Кевин МакБрайд (справа) побеждает Майка Тайсона, техническим нокаутом в шестом раунде их боя 11 июня 2005 года. Paul J. Richards/AFP via Getty Images
Бывший тяжеловес Кевин МакБрайд всегда будет помнить 11 июня как день, когда он отправил в отставку Майка Тайсона.
Пятнадцать с половиной лет назад в Центре MCI в Вашингтоне, округ Колумбия, МакБрайд отправил Тайсона на канвас и, в конечном итоге, на пенсию. Это был невероятный подвиг для этого, являвшегося андердогом бойца и момент, который шокировал фанатов бокса по всему миру.
Ринганонсер Стив Альберт, который объявлял бой для платной трансляции на Showtime, утверждал, что Тайсон не сможет проиграть этот поединок, «даже если он будет стараться». Но это произошло.
МакБрайд рассказал ESPN о своём пути к этому бою, чувствах и ощущееиях которые он испытывал находясь на ринге и о том, по какой причине ему не удалось извлечь выгоду из самой большой победы в своей карьере.
Генезис
Кевин МакБрайд представлял Ирландию на Олимпиаде 1992 года в Барселоне. Paul J. Richards/Getty Images
Как и многие другие боксёры, выросшие в 80-ые годы ХХ века, МакБрайд боготворил Майка Тайсона. «Железный Майк» стал самым молодым чемпионом в тяжёлом весе в истории бокса, когда за два раунда боя победил Тревора Бербика в 1986 году и правил в тяжёлом весе, пока не потерпел шокирующее поражение от Бастера Дугласа в начале 1990 года.
Тайсон был не просто боксёром - он являлся международной иконой. В том числе для парня из городка Клонес в Ирландии.
Именно в тот период МакБрайд начал свою любительскую карьеру, которая в конечном итоге привела его к тому, что он заслужил право представлять свою страну на Олимпийских играх 1992 года в Барселоне.
«Когда я был ребёнком и рос в Ирландии, я тренировался у Джерри Рехилла», - вспоминает МакБрайд. «Джерри говорил: «Слушай, продолжай тренироваться и найдёшь своё место» и я добрался до Олимпийских игр 1992 года. Это было просто сюрреалистично».
Несмотря на то, что ему не удалось подняться на подиум, МакБрайд говорит, что ему понравился опыт, полученный на турнире, где он встретился с Майклом Джорданом и легендарной командой мечты, а также побывал рядом с Карлом Льюисом на церемонии закрытия Олимпийских игр. Он покинул Барселону с медалью за участие, не столько разочарованный, сколько сосредоточенный на одной конкретной мечте.
«Я помню, как однажды сказал своему отцу: «Однажды я хотел бы сразиться с Майком Тайсоном», а он ответил: «Если ты будешь много работать и верить в себя, может быть, однажды это произойдет. Он умер в 1992 году в возрасте 51 года», - говорит МакБрайд. «Я положил олимпийскую медаль в его гроб».
Путь МакБрайда в профессионалах
Аксель Шульц, справа, одерживает победу над Кевином МакБрайдом (слева) техническим нокаутом в 9 раунде в 1997 году. Alexander Hassenstein/Bongarts/Getty Images
Макбрайд не был особо разрекламирован и его профессиональная карьера началась в 1992 году не вполне удачно, когда он свёл вничью бой против Гэри Чарльтона, у которого был рекорд 1-6. МакБрайд одержал 19 побед перед боем с Лу Монако. Возможно, даже более удивительным, чем его поражение 1997 года от рук Монако, у которого на тот момент в рекорде значилось 4-6-2, МакБрайд был остановлен годом позже в трёх раундах джорнименом Майклом Мюрреем, который вступил в бой, проиграв свои предыдущие семь поединков. Из всех победителей МакБрайда, Аксель Шульц (TKO9) был, безусловно, его самым известным соперником.
Но каждая из этих осечек стала тем, что в итоге привело МакБрайда к поединку против Тайсона. МакБрайд являлся парнем с довольно привлекательной репутацией, который не должен был оказать Тайсону реальное сопротивление.
Когда календарь перешёл на 2005 год, МакБрайд являлся простым парнем, который пытался зарабатывать на жизнь.
«Я участвовал в других боях - в том марте я был на ESPN, являлся хедлайнером шоу в бою против Кевина Монти. Я выиграл и у меня появился шанс сразиться с Майком Тайсоном», - рассказал МакБрайд. «Мне позвонили, предложив сразиться с ним, и я, конечно согласился. Всё, что они предложили, составляли 150 000 долларов. Я сказал: «Не ведите больше переговоров, я хочу просто выйти на ринг с ним». Когда я рос, это была моя мечта - сразиться с Тайсоном. Так всё закрутилось. Мне позвонили, подписать контракт. Я встретил легендарного Майка Тайсона. Я сказал: «Я ценю этот бой».
Для МакБрайда гонорар был не единственным, что имело значение. Сам шанс провести бой был бесценным. Тайсон, напротив, имел гарантированный гонорар в 5 миллионов долларов.
«Все остальные были отчасти жадными, искали большего, но мне было все равно - я бы дрался с ним бесплатно», - сказал МакБрайд. «Когда ты боец, ты готов отдать многое просто за то, чтобы встретиться с легендарным Майком Тайсоном, а тем более за возможность боксировать с ним».
Тренируемый Гуди Петронелли (наиболее известным своей работой с Марвином Хаглером в паре с братом Пэтом), МакБрайд имел друга, который владел баром и вкладывал деньги в оплату спаррингпартнёров и тренировочные расходы. До боя МакБрайд посещал гипнотизёра. По его словам внушения были довольно простыми: «Каждый раз, когда Майк Тайсон бьёт тебя, улыбайся».
Когда он ложился спать во время тренировочного лагеря, последнее, что видел МакБрайд, было отфотошопленное изображение Тайсона. После просмотра «Человека-Золушки» МакБрайд видел себя современным Джеймсом Брэддоком.
Бывший чемпион мира в тяжёлом весе Майк Тайсон (слева) пытался запугать Кевина МакБрайда (справа) на пресс-конференции перед боем. Evan Vucci/AP
На пресс-конференции, на которой было объявлено о событии, Тайсон пытался запугать МакБрайда, пообещав «выпотрошить его, как рыбу».
Не впечатлённый угрозой МакБрайд ответил: «Приятель, когда я ударю тебя в подбородок, ты улетишь до Ирландии».
МакБрайд чувствовал, что Тайсон его не опасается.
«Он, вероятно, говорил себе: «Я не хочу проигрывать бойцу этого калибра», но я был достаточно хорош, чтобы добраться до Олимпиады, мне пришлось пройти квалификацию, я был чемпионом Ирландии. Я спарринговал с тяжеловесами Рэем Мерсером, Риддиком Боу, Джонни Руисом. Я спарринговал со многими чемпионами».
В ночь перед поединком МакБрайд заявил своему адвокату, что не выйдет на ринг, если в его руках не будет денег.
«Они пошли в банк и мне заплатили перед боем. Так что всё, что мне нужно было сделать, это услышать звонок».
Бой
Кевин МакБрайд (слева) пытался выжить в первом раунде боя против Майка Тайсона (справа). Pablo Martinez Monsivais/AP
Когда МакБрайд вышел на ринг перед 20-тысячной толпой мелодия, которую играли двое мужчин на волынках была заглушена громкими насмешками фанатов, пришедших увидеть Тайсона, а не его оппонента. Для дружелюбного МакБрайда это определённо стало устрашающей сценой.
«Во что, черт возьми, я ввязался?» - думал я, приближаясь к рингу.
В то время Тайсон был загадкой для всех, поскольку он проиграл нокаутом два из своих последних трёх боёв. Но перед ним всё ещё оставался трепет, по крайней мере, первое время.
«Он вселял в каждого страх перед Богом», - вспоминает МакБрайд. «Но что хорошо во мне, я не боюсь, потому что люблю спорт. Я бы дрался с Майком Тайсоном даром. Просто чтобы выйти на ринг, вступить с ним в обмен и ударить его».
Для МакБрайда выжить в первом раунде уже само по себе стало моральной победой. Прежде чем он смог победить Тайсона, ему пришлось справиться с собственными нервами.
«Господи, он самый устрашающий боец на свете», - сказал я себе. «Это самый опасный человек в мире. Но я попросту был сосредоточен на победе любым возможным способом».
По окончании первого раунда существенное препятствие было устранено.
«Я уверен, что он и его команда подумали: «Это прогулка в парке».
Тайсон неплохо стартовал, демонстрируя проблески своей фирменной мощи, когда бил МакБрайда с обеих сторон корпуса. МакБрайд признаёт, что даже эта версия Тайсона была «одним из самых сильных атакующих бойцов, с какими я когда-либо сталкивался».
В боксе есть вера в то, что мощь - это последнее, что нужно бойцу и в этом бою по словам МакБрайда у Тайсона отсутствует один важный компонент.
«Он не был достаточно быстр», - рассказывает МакБрайд. «Десятью годами ранее я, возможно, не долго бы протянул».
Хотя Тайсон нанёс несколько быстрых ударов, они, по большей части, были одноударными. Подобный вихрю комбинационный панчер, который когда-то доминировал в дивизионе, остался в прошлом. Его прежде мастерские движения верхней частью тела теперь сводились к тому, что время от времееи у него получалось уклониться от удара. Тайсон стал плоскостоп и застаивался.
В то время как в дебюте он отставал на картах, по ходу боя МакБрайд наращивал обороты, постепенно обретая уверенность. По большей части его стратегия заключалась в том, чтобы опираться на Тайсона и давить на него, опуская его голову вниз. Рефери Джо Кортез неоднократно предупреждал МакБрайда за эту незаконную, но эффективную тактику. МакБрайд, который вышел в ринг с весом 271 фунт, давил на 233-фунтового Тайсона особенно во время их клинчей.
«Я опирался на него всем своим весом», - говорит Макбрайд. «Я был более крупным и сильным».
Кевин МакБрайд (слева), отправляет Майка Тайсона на канвас в шестом раунде. Ed Mulholland/WireImage
По мере того, как время поединка шло, МакБрайд начал давать всё большую свободу рукам, но именно то, что он выстоял в первых раундах, когда у Тайсона всё ещё оставалось что-то в бензобаке стало ключевым.
«Я становился всё сильнее и сильнее», - сказал МакБрайд. «И я чувствовал, как из него уходит энергия».
Сдвиг импульса был незаметным, но очевидным. Если не считать нескольких серий, атаки Тайсона стали сходить на нет. К пятому раунду было заметно, что МакБрайд не сдастся, поскольку он начал наносить больше рубящих ударов правой с близкого расстояния.
Понимавший, что один удар Тайсона может перевернуть ситуацию, МакБрайд по его словам, ни секунды не чувствовал себя комфортно. Но когда Тайсон вышел в шестом раунде, МакБрайд, казалось, оказался в отчаянном положении. Толпа вскочила на ноги.
«Он очень сильно ударил меня в шестом раунде», - говорит МакБрайд. «Я схватил его и сказал: «Это всё, что у тебя есть?». И тогда он попытался сломать мне руку и попытался откусить мне сосок. Слава Богу, у него была капа.
Люди не понимают какая это боль. Можно только представить укус с надетым мундштуком - он кусает, дёргает и вы кричите: «ААААА !!!», а потом это попросту вовремя соскользнуло. Он был как чокнутый - этот человек, сумасшедший. Я знал, что он хотел победить любой ценой».
Через сорок секунд шестого раунда Кортес снял с Тайсона два очка за умышленное нанесение МакБрайду удара головой, в результате которого он получил рассечение над правым глазом.
«В глубине души я знаю, что когда ты попадаешь в такую ситуацию, ты хочешь выиграть, а не проиграть», - сказал МакБрайд. «Это твоя мечта, твоя жизнь. Он просто хотел попасть на следующий бой и заработать ещё немного денег, чтобы оплатить свои счета».
Тем не менее, несмотря на всё это, МакБрайд не только выдержал шторм, но к концу раунда Тайсон оказался на канатах. Он поймал Тайсона серией ударов правой и апперкотов, от которых экс-чемпион пошатнулся.
А потом это произошло ...
Майку Тайсону потребовалось время, чтобы встать после падения в 6-м раунде. Он не вышел в 7-й раунд.. Paul J. Richards/Getty Images
Тайсон сидел на канвасе, опёршись на нижний канат. Хотя это и не стало официальным нокдауном, последствия были очевидны: Тайсону пришёл конец.
«Говорят, я толкнул его, но если вы посмотрите конец шестого раунда то увидите, что я поймал его левым хуком», - говорит МакБрайд. «Он как бы упал на землю и вроде даже не пытался встать».
«Это было похоже на сон, сказку», - говорит МакБрайд о моменте когда понял, что победил. «Вы себе это не можете представить. На моём лице была широкая улыбка, но в глубине души было грустно, потому что я знал, что этот парень - легенда, что мир любит его».
Раунд закончился и Тайсон медленно поднялся на ноги, а Кортес сказал ему: «Иди в свой угол, это был толчок». Он опустился на табурет. Тренер Джефф Фенек сказал Кортесу «Хватит» и бой был прекращён.
После того, как внутри ринга утихла эйфория к МакБрайду подошел Мухаммед Али.
«Он приблизился ко мне, начал наносить мне удары, по шесть за раз», - говорит МакБрайд. «Я ощутил ветер, а он сказал: «Ты последний, я всё ещё Величайший». За деньги этого не купишь».
«Независимо от того, победа или поражение, это было похоже на волшебство», - продолжает он. «Трудно поверить, что прошло 15 лет. Время летит очень быстро».
После боя
Легенда тяжёлого веса Мухаммед Али был в рингсайде MCI Center наблюдая бой Майк Тайсон-Кевин МакБрайд. Paul J. Richards/Getty Imges
Победа над Тайсоном не слишком изменила жизнь и карьеру МакБрайда.
«Это не изменило ничего», - говорит МакБрайд. «Я хотел, получить шанс, побороться за титул чемпиона мира, но этого не произошло. Я никогда не был в той форме, в которой должен был быть. Для боя против Тайсона, к которому я тренировался, я готовился восемь-девять недель. Победа была для меня как сбывшаяся мечта, это чувство, которое никто никогда не сможет у меня отнять».
До конца карьеры МакБрайд провёл ещё восемь поединков, шесть из которых проиграл. Его последний бой состоялся в 2011 году и закончился поражением нокаутом в четвёртом раунде Мариушу Ваху.
МакБрайд, который сейчас живёт со своей женой Даниэль и двумя детьми, Грейнн (15 лет) и Каоймхином (12 лет) в пригороде Бостона работает в компании Brendan Hoarty Tree Services.
«Легче валить деревья, чем вырубать парней», - шутит он. «Я хотел бы иметь деньги… иметь хороший дом, чтобы мои дети были обеспечены на всю жизнь».
Но у Макбрайда нет горечи. Его приоритеты сегодня просты.
«Просто быть хорошим, надёжным отцом и мужем», - говорит он. «Я трезв, я люблю жизнь и проживаю её день за днём».
Как многие фанаты бокса, МакБрайд был удивлён решением Тайсона возобновить карьеру.
«Если бы он вызвал меня и деньги были правильными, я бы набрал форму и снова дрался с ним, дав ему реванш», - пошутил он. «Может быть, вы, ребята, позвоните Тайсону и скажете: «Послушай, мы хотим снова устроить твой бой с Кевином». Может быть тогда, я смогу отправить своих детей в колледж и заработать что-то сверх этого».
В 2019 году на церемонии в Международном зале боксёрской славы в Канастоте МакБрайд случайно встретился с Тайсоном.
«Я подошёл к нему и сказал: «Привет, Майк, ты меня помнишь?». Он ответил: «Да, Кевин, я тебя помню».
Как оказывается, МакБрайд не единственный, кто не забыл ту ночь 11 июня.