Иезекииль Обандо вот уже несколько лет тренирующий группу боксёров в Алахуэле, что в Коста-Рике является довольно интересным человеком. Как и многие другие, посвятившие свою жизнь боксу, в преклонном возрасте он стал чем-то вроде карикатуры на себя самого, но известно, что в местном боксёрском сообществе он довольно уважаем. Несмотря на почтенный возраст, он много времени проводит в зале - держит лапы, тейпирует руки своих бойцов и командует своим юным подопечным.
Не секрет, что Обандо приложил усилия к продвижению множества местных вечеров бокса. Намного менее известно, что Обандо однажды представилась возможность разделить ринг с великим Роберто Дюраном.
Ко второй половине 1978 года Роберто Дюран имел послужной список 64-1. Он долгое время правил в качестве чемпиона мира в лёгком весе и уже был всемирно известным боксёром, заставившим с собой считатся, но все ещё находился на пути превращения в легенду ринга. Тем не менее, в Панаме того времени по своей популярности Дюран уже был близок к статусу рок-звезды.
Доступные базы данных сообщат вам, что 1 сентября 1978 года Дюран сразился с бойцом из Коста-Рики Иезекиилем Обандо, имевшим послужной список 0-3, но эта вовсе не вся история.
В январе 1978 года Дюран провёл свой последний поединок в лёгком весе. Он вернулся в апреле того же года, чтобы выступить хедлайнером шоу в Мэдисон Сквер Гарден. В поединке в лимите полусреднего веса, Дюран в 10 раундах одержал победу решением над левшой Адольфо Вируетом. Он планировал сражаться на той же арене с опасным Монро Бруксом в начале декабря, в связи с чем видел необходимость провести промежуточный настроечный бой. К тому же, дополнительный оплаченный день и время в ринге не были лишними для Дюрана, который, чувствуя себя на родине особой королевских кровей, хотел порадовать земляков, сразившись перед домашней публикой. И Обандо получил звонок.
На самом деле послужной список Обандо не был 0-3 в то время. В те дни, как впрочем и в наше время, Коста-Рика не была известна как Мекка бокса, но Обандо имел порядка 30 профессиональных боёв за плечами. Он уже сражался в Панаме и в своём предыдущем бою 4 августа 1978 года достойно прошёл семь раундов боя с опытным Эмилиано Вилла. Вилла был олимпийцем 1972 года, который в 1976 году, всего через два месяца после поражения решением от Уилфреда Бенитеса в попытке завоевать титул чемпиона мира по версии WBA в суперлёгком весе, встретился с Дюраном, продержавшись с ним до седьмого раунда боя.
Обандо вспоминает: «Бой с Виллой стал для меня хорошим ориентиром. Это был хороший бой, а Вилла был известным парнем». Предложение о бое с Дюраном поступило мне примерно за три недели до назначенной даты боя. Вы должны суетиться, чтобы заработать. Я не хочу говорить, сколько именно они мне заплатили, но это было от 5000 до 10000 долларов, а в те дни я проводил 10-раундовые бои за 500-800 долларов. Конечно, я сказал да».
Ранее Дюран уже дважды боксировал с костариканцами - с Альваро Рохасом во Флориде и с Марвином Кастаденой в Панаме и не затратил на каждого из этих боксёров более одного раунда. Дюран также боксировал в Коста-Рике, где защищал свой титул чемпиона мира в лёгком весе от притязаний Масатаки Такаямы в декабре 1974 года, также одержав победу в первом раунде.
Обандо рассказывает: «Когда Дюран сражался с Такаямой, я был там, держал для него лапы и мы спаррировали. Он был сосредоточен на том, чтобы разогреться и подготовиться и не запомнил меня».
Обандо сел на самолет в Панаму для короткого перелёта со своим тренером Альфредо Эструше.
«Фредди был наполовину мексиканцем, наполовину кубинцем», - вспоминает он. «И он на постоянной основе работал в моём углу. Билеты на самолет это было прекрасно, потому что когда я пересекал эту границу на автобусе в предыдущий раз, перед боем, возникали всяческие проблемы».
Обандо прибыл в Панаму за восемь дней до боя и смог воочию увидеть ажиотаж и безумие фанатов и СМИ, окружавшие Дюрана.
«Если вы занимались боксом в Лос-Анджелесе в 90-х, вы знаете об отеле «Александрия» и тренажёрном зале на Мейн-стрит. Это был эпицентр, где был безумный кипящий котёл касательно того, что было связано с боксом. То же самое в 70-е годы происходило в Панама-Сити в отеле «Soloy», который был тогда лучшим отелем этой страны. Мы тренировались и общались с прессой в тренажёрном зале «El Marañon».
К сожалению, этот легендарный тренажёрный зал был разрушен в 1990-х годах и ныне по месту, где он располагался проходит проспект Бальбоа.
Обандо рассказывает больше. «Я помню «Кариллу», она была везде. «Карилла» - мексиканский термин, я думаю, в наши дни синонимом является «издевательство». Знаешь, они не относятся к тебе плохо, по сути, это было больше похоже на постоянное психологическое давление. «Дюран побьет тебя, он побьет тебя», звучит отовсюду. Был один парень, который являлся владельцем ресторана, где мы питались, так вот его просто нельзя было заставить замолчать. «Дюран - лучший, ты не сможешь победить Дюрана, у тебя нет шансов». Сюрприз для меня наступил в конце, когда поев мы уходили. Он подослал ко мне свою дочь, которой, должно быть, было семь лет, и она плакала. Она сказала мне со слезами на глазах: «Пожалуйста, не деритесь, потому что Роберто Дюран убьёт вас». Я не мог поверить в это безумие».
Тут Обандо считает необходимым поделиться своим мнением: «Панамцы до сих пор так относятся к своему боксу», - смеётся он, наслаждаясь воспоминаниями.
Бой проходил в Gimnasio Nuevo Panama - здании, которому в 1978 году исполнилось всего 8 лет. Арена официально вмещала 8 000 человек, но у Обандо свои воспоминания по данному поводу.
«Арена была более чем полна, поэтому атмосфера была сумасшедшей».
В 2008 году, после реконструкции эта арена была переименована в Арену Роберто Дюрана.
«Он остановил меня во втором раунде», неловко улыбается Обандо. Продолжая вспоминать он говорит подробнее: «Первый раунд прошёл спокойно. Он не пытался запутать меня, не подпортил мне лицо и не особо создал других проблем. Однако во втором раунде он поймал меня ударом в корпус».
Рука Обандо поднимается, прикрывая область живота, и он, кажется, чувствует отголоски того удара, пропущенного им более 30 лет назад.
После завершения карьеры боксёра в середине 1980-х, Обандо жил в Калифорнии, где сотрудничал с несколькими промоушенами, включая Forum Boxing, Top Rank и All-Star Boxing организуя мероприятия в Мексике и южной Калифорнии. На протяжении 90-х годов он был лицензированным матчмейкером в штате Калифорния, но вернулся в Коста-Рику в 2004 году. Вернувшись на родину, он совмещал работу промоутера и тренера, обучая боксу новое поколение местных бойцов. Он привёл к титулу чемпионки мира по версии WBO в полусреднем весе Ханну Габриэль и был главным тренером Брайана «Тикито» Васкеса, который в настоящее время занимает высокие места в рейтинге боксёров легкого веса. Обандо гордится своим вкладом в победы костариканских боксёров.
Ныне ему за 60 и Обандо борется с раком желудка вот уже несколько лет, но каждый день он вовремя появляется в спортзале. Сегодня он занимается обучением юниоров, и оживляется, рассказывая о своих подопечных.
«Этот малыш станет чемпионом мира», - с гордостью говорит он и повторяет эти слова раз за разом, указывая на своих воспитанников. «Грейвин Васкес уже имеет 6-0, а Дэвид Лобо с 16-0 готовится к международным боям».
Занимаясь тем, чем он занимается Обандо, стремится работой в боксе противостоять своей болезни.
«Бокс у меня в крови, я не могу остановиться, и подвести своих молодых воспитаников».
Отвечая на преложение поделиться заключительной мыслью о Дюране, Обандо говорит:
«Мы теперь друзья и когда видимся, то тепло общаемся. У него есть ресторан в Панама-Сити, который называется «Tasca» и мы ели там вместе в последний раз, когда я его видел».
Когда разговор с Обандо подходит к концу, он встаёт и расстёгивает ремешок наручных часов. Сняв часы, он показывает их.
«Посмотри, это подарок Дюрана». Первое, что бросается в глаза на задней панели часов - выгравированная подпись Роберто Дюрана».
За разговором с Обандо понимаешь, что бокс - это не только трагедии, но и множество других историй, дающих возможность понять, что когда люди сражаются, это не ограничивается победой одного и поражением другого, зачастую между соперниками формируются долгосрочное взаимное уважение, а иногда и дружба.
Обандо застёгивает часы на руке, когда в спортзале раздается звуковой сигнал. Тренер отвечает на звонок и когда он удаляется, слышна его команда
«Перерыв окончен. Вернуться на ринг».