ЛОС-АНДЖЕЛЕС. В тот момент они не могли знать, во что одно заявление восьмилетнего ребенка может вылиться как для отца, так и для дочери, как одно решение, совершенно неожиданное, может стать точкой опоры для перемен для них обоих...
Однажды вечером, когда они вместе смотрели бокс по телевизору, Сениеса Эстрада сказала своему отцу Джо, что хочет боксировать. Отец сказал ей: «Конечно».
«Она ребёнок», - подумал Джо. «Она забудет и переключится на что-то другое».
Джо не хотел, чтобы его дочь дралась. Ни в 8, ни в 18, никогда. Он думал, что женщины для этого не созданы, кроме того, в то время они редко этим занимались.
Но в следующий раз, когда Сениеса и её отец смотрели бокс, возник тот же вопрос. «Папа, можно мне боксировать?». Снова и снова просьба повторялась. В конце концов Джо сдался и они отправились в местный спортзал в Альгамбре, штат Калифорния и спросили тренера, тренируют ли у них детей. Тренер ответил неопределённо. Затем он увидел Сениесу и сказал: «Нет». Не таких маленьких, не девушек.
Они вышли на улицу и Джо подумал, что на этом всё и кончится. Это оказалось не так. Сениеса заплакала, и это разбило Джо сердце.
Сениеса Эстрада (в центре) в возрасте 10 лет следует в боксёрский клуб Thermal в Термале, штат Калифорния, чтобы принять участие в турнире
Джо знал о другом месте, которое могло принять его помешанную на боксе дочь. Он отвёз ее в Молодежный центр Холленбека в районе Бойл-Хайтс в восточном Лос-Анджелесе - районе, который он хорошо знал по своей собственной жизни - прошлому, от которого он пытался убежать.
Холленбек - то место, куда Джо ходил ребёнком («это было всё, что у нас было и это было бесплатно»), так что он знал программы и тренеров. Это было место, которому Джо доверял и куда он привёл бы её с самого начала, если бы хотел, чтобы она боксировала. Он знал, что Сениесе дадут попробовать. И Джо всё ещё надеялся, что после этого опыта на этом всё и закончится.
Этот конец так и не наступил. После тренировок последовали любительские схватки, а затем и профессиональная карьера. Сегодня Эстрада является одной из лучших в мире - чемпионкой мира в наилегчайшем весе. В одном из последних боёв она победила в объединительном бою обладательницу титула WBC Тину Рупрехт. Её последние бои уже принесли известность дочери и, в некотором роде, гораздо больше отцу.
«Она фактически спасла мне жизнь», - говорит Джо. «Я мог быть в тюрьме или мёртв».
Маленькая девочка, которую он не хотел отправлять боксировать, которую, как он надеялся, на первой же тренировке изобьёт мальчик на ринге настолько сильно, что она бросит бокс, в итоге стала спасением Джо.
Сейчас Сениесе 30 лет, она оглядывается на все годы, проведённые с отцом в её углу, и видит их отношения с большей ясностью. То, что её страсть к боксу сделала для неё и её отца.
«Люди постоянно говорили это, когда слышали мою историю», - говорит Сениеса. «Но теперь, став взрослой, я такая: «Вау. Бокс спас ему жизнь». Я чувствую, что это была судьба».
Джо Эстрада с друзьями и семьёй, в том числе Сениесой собирались по субботам вечером чтобы посмотреть бокс
ВПЕРВЫЕ Джо Эстрада попробовал героин, когда ему было 11 лет. Это был 1969 год и он жил в местечке Алисо, окружённом Primera Flats - бандой уличных преступников в Лос-Анджелесе. По его словам, к тому времени, когда он был подростком, он стал зависим.
Джо вспоминает, что присоединился к Primera Flats в этом возрасте под прозвищем «Марионетка». Он пошёл по дороге, с которой люди не всегда возвращаются. На протяжении многих лет он говорил, что попытается очиститься, но снова срывался. В конце концов, в 1979 году он попал в тюрьму за вооружённое ограбление и был освобождён в 1982 году.
Он очистился, женился и стал работать с отцом. В 1986 году они открыли Sign Crafters - магазин вывесок, который впоследствии стал его семейным бизнесом. У него родились трое детей, включая Сениесу, но в 1993 году, по его словам, у него случился рецидив и он начал пить, употреблять кокаин и героин. В том же году его тогдашняя жена Мэриэнн Чавес развелась с ним и спираль продолжилась.
«Я прошёл через систему учреждений перевоспитания несовершеннолетних, я прошёл через окружную тюрьму, я прошёл через тюрьму штата, я прошёл через всё…» - говорит Джо. «Я очистился, а затем вернулся к этому».
Когда Сениеса настояла на желании боксировать, Джо устроил так, чтобы она вышла на ринг с мальчиком в Холленбеке. Мальчик ударил Сениесу ударом в печень, который ошеломил её и Джо подумал, что этот удар заставит Сениесу прекратить заниматься спортом.
Вместо этого она взбесилась. Нанося удар за ударом, она заставила мальчика сдаться. Это стало моментом, когда Джо понял (и Сениеса тоже), что есть вероятность того, что она добьётся чего-то значимого.
Джо Эстрада нашёл веру, проведя время в тюрьме и начал читать Библию перед сном
Примерно через шесть месяцев после того, как 9-летняя Сениеса начала заниматься боксом, Джо, наконец, что-то изменил в своей жизни. Он бросил наркотики и алкоголь. Он нашёл религию и мир в Священном писании. Причина была проста - он говорит, что чувствовал необходимость быть рядом с дочерью - направлять её, обучать. Самое главное, он хотел просто находиться рядом.
«Я знал, что должен помочь ей. Это было то, что запало мне в сердце - ты должен прекратить это - посмотри на свою дочь», - говорит Джо. «Я должен был продолжать жить. Бог продолжал говорить мне в моём сердце: «Остановись, не ради себя, а ради своей дочери».
Бокс Сениесы дал ему новую цель. В то время не так много девушек дрались. Коучинг не был распространён. Между боксом его дочери и обновлённой верой Джо знал, что «мне нужно находиться с нею, рядом с нею».
«С того дня он посвятил свою жизнь, время, деньги, буквально всё, чтобы сделать меня тем, кем я являюсь сегодня», - говорит Сениеса. «Бокс действительно спас ему жизнь».
Джо Эстрада с 10-летней Сениесой во время тренировки в Молодёжном центре Холленбека в Лос-Анжелесе
КОГДА СЕНИЕСЕ БЫЛО 10 лет, газета Los Angeles Times начала следить за ней и Джо на протяжении 2,5 лет, рассказывал об их жизни и её пути в качестве молодого боксёра в спорте, в котором в то время женский бокс не был очень популярен.
Репортёр Курт Стритер написал, что он намеревался найти следующего великого боксёра из восточного Лос-Анджелеса - следующего Оскара Де Ла Хойю (который родился в восточном Лос-Анджелесе, выиграл олимпийскую золотую медаль для США и профессиональные титулы в шести дивизионах). Стритер не ожидал найти то, что искал в 10-летней девочке. Сениеса была единственной девушкой, тренировавшейся в Холленбеке, и часто единственной девушкой в поездках, в которые она отправлялась в минивене Джо с командой боксёров, которых начал тренировать её отец. Это стало их жизнью.
Они отправлялись в разные штаты сражаться. Первое время Сениеса весила так мало, что вставала на весы с ключами, сотовыми телефонами, всем, что было в её карманах, чтобы весить достаточно, чтобы ей разрешили боксировать. Она продолжала путь. Бой за боем, любительский титул за любительским титулом.
Сениеса хотела сделать карьеру в боксе, но не знала, как это сделать. Она окончила среднюю школу и поступила в городской колледж Пасадены, чтобы стать метеорологом или ведущей новостей.
Оглядываясь назад, Сениеса смеётся над этими краткосрочными амбициями. Она пыталась совмещать учёбу, работу личным тренером в Box 'N Burn в Санта-Монике и тренировки. Это становилось слишком утомительно. Она уже стала профессионалом в 2011 году, и, хотя поиск боёв в любителях был трудным, делать это в профи было ещё более сложным сценарием, особенно при попытке сбалансировать свою жизнь со школой и работой.
«Но я пыталась это сделать», - говорит Сениеса. «И не могла этого сделать. Чертовски сложно. Все мои внимание и энергия должны были быть направлены только на бокс».
Также, она услышала слова своей мамы. Мэриенн изначально с сомнением относилась к боксу и хотела, чтобы её дочь сосредоточилась на образовании. В то время женщины-бойцы не зарабатывали денег и Мэриенн подумала, что её дочери следует строить карьеру на телевидении.
Но нет. Сениеса слишком увлеклась боксом, тем, что делали она и её отец. Поэтому она продолжала сражаться.
Сениеса Эстрада (слева) победила Карли Бейти в андеркарде титульного боя Геннадия Головкина-Уилли Монро-младшего на Forum Arena в Лос-Анжелесе 16 мая 2015 года
СЕНИЕСА НАЧАЛА ДРАТЬСЯ регулярно в 2014 году, а её четвёртый профессиональный бой состоялся в андеркарде поединка Геннадия Головкина и Вилли Монро-младшего на Форуме в Инглвуде в 2015 году, недалеко от того места, где она выросла. Она провела шестираундовый бой против Карли Бейти, победив единогласным решением судей. Это был один из тех ранних боёв вечера, когда мало кто в зале обращал внимание на происходившее в ринге. Но один человек, наблюдал поединок.
Бывший чемпион и член Зала славы бокса Рой Джонс-младший был на арене, чтобы комментировать бой Головкин-Монро позже той ночью для HBO. Он готовился в рингсайде и его вниманием полностью завладело происходившее на ринге.
Джонс посмотрел весь бой. Двумя днями позже, на пресс-конференции, посвящённой бою Тимоти Брэдли-младшего и Джесси Варгаса, Джонс увидел в толпе 22-летнюю девушку, которая в предыдущую субботу дралась на ринге.
«Постойте, постойте», - сказал Джонс. «Я не знаю её имени, но эта маленькая девочка умеет драться».
Джонс спросил её имя.
«Все происходило как в замедленной съёмке», - вспоминает Сениеса. «Я оглядывалась назад, думая, что позади меня кто-то, кого он и имеет в виду».
Джонс, один из лучших бойцов своего поколения, был одним из её героев. Она понятия не имела, что он наблюдал за её боем двумя днями ранее, и теперь, перед толпой, рекламирующей крупный бой во главе с её промоутером из далёкого будущего, Бобом Арумом из Top Rank, она привлекла к себе неожиданное и очень долгожданное внимание. Джо, сидевший рядом с ней в тот день, до сих пор пребывает в благоговении.
«Это было так удивительно», - сказал Джо. «Вау, он оценил её. Это было потрясающе».
В следующем году она сражалась в андеркардах главных событий Головкина и Романа «Чоколатито» Гонсалеса. В 2018 году Эстрада подписала контракт с Golden Boy Promotions. Женщину, которая когда-то была лицом газетной серии в поисках следующего Оскара Де Ла Хойи, теперь продвигал сам Де Ла Хойя.
Попутно она получила прозвище «SuperBad», придуманное её тренером и основанное на старом прозвище Шугара Рэя Леонарда, которое она прочитала в биографии. Она начала носить накидку, потому что её тренер хотел, чтобы она выделялась, отличалась от других и выходила на ринг не в типичной боксёрской робе.
«Я такая: «Мне нравится, как это звучит», - вспоминает Сениеса. «Всё ассоциирующееся с Superbad мне нравится».
В 2019 году она выиграла свой первый титул, победив Марлен Эспарзу в бою за временный титул WBA в наилегчайшем весе в первом женском титульном бою с трёхминутными раундами. В следующем году Сениеса записала на свой счёт один из самых быстрых нокаутов в истории бокса, остановив Миранду Адкинс за семь секунд.
То, о чём сказал Джонс когда никто не знал, кто такая Сениеса Эстрада, сбылось. Она превратилась в одного из лучших и самых захватывающих бойцов в мире.
Джо Эстрада был в углу Сениесы «Superbad» Эстрады с самого начала
ПОЧТИ ДВА ДЕСЯТИЛЕТИЯ спустя после того, как она впервые вошла в Холленбек, Сениеса сидела в своём жёлтом джипе через дорогу от места, которое помогло сформировать её юность. Сейчас она не живёт в Восточном Лос-Анджелесе - она переехала в Чино, штат Калифорния, в дом, который купила на деньги, которые заработала как одна из лучших женщин-бойцов в мире.
Но воспоминания всё ещё с нею. О первых днях в боксе и поедании тако в мексиканской кухне Al & Bea по соседству. Тогда эта девушка была бы в восторге от женщины, которой она является сейчас. В прошлом году, проезжая по своему старому району в Восточном Лос-Анджелесе, она посетила места, где жила в детстве.
Сениеса увидела МакДональдсы на главном перекрёстке каждого места, где она жила, и навеяло воспоминания. Она и её братья брали талоны на питание, которые давала им мать, покупали что-нибудь небольшое в местном магазине, а на сдачу покупали «Хэппи Милс» или чизбургеры.
Это было их угощением в детстве. Джо говорит, что все трое его детей не могли насытиться едой сети быстрого питания. Теперь Сениеса понимает, как ей повезло иметь мать, которая делала упор на учебу и отца, который отказался от образа жизни, в котором он укоренился, чтобы добиться лучшего для своих детей, в частности, для своей дочери. Теперь она оглядывается назад и видит, как далеко ушла от того ребёнка в школе, который не хотел говорить учителям, что она боксирует или смущавшейся, когда её родителей вызвали в школу, когда Сениеса попала в неприятности из-за того, что избила хулигана.
Взрослея, Сениеса воспринимала решения своего отца как то, что делал её отец. Она рассматривала свои результаты в боксе и результаты команды, которую тренировал Джо, просто как победы и поражения - средство достижения того, чего она хотела в конечном итоге достичь. Теперь всё по-другому. Став взрослой, Сениеса точно понимает, чего добился Джо. Не только для неё, но и для других тоже. На протяжении многих лет, когда Сениеса задавала вопросы о прошлом Джо, у них были откровенные дискуссии о том, как это прошлое привело к настоящему.
«Теперь я определённо это вижу», - говорит Сениеса. «Я вижу это, потому что мой отец был отцом не только для меня, но и для всех мальчиков, которые были в нашей команде, у которых не было отцов в их жизни, или их папы их не поддерживали.
... Я думаю, что они были дисциплинированы в течение многих лет и преданы моему отцу. Если бы не он, чем бы они занимались? Теперь я понимаю, насколько важен был мой отец не только для меня, но и для целой группы детей».
Джо готовит угол для каждого боя, и он снова будет работать в следующий раз. Он тот, кто снимает накидку со своей дочери до того, как прозвенит звонок и при этом он наклоняется к ее уху и говорит те же слова, Послания Римлянам 8:31, которые говорил ей перед каждым любительским и профессиональным боем, в котором они участвовали вместе: «Помни, детка, когда Бог за тебя, никто не может устоять против тебя».
Это то же самое послание, которое, по словам Джо, помогло ему избавиться от зависимости. Сообщение, которое помогло изменить жизнь обоих.
«Теперь эти слова для неё», - говорит Джо. «Раньше это было для нас обоих».
Автор - Майкл Рофштейн