20 лет назад 29 апреля 2000 года будущий член зала славы бокса Леннокс Льюис казалось должен был считаться общепризнанным королём тяжёлого веса, но реальная ситуация не была похожа на это. В умах многих он не являлся бесспорным чемпионом.
Льюис до сих пор не получил шанса выяснить лучшего в бою с экс-чемпионом мира в тяжёлом весе Майком Тайсоном. Даже несмотря на то, что Льюис по общему мнению дважды победил бойца, победившего Тайсона в лице Эвандера Холифилда, тем не менее у многих имелись сомнения в чемпионе, которого, кажется, гораздо больше ценят многие годы спустя после того, как он нанес последний удар, чем в то время когда он ковал своё наследие в ринге.
Итак, в начале 2000 года Льюис и его люди получили звонок. Это была команда Майкла Гранта с предложением о проведении поединка в апреле 2000 года в знаменитом Мэдисон Сквер Гарден в Нью-Йорке, с которым у Льюиса последний год были связаны не самые положительные воспоминания.
Это стало точкой отсчёта, приведшей к «Two Big» - первому бою сверхразмерной эпохи. Матч установил новый стандарт для высоты и веса участников титульных поединков в тяжёлом дивизионе (пока он не был превышен 24 марта 2001 года в первом поединке за титул чемпиона мира с оппонентами весом более 500 фунтов между Владимиром Кличко с 246 фунтами и Дерриком Джефферсоном весом в 260¼ фунтов (506 фунтов в совокупности) и ар совокупной высоте 13 футов 6 дюймов в титульном поединке Николай Валуев-Джамиль МакКлайн за титул чемпиона мира по версии WBA 20 января 2007 года).
Льюис атакует Холифилда в ходе их реванша. Photo by Jeff Haynes/AFP via Getty Images
За пять месяцев до вызова Гранта Льюис исправил одно из самых несправедливых решений в истории бокса, когда победил Холифилда в их реванше в ноябре 1999 года. Спортивный мир был шокирован, когда результатом первого поединка Льюиса и «Real Deal» была объявлена ничья раздельным решением судей 13 марта 1999 года, после того как неопытный судья Юджиния Уильямс позорно насчитала победу Холифилда 115-113, а судья Ларри О'Коннелл каким-то образом увидел итогом боя ничью 115-115.
Это решение выглядело нелепо с учётом того, что в ходе боя Льюис донёс почти столько же ударов, сколько Холифилд выбросил (общее число ударов Льюиса 348/613 (57%) к 130/385 (34%) у Холифилда). Льюис более чем вдвое превзошёл Холифилда в силовых ударах: 161/249 (65%) против 78/214 (36%) и более чем в три раза в джебах: 187/364 (51%) к 52/171 (30%).
Тем не менее, двое из находившихся в рингсайде увидели происходившее в ринге иначе.
«Меня ограбили», - справедливо возмущался Льюис. «Я контролировал бой от начала до конца. Я чувствовал, что выиграл. Это было мое время сиять и меня лишили этого».
Представитель Associated Press отдал победу в бою Льюису 117-111. Неофициальный судья в рингсайде от HBO покойный Гарольд Ледерман, также насчитал 117-111 в пользу Льюиса, как и младший редактор Ring Magazine. Джим Лэмпли был так зол, что с ярко-красным от возмущения лицом выкрикивал: «Это позор!».
Льюис устранил все сомнения относительно того, кто являлся неоспоримым чемпионом мира в тяжёлом весе восемь месяцев спустя, единогласным решением судей победив Холифилда и став бесспорным чемпионом мира в тяжёлом весе впервые за семь лет, с того момента когда Риддик Боу нанёс поражение Холифилду в ноябре 1992 года.
По иронии судьбы, Боу потерял этот статус, когда отказался сражаться с Льюисом за титул WBC. Боу не хотел боя с Льюисом, который победил его в поединке за золотую медаль в тяжёлом весе на Олимпийских играх 1988 года в Сеуле
Всё это предшествовало вызову, брошенному Льюису Майклом Грантом, которого тренировал Дон Тёрнер, тренер Холифилда в двух победных боях с Тайсоном и поединках против Льюиса.
Photo: The Ring Magazine via Getty Images
Грант считался прототипом тяжеловесов будущего. Он являлся крупным, атлетичным и не был излишне изношен, как это происходит с большинством бойцов за годы спаррингов и войн в зале. По какой-то причине Льюис не воспринимался фанатами и специалистами так, как он того заслуживал. Он охотно шёл на контакт, был умён, но ему не хватало той захватывающей искры, которая была присуща Тайсону, Боу и Холифилду. Льюис был слишком умён, чтобы участвовать в столь любимых спортивными фанатами войнах не на жизнь, а на смерть и, как следствие, его называли скучным.
В то же время Льюис был опасен. Боу избегал его. Тайсон избегал его.
Грант и Тернер полагали, что они видят слабости Льюиса. Они думали, что могут использовать его сомнительный подбородок. Они также имели превосходство в размерах. Грант, чей возраст составлял 27 лет, обладал ростом в 6 футов 7 дюймов, имел 86-дюймовый рич и весил 250 фунтов. Грант вступал в поединок с рекордом 31-0 (22 нокаута). Льюису исполнилось 34 года, он имел рост 6 футов 5 дюмов, вес 247 фунтов и рич в 84 дюйма. Льюис также собрал в послужном списке запись 35-1-1, с 27 нокаутами и являлся олимпийским золотым медалистом с любительским рекордом 85-9. Грант провёл всего 12 любительских боёв. Его самым большим любительским достижением был выход в полуфинал национальных «Золотых перчаток» 1994 года, где он проиграл Джефферсону.
«Мне было по-настоящему интересно, что они думали, принимая бой», - говорит Льюис, вспоминая. «Какого чёрта и о чём они думают. Я был в шоке когда они сделали это. Я подумал про себя: «Эти парни всерьёз думают, что Грант может победить меня? Это основано на его размерах? Они что, считают, что это позволит им победить? Или же он лучше чем я думаю?». Я пребывал в недоумении.
Затем я увидел, что Холифилд находится рядом с ним, и увидел, что Холифилд вышел на ринг с Грантом той ночью. Но я знал, что давлеет надо мной. Я всё ещё не мог понять, почему меня недооценивают. У меня была обширная любительская карьера, а у Гранта её почти не было. Меня недооценивали. Бойцом, поединок с которым мне требовался являлся Тайсон.
Они не хотели меня признать. Я был там и мир бокса не мог не замечать меня. Тайсон не хотел драться со мной и даже заплатил мне, чтобы встретиться с Эвандером Холифилдом, полагая, что он более легкий вариант. Мы знаем, что Тайсон допустил ошибку, потому что, если вы помните, в то время считалось, что с Холифилдом покончено. Люди считали, что Тайсон убьёт его. Мы знаем, что произошло дальше.
Я хотел не оставить вопросов, а Тайсон оставался препятствием в то время. Я не хотел, чтобы возникла ситуация, когда люди говорили бы: «Тайсон победил бы, Холифилд победил бы Леннокса Льюиса». Есть причина, по которой поединок против Гранта состоялся. Никто не хотел драться со мной».
Поединок Льюис-Грант был объявлен, как «Два Больших, 12 футов и 500 фунтов боя».
Через неделю после того, как Льюис победил Холифилда в ноябре 1999 года, Грант одержал победу над Эндрю Голотой, в поединке в ходе которого он дважды вставал после нокдаунов в первом раунде, чтобы вынудить Голоту сдаться в 10-м раунде после того, как тот оказался сбит с ног.
«Я знал, что Грант не имеет достаточно опыта и в этом плане я обладаю преимуществом», - вспоминает Льюис. «Я вошёл в бой против Гранта очень уверенно, но не излишне уверенно. Я считал, что контроль ринга останется за мной, но вы помните, что Грант вышел и попытался контролировать ринг. Он пришёл за мной. Чтож, если он собирался стать быком, я мог стать матадором.
Я искренне был удивлён тем, что Грант пришёл за мной подобным образом. Дон Тернер сказал ему сделать это. Они думали, что я слаб. Я понятия не имею, откуда взялась эта идея. Я решил, что у меня всё ещё осталось что доказывать. После того, как я победил великого Холифилда, они вывели против меня этого парня. Как они собирались подготовить его ко мне? Не было никакого способа, которым он мог бы побить меня.
Грант не мог победить меня в ближнем бою. Он не победил бы меня на дальней дистанции и не победил бы меня засчёт силы, движения или опыта».
Льюис находился на этапе своей карьеры, когда ему не нужны были пояса. Условие, которое у него было в матче-реванше против Холифилда, сводилось к тому, что победитель должен был провести обязательную защиту пояса WBA против Джона Руиса. Льюис же был нацелен на Тайсона.
Агрессия Гранта сделала бой коротким. Photo by Al Bello /Allsport
«То, как напал на меня, Грант в действительности привело его к поражению», - вспоминает Льюис. «Первый нокдаун стал следствием апперкота, а затем я последовал правым в голову, который как я помню, попал ему в височную область. Грант имел рост 6 футов 7 дюймов, но строением он больше напоминал баскетболиста. У любого, кто выше, есть преимущество, но он им не пользовался.
Он допустил большую ошибку, которую не должны совершать крупные парни - он наклонялся. Когда он стал наклоняться, я понял, что смогу донести апперкот. Никто не научил его как использовать его рост. Это была ситуация знания. Я был меньшим парнем, но лучшим бойцом. Он был нетерпелив. Он пытался поймать меня ударом правой, но многие упали на свой меч, пытаясь ударить меня правой. Я проявил терпение.
Он продержался со мной два раунда, но если бы он не совершил ошибок, которые допустил, то смог бы продержаться четыре или пять раундов».
Льюис трижды сбил Гранта с ног в первом раунде. На первой минуте Грант удачно попал правой и Льюис отступил к канатам. Прессинг Гранта и его левый в корпус даже вызвали замечание Лэмпли: «Он лучший, более эффективный панчер, чем Льюис». Но повествование быстро изменилось. На 1:42 первого раунда аналитик HBO отметил: «Изо рта Льюиса уже течет немного крови».
На отметке 1:26 Льюис отправил Гранта на канвас. Толпа в Мэдисон Сквер Гарден взревела, когда Грант оказался на канвасе на спине. Грант поднялся когда рефери Артур Мерканте-младший досчитал до восьми. За 58 секкнд до перерыва Льюис зафиксировав шею Гранта левой, ударил правой и Грант отправился в угол, а его глаза буквально закатились. Хотя он не каснулся канваса, Мерканте по праву отсчитал нокдаун, досчитав до восьми к моменту когда осталось 45 секунд до конца раунда.
У Гранта не было достаточно времени, чтобы выстоять.
Один из нокдаунов Гранта в бою с Льюисом. Photo by Al Bello/ALLSPORT
Льюис сбил его с ног в третий раз разрушительным правым в подбородок в результате чего Грант рухнул, за 11 секунд до перерыва.
Когда Грант вернулся в свой угол, Тернер умолял его использовать ноги. Но у Гранта не осталось ног, мощь Льюиса замкнула их.
Второй раунд Льюис начал в атаке. Долговязый Грант продержался 173 секунды. Лэмпли отмечал, что к отметке 1:19 второго раунда Грант начал приходить в себя. Льюис, очень ловко ещё раз, наложил на затылок Гранта левую руку, пока Мерканте оставался справа от бойцов и ударил Гранта серией апперкотов. После пропущенного от Льюиса джеба Грант, которому не оставалось ничего иного как, наклониться, Льюис добавил ещё один правый апперкот, который сбил Гранта с ног последний раз.
Мерканте досчитал до девяти, когда Грант поднялся на ноги, но рефери мудро дал отмашку. Бой завершился на отметке 2:53 второго раунда.
Форман отметил, что Льюис удерживал Гранта, с чем согласился Лэмпли: «Абсолютно верно, ему удалось удержать голову, когда он донёс апперкот».
Форман продолжил: «Грант не должен был оказаться внизу». Но он был там.
Форман также подчеркнул, что Грант сделал глупость, необдуманно атаковав чемпиона мира в тяжёлом весе. Лэмпли заявил, что победа Льюиса над Грантом стала самым зрелищным поединком в его карьере.
Бой показал разницу между опытом и неопытностью, между бесспорным чемпионом мира в тяжёлом весе и тем, кто больше не получил шанса достичь того же уровня.
«Я просто пришел, чтобы победить», - сказал Льюис позже.
Два года спустя Льюис укрепил свой статус без оговорок лучшего тяжеловеса в мире, победив уклонявшегося от него призрака - Тайсона.