Во многих отношениях жизнь Джорджа Чувало была одним бесконечным и беспощадным испытанием на выносливость. Пуленепробиваемый тяжеловес с мощным корпусом, инстинктом убийцы и мощным ударом - у него были все качества, необходимые для того, чтобы стать чемпионом, но судьба выставила против него некоторых из лучших бойцов элитного дивизиона всех времен.
Флойд Паттерсон, Мухаммед Али, Джо Фрейзер и Джордж Форман были активны в период карьеры Чувало-боксера, и это были только лучшие действующие или будущие чемпионы мира, с которыми ему пришлось встретиться.
Казалось, что кто-то проверял на прочность канадского воина, но он никогда не жаловался. Чувало дрался и восстанавливался, дрался и восстанавливался, дрался и восстанавливался, и этот же путь он был вынужден повторить, когда ужасающие семейные утраты потрясли этого большого гордого человека.
Да, жизнь отправляла Джорджа Чувало на канвас, но он поднимался до того как отсчет доходил до 10.
Итоговый рекорд Чувало составил 73-18-2 (64 нокаута), и, конечно же, было несколько поражений, которых можно было избежать. Несмотря на то, что Чувало получил репутацию ходячего мешка, с удовольствием получавшего удары, история помнит другое об успехах этого невероятного спортсмена.
В 1965 году Чувало и бывший двукратный чемпион в супертяжелом весе Флойд Паттерсон встретились в жестокой битве, получив награду журнала The RING «Бой года». Паттерсон, получил единодушное решение в поединке, который как многие чувствовали, мог быть оценен в любую сторону.
Photo / THE RING
В следующем году канадский боксер согласился на бой за титул чемпиона против Мухаммеда Али на 17-дневном уведомлении. Али, огромный фаворит, комфортно выиграл решением, но получил ущерб корпусу во время этого своего первого 15-раундового боя.
Чувало в подробностях и с непередаваемой гордостью, рассказал о своей карьере боксера.
ЛУЧШИЙ В ЦЕЛОМ:
Мухаммед Али в 1966 году. Вдобавок к тому, что его скорость была выдающейся, он мог выдерживать сильные удары, и он обманывал вас в ринге. Вы могли потрясти Али и не понять этого. По его собственному признанию я причинил ему ущерб один или два раза, но я не воспользовался этим. Наш бой состоялся на коротком уведомлении за 17 дней, и если бы у меня был дополнительный месяц подготовки, думаю это очень помогло бы мне.
Когда Али и я встретились снова, в 1972 году, я не был тем же самым бойцом. Было несколько спортивных писателей, которые на самом деле думали, что я выиграл матч-реванш, но когда я рассказываю об этом, теперь люди смеются. Во втором бою его скорость и умения немного ухудшились, и он не был так последователен и идеален в своих действиях.
ЛУЧШИЙ БОКСЕР:
Мухаммед Али в первом бою. Я попытался оказать давление и запереть его у канатов, потому что он был опасен на дальней дистанции. План для меня заключался в том, чтобы держаться вблизи от него, и я сильно вредил его корпусу во время этого боя. На самом деле до нашего матча-реванша в Ванкувере он спрашивал моего тренера, планируем ли мы снова идти за его корпусом. После нашего первого боя Али доставили в больницу Св. Михаила в Торонто с кровоточащими почками, тогда как я пошёл танцевать с женой.
ЛУЧШИЙ ПАНЧЕР:
Майк Дежон и Джордж Форман, хотя рефери помогал Майку в нашем бою не один раз. Я нокаутировал Дежона в конце второго раунда, но рефери отвел его обратно в угол, где после дебатов было решено, что я ударил его ниже пояса. На самом деле я нанёс ему полдюжины оставшихся без ответа ударов, но они оштрафовали меня и отдали раунд Дежону. Это было смешно. В шестом я его снова уронил и рефери поднял его во второй раз. С таким судейством, мне посчастливилось получить решение большинства, в то время как по факту я дважды его нокаутировал. Тем не менее, когда он был на ногах, он был резким панчером с хорошим апперкотом.
Джордж Форман имел очень тяжелые руки, и его удары были разнообразными. Лучшей его аналогией можно было назвать Джо Фрейзера и Джерри Кварри, которые были эквивалентны тому, что Вас поразил автомобиль со скоростью 100 миль в час, но когда Джордж приземлял удар, это было похоже на то, что в вас врезался грузовик со скоростью 50 миль в час. В его ударах было больше веса. Тем не менее я был расстроен тем, что рефери остановил наш бой (в третьем раунде), потому что я был в порядке, а Форман уставал. Он был измотан, и я, честно говоря, полагаю, что имел бы шанс его нокаутировать, если бы мне разрешили продолжить. Посмотрите, что случилось с ним в Заире четыре года спустя.
Я встретил Али в Онтарио, незадолго до его поездки в Африку, и он спросил меня, что я думаю о его бое с Джорджем. Я сказал ему, что Джордж бросает удары в окно и тратит свою энергию. Али ответил, что у него есть кое-что для Формана, но я не понимал, что он имеет в виду, пока не посмотрел бой и не увидел что сделал Али.
ЛУЧШАЯ ЗАЩИТА:
Джо Фрейзер, верите в это или нет. Он имел очень тяжелый удар и природные навыки. Его признают как великого бойца, но не многие люди отдают должное Джо за его защитные навыки. Апперкот был ударом к которому он был очень чувствителен, как мы видели в бою Джо против Джорджа Формана. Джо отлично избегал прямых ударов, что стало одной из причиной того, что он создал Али так много неприятностей в их первом бою. Он ускользал от ударов и не оставлял крупных брешей в защите.
САМЫЕ БЫСТРЫЕ РУКИ:
Мухаммед Али снова. Его удар был быстрее, чем любой удар с которым я когда-либо столкнулся. Флойд Паттерсон был близок, но Али определенно недосягаем с точки зрения скорости рук. Флойд и я сделали Бой 1965 года по версии журнала RING, что было круто в то время. Бой был близким, и его можно было отдать в любую пользу, но Паттерсон был из Нью-Йорка, а мы сражались в Мэдисон сквер гарден. Я не был удивлен, что решение было в его пользу.
САМЫЕ БЫСТРЫЕ НОГИ:
Гектор Эдуардо Корлетти в Лондоне. Он бежал, со скоростью мотоцикла в ту ночь. Я смеялся, потому что он прыгал по рингу и было забавно это наблюдать. Ирония в том, что он адски бегал против меня, но обменивался ударами с Джерри Кварри и Элом Льюисом и позволил им себя нокаутировать.
Корлетти получил решение против меня, несмотря на то, что я потряс его довольно серьёзно. Другое дело, что в Англии не поощряли размены, почти до такой степени, что они этого не допускали, и это мешало мне показать мою лучшую работу. Мне жаль, что я не могу получить копию этого боя, потому что я не видел его с 1966 года.
ЛУЧШИЙ ПОДБОРОДОК:
Мухаммед Али. Со слов его тренера, Анджело Данди, я потряс Али в 5 раунде реванша, но он нашёл выход и победил меня. Я достал его левым крюком в точку на подбородке и, хотя это не было сильно, удар был прекрасен по точности. Он пережил точно то же самое с Эрни Шейверсом несколько лет спустя. До сих пор, после двадцати семи раундов наших боёв, определенно считаю его подбородок наиболее надежным.
ЛУЧШИЙ ДЖЕБ:
Мухаммед Али. У него был лучший джеб, но это показывает разницу между нашими боями один и два. В матче-реванше я смог использовать свой джеб против него, и у меня был настоящий успех. Данди сказал, что он был удивлен, что я перестал бросать его во второй половине боя, потому что время от времени я оказывался близок к уровню Али. Джеб важен, он настраивает все ваши другие удары, но я не использовал джеб так, как Мухаммед его использовал. Еще раз посмотрите наш матч-реванш, и вы увидите, что я слишком рано прекратил использовать свой джеб.
СИЛЬНЕЙШИЙ:
Джордж Форман, но мы не узнали, смог бы он сохранить силу на весь бой. Ей Богу, я думаю, у меня могли быть шансы. Джордж уставал по мере боя, дышал очень сильно. Моя способность принимать хорошие удары никогда не была под сомнением, в то время как выносливость Формана была. Позднее Али использовал эту слабость Джорджа. С точки зрения интеллекта, "Грохот в джунглях" был лучшим боем, что я видел.
УМНЕЙШИЙ:
Мухаммед Али был самым умным. Всякий раз, когда ему было больно, он находил путь из этого, и это было связано с его опытом. Несмотря на все его качества бойца, он пережил много неприятных моментов, умея отлично блефовать. В него было трудно попасть и когда вы в конце концов добирались до него, он обманывал вас, а это, возможно, был ваш единственный шанс. У него было много трюков в рукаве.
Таким образом, с точки зрения оппозиции, резюме Чувало является звездным, но бывший претендент на титул чемпиона мира был заинтересован в том, чтобы обратиться к некоторым из имен, не попавших в его список из 93 проведённых поединков. Он сражался с Али, Фрейзиром и Форманом, но один великий тяжеловес ускользнул от него.
"Когда я покидал бокс, Кенни Нортон пришёл", - сказал Чувало, о бывшем чемпионе. "Никогда не было разговоров об этом бое, но он был крутым парнем с неудобным стилем и приличной силой удара. Кенни любил оставаться на дистанции с опущенной левой рукой, так что для меня было бы важно перевести бой на ближнюю. Его подбородок не был самым большим достоинством, поэтому я думаю, что с Кенни у меня все было бы в порядке, но в то же время никогда не знаешь, что может произойти в бою".
«Генри Купер не хотел боя со мной, когда он был чемпионом содружества. В своей биографии он назвал меня проблемой, и Британский совет по боксу всегда защищал его. Канадская федерация бокса никогда не выступала в мою поддержку, и это до сих пор неприятно для меня. На них давила Англия, которая была лидером империи».
Чувало продолжал:
"Я был готов сражаться с кем угодно. Единственный, кого я действительно пропустил, был Сонни Листон, потому что, когда я подписал контракт с ним (в декабре 1970 года), он уже был мертв в течение недели. Он скончался после того, как я отправил телеграмму промоутеру, согласившись с условиями боя на Монреальском форуме. Через день или около того новости вспыхнули информацией о том, что бывший чемпион мира в супертяжелом весе Сонни Листон найден мертвым в своем доме в Лас-Вегасе. Я фактически подписал контракт, на бой с мертвецом".
Во время своей 22-летней профессиональной боксерской карьеры Джордж Чувало был максимально боеспособен, но гораздо большие удары ожидали уроженца Торонто, когда он, наконец, ушел из спорта в 1978 году.
"Я потерял жену (самоубийство), трех сыновей (один самоубийство и два - из-за наркотиков) и потерял внучку", - сказал Чувало, который прошел через ад на земле. "Внучка скончалась от рака. Она была красивой девушкой, школьной учительницей, которая говорила на трех языках. Во многих отношениях её потеря потрясла меня больше других. Я до сумасшествия любил ее, у нее впереди была вся жизнь. Ей было всего 30 лет".
Многие на его месте сдались бы от сердечной боли и горя, но не Джордж Чувало. Не внутри ринга и не снаружи. Возможно, он не достиг вершины своей избранной профессии, но если речь ведётся о преодолении и продвижении вперед, Чувало мало кто мог бы сравниться с ним.
Джордж повторно женился в 1995 году, и он, и его жена Джоанн очень активны в борьбе против наркотиков.