Просматривая список боксеров - кандидатов для голосования на включение в Международный зал славы бокса, перечисляя имена номинантов 2018 года, я размышлял о том, у кого была карьера, достойная увековечения.
Виталий Кличко? Да.
Эрик Моралес? Да.
Рикки Хаттон? Думаю, да.
Дональд Карри? Хммм ... надо подумать над этим.
И тут я наткнулся на имя, которое преследовало меня на протяжении всех моих лет в качестве осознанного любителя профессионального бокса.
Мелдрик Тейлор
Я почувствовал, как мои плечи опускаются, когда я произносил его имя вслух никому конкретно. Приглушенным тоном «Мелдрик Тейлор». И вслед за этим «чёрт».
Я стараюсь не думать о Мелдрике Тейлоре, потому что это больно. Мне было всего 13 лет, когда я увидел Тейлора (как участника, возможно, самой великой олимпийской сборной США по боксу), выигравшего золото в полулегком весе на Олимпийских играх 1984 года. В то время Тейлор был только на 4 года старше меня. И он был переполнен энергией.
Его способности были необычайны для того нежного возраста в котором он находился. Его ноги были легкими, а руки были ослепительно полны силы. Он был атлетичен как никто другой. В возрасте 18 лет Тейлору оставалось нечего доказывать в любительских рядах.
Он победил в первых 20 боях своей профикарьеры с свёл вничью поединок против Гарольда Дэвиса-младшего, что единственное омрачало его безупречный рекорд. Досрочно победив 3 сентября 1988 года Бадди МакГирта, Тейлор завоевал свой первый пояс - титул IBF в полусреднем весе, чуть больше чем за месяц до своего 22-го дня рождения. И тогда он решил бросить вызов грозному мексиканскому гиганту Хулио Сезару Чавесу имевшему рекорд 69-0.
17 марта 1990 года, в неповторимой атмосфере Лас-Вегаса, Тейлор доминировал в поединке с одним из величайших боксёров Мексики. Его превосходная скорость рук и ног сбивала Чавеса с толку. Это было потрясающее зрелище. Навыки Тейлора ярко проявлялись на протяжении всего боя.
По мере того как проходили отрезки боя, Тейлор продолжал забирать раунд за раундом. Но несмотря на то, что Тейлор уверенно вёл бой, количество ущерба, который он принял от ударов, нанесенных ему в голову и корпус, становилось очевидным. Это был один из тех боев, в которых если бы вы начали смотреть его в 11-м раунде и основывали свое восприятие только на том, как выглядели два бойца, то подумали бы, что Чавес побеждает.
И были бы неправы. Выходя на последний 12-й раунд, Тейлор выигрывал на двух картах судей со счетом 108-101 и 107-102. На третьей карте Чака Джампа Чавес был впереди 105-104 и понять этот счёт невозможно.
Несмотря на очевидное для всех, кроме Джампы доминирование в бою, и быстро ухудшающееся физическое состояние Тейлора, его тренер Лу Дува сказал Мелдрику, что ему нужно забирать последний раунд, чтобы выиграть бой.
Вместо того, чтобы не рисковать, Тейлор пошёл вперед, заплатив за это решение жестокую цену. Ущерб накапливался до тех пор, пока Чавес не отправил Тейлора на канвас за 17 секунд до конца боя.
То, что последовало в эти последние драгоценные несколько секунд, является одним из самых обсуждаемых и спорных моментов в истории бокса.
Тейлор встал почти сразу, испытывая боль, держась за канаты и покачиваясь, он отслушал отсчёт до 8. Тейлор взглянул на свой угол, а Ричард Стил спросил его, все ли в порядке. Как только голова Тейлора повернулась к Стилу, рефери-ветеран закончил бой с двумя не истекшими секундами на хронометре.
Не может быть никаких сомнений в том, что Тейлор был серьёзно потрясён и если бы раунд продолжался на 30 секунд больше, он, вероятно, был бы нокаутирован. Тем не менее, Стил остановил бой, только один раз спросив Тейлора, в порядке ли он, в то время как, если бы он отступил и позволил бою продолжиться, у Чавеса, скорее всего, не было бы не только шанса на победу, но и времени нанести еще хотя бы один удар.
Как бы трагичен ни был этот момент для Мелдрика Тейлора, последующие события были еще хуже. Тейлор был госпитализирован после боя. Врач, который его обслуживал, сообщил, что у него перелом костей лица, мочеиспускание чистой кровью и черепно-мозговая травма.
Тейлор сражался еще 12 лет после того боя, который Журнал «Ринг» назвал битвой года, а затем поединком десятилетия. Чавес продолжал увеличивать наследие своей и без того легендарной карьеры, а Тейлор никогда уже не был прежним.
Он продолжил боксировать, завоевав титул WBA в полусреднем весе победой единогласным решением над Аароном Дэвисом 10 месяцев спустя. Тейлор защищал этот пояс три раза, прежде чем потерпел сокрушительное поражение техническим нокаутом, проиграв Терри Норрису. Это был его последний бой в качестве боксера топ уровня. Ему было 25 лет.
Он снова сражался с Чавесом 17 сентября 1994 года, но был тенью самого себя и лишь чудом продержался 7 полных раундов с Чавесом, пока не проиграл техническим нокаутом в 8-м раунде.
После этого он провел еще 10 боев с не выдающимися боксерами и проиграл 4 из них. Наконец он вышел в отставку в 2002 году после поражения от Уэйна Мартелла.
Несколько лет спустя HBO запустил документальный фильм о бое Тейлора / Чавеса в рамках своей серии «Легендарные ночи». Я пересмотрел бой Тейлора / Чавеса с пристальным вниманием. Я вспомнил все об этом бое. Как Тейлор танцевал и жалил Чавеса, подавляя его физически талантом и мастерством. Это было удивительное зрелище, чем-то похожее на просмотр фильма «Титаник», когда вы его пересматриваете и начинаете надеяться на другое окончание. То, где Тейлор выживает в 12 раунде и поднимает руку над головой, одерживая одну из величайших побед в истории спорта.
Но так же, как тот корабль по прежнему тонет, так и Тейлор падает в этот угол, и его слава уходит от него всего за две секунды до триумфа.
В конце этого документального фильма HBO мы видим Тейлора отвечающим на вопросы интервьюера. Его речь настолько неразборчива, что создателям фильма пришлось запустить субтитры под подбородком боксёра. И это абсолютно разбивает сердце.
Потому что Мелдрик Тейлор был не просто великим боксером. Он был воплощением летающей мощи, одним из самых одаренных боксеров, когда-либо перешагнувших канаты. Мелдрик Тейлор был прекрасен.
После просмотра фильма от HBO я старательно избегал любых статей или видеозаписей той роковой ночи в Лас-Вегасе. Просто слишком больно было это видеть или об этом.
Той ночью настал конец обещанию. Конец такому светлому будущему, что вам пришлось бы щуриться, чтобы смотреть на него.
Той ночью Чавес украл карьеру Тейлора, а Стил украл его победу.
Как минимум, Тейлор заслужил последнее.