была его победа над сильным поляком Анткевичем, которого он в самом конце боя отправил в нокдаун) и становится чемпионом Европы - первым в истории отечественного бокса! Кроме него, золотую медаль удается завоевать в Варшаве лишь знаменитому тяжеловесу Альгирдасу Шоцикасу. Специалисты не скупятся на похвалы в адрес Енгибаряна, отмечая его необычную манеру ведения боя, быстроту передвижения на ринге и высокую технику.
Триумфом в столице Польши начинается семилетняя, почти беспроигрышная блистательная карьера Енгибаряна. С 1953 по 1959 год его постигает лишь одна неудача. На чемпионате Европы 1955 года он проигрывает бой известному польскому боксеру Лешеку Дрогошу. Но уже на следующий год на Олимпийских играх в Мельбурне берет у него реванш и завоевывает золотую олимпийскую медаль в первом полусреднем весе. Покорена еще одна вершина, самая труднодоступная, но и самая заветная!
В эти годы Енгибарян практически непобедим, его по праву называют королем ринга. Он побеждает и в чемпионатах СССР, и еще дважды - в 1957 и 1959 годах - выигрывает европейские первенства. Поражала легкость, с которой он держался на ринге, неожиданные удары, которые неизменно заставали противников врасплох. Прошло с той поры более полувека, а эти незабываемые мгновения демонстрации подлинного боксерского мастерства, подаренные гроссмейстером ринга не стираются из памяти. Да, для него ринг был шахматной доской, за которой он проводил свои красивые многоходовые комбинации.
А теперь предоставим слово двум замечательным советским боксерам, выступавшим вместе с Владимиром Енгибаряном.
Борис Лагутин, двукратный олимпийский чемпион, двукратный чемпион Европы:
- Владимир Енгибарян, безусловно, был одной из самых ярких личностей в истории отечественного бокса. На меня его бои всегда производили очень сильное впечатление. Бокс в исполнении Енгибаряна и сейчас, если посмотреть запись боев, выглядит очень современно. Прекрасная работа ногами, подвижность, умение использовать все пространство ринга, фантастическое чувство дистанции, резкие колючие удары с обеих рук, которые нередко отправляли противника в нокаут. Он, безусловно, новатор в своей спортивной профессии - такого богатого арсенала технических приемов в то время не было ни у кого в любительском боксе. Он внимательно изучал манеру ведения боя своих соперников, их стиль, уязвимые места и, выходя на ринг, заранее знал, каким контрприемом будет отвечать на то или иное действие оппонента. Мне довелось близко познакомиться с Енгибаряном в 1960 году, когда мы оба были в составе сборной СССР на Олимпийских играх в Риме. Я был новичком сборной, а Енгибарян - ее признанным лидером, олимпийским чемпионом, трехкратным чемпионом Европы. Но держался он, несмотря на свою славу и громкие титулы, очень скромно, всегда готов был дать совет молодым боксерам, которые, конечно, прислушивались к тому, что он говорил. Запомнились его общительность, дружелюбие. В жизни он был очень мягким человеком, а на ринге преображался. Сказывался характер победителя. Побеждать он любил и вне ринга, играя в свободное время в футбол, теннис и даже столь непривычный для южанина хоккей.
Олег Григорьев, олимпийский чемпион, трехкратный чемпион Европы:
- Вспоминаю Олимпийские игры в Мельбурне в 1956 году, куда я поехал в составе сборной СССР в качестве запасного. Там я и познакомился по-настоящему с Енгибаряном, уже титулованным боксером, чемпионом Европы. А в Мельбурне он пережил свой звездный час, стал олимпийским чемпионом, показав выдающееся мастерство. Австралийские газеты в самых восторженных тонах описывали его победные поединки, подчеркивая, прежде всего, необыкновенно высокую технику Енгибаряна, тактическое разнообразие, элегантную манеру ведения боя. Выдающийся боксер, он был в то же время мягким, очень интеллигентным человеком, большим шутником, хорошим товарищем. В Мельбурне, видя, что я огорчен тем, что меня оставили в запасе, Володя подошел ко мне и сказал: «Не расстраивайся, поверь, ты уже в следующем году будешь в основном составе». И действительно, в 1957 году я уже выступал вместе с Енгибаряном на чемпионате Европы в Праге, и мы оба стали победителями европейского первенства. В молодости я любил менять стойки, боксируя то в правосторонней, то в левосторонней стойке. И Енгибарян, видя это, как-то посоветовал мне не менять стойку и объяснил, почему не стоит делать этого. Я, конечно, внял его совету. Хочу подчеркнуть еще одно - на ринге он был настоящим джентльменом, никогда, что называется, не добивал значительно более слабого соперника, довольствовался победой по очкам, хотя мог закончить бой нокаутом. В Риме в 1960 году я стал олимпийским чемпионом, а Енгибарян из-за травмы руки не смог повторить свой мельбурнский успех. Я сказал ему тогда: «Володя, не расстраивайся, все знают, что сильнейший в мире - это ты».
В американской и английской прессе Енгибаряна часто сравнивали с лучшими профессионалами, например, с легендарным тяжеловесом Джо Луисом. В плане жесткости и умения избегать чужих попаданий. Его защита была буквально непробиваемой. «Я за всю свою карьеру ни разу не побывал даже в нокдауне, - не без гордости говорил Енгибарян. - Взгляните на мое лицо - нет ни одного шрама, зато руки покалечены, потому что много ударов наносил». На той римской Олимпиаде, о которой вспоминали Борис Лагутин и Олег Григорьев, взошла ярчайшая звезда мирового бокса в лице будущего чемпиона мира в тяжелом весе среди профессионалов Кассиуса Клея, взявшего потом имя Мохаммеда Али. Он стал олимпийским чемпионом, показав удивительное для 19-летнего боксера мастерство и необычную манеру ведения боя. Впрочем, была ли она действительно необычной? Ведь нечто подобное демонстрировал до американца и Владимир Енгибарян. Пройдут годы, и Мохаммед Али скажет, что его девиз - «Порхать на ринге, как бабочка, и жалить, как пчела». Но эти слова могли бы стать и девизом Енгибаряна, легкость передвижения которого и в самом деле напоминала порхание бабочки, а колючие, по выражению Лагутина, удары - укусы пчелы.
Енгибарян ехал в олимпийский Рим бесспорным фаворитом, все были уверены в его новой победе, но не повезло… В первом же бою на Олимпиаде он, как уже сказал Олег Григорьев, сильно травмировал руку и понял, что вряд ли сможет бороться за золото. В четвертьфинальном бою с поляком Марианом Каспшиком Енгибарян боксировал фактически одной рукой и, конечно, проиграл по очкам. Было страшно обидно - он находился в отличной форме и, несомненно, выиграл бы свою вторую Олимпиаду, не будь этой злополучной травмы. После Рима Енгибарян решил поставить точку в боксерской карьере. Тренеры уговаривали его не торопиться с решением, остаться в большом спорте еще на пару лет. Можно было выиграть еще не одну медаль. Но он принял решение и не стал менять его. Он уже выиграл все, что можно было выиграть. Провел на ринге 267 боев, в которых одержал 255 (!) побед. Проиграв последний бой в Риме, он, тем не менее, уходил из бокса победителем, навсегда вписав свое имя в его историю.
Впрочем, с рингом Владимир Николаевич не расстался. Он, как и прежде, продолжал входить в этот привычный квадрат, окаймленный белоснежными канатами, но уже в качестве судьи. Тонкое понимание всех нюансов любимого вида спорта помогло ему быстро стать судьей международной категории, одним из лучших арбитров не только Советского Союза, но и Европы. Енгибарян многие годы представлял СССР в судейской комиссии АИБА - Международной ассоциации любительского бокса. Его судейская манера очень напоминала боксерскую. Та же легкость передвижения по рингу, умение правильно выбрать место, четко фиксировать ошибки.
Спортсмен такого уровня, как Енгибарян, столь тонко понимающий бокс, не мог остаться в стороне от тренерской профессии. В 1959 году, будучи действующим спортсменом, он основал в Ереване детско-юношескую школу бокса, воспитанниками которой в разные годы были многие известные спортсмены. Эта школа действует и сейчас, а с прошлого года она стала носить имя Владимира Енгибаряна, одного из самых выдающихся представителей армянского спорта за всю его историю.
«Бокс учит не драться, а думать, он - сплав ума и силы» - эти слова любил повторять ученикам Енгибарян. И спортивный путь этого великолепного мастера, нет, подлинного гроссмейстера, короля ринга, - подтверждение истины, которой он неизменно следовал.
Валерий Асриян