Луис Логан (Source: Boxeo 1930s)
Неувядающий обладатель титула чемпиона мира по версии WBА Super в полусреднем весе Мэнни Пакьяо судя по всему продолжит свою фантастическую карьеру проводя поединки третье десятилетие подряд. Карьера Пакьяо как и его жизнь за пределами ринга изобилует событиями, которых хватило бы не на один сценарий кинофильма. И всё же захватывающая жизнь и карьера Пакьяо не является чем-то уникальным не только для боксёров в целом, но и для родных для Мэнни Филиппин.
До Флэша Элорде, «Триллера в Маниле» и задолго до рождения Мэнни Пакьяо жил очень нетипичный филиппинец Луис Логан. Тогда как Пакьяо проводил поединки на трёх континентах, боксёр 1920-х и 1930-х годов Луис Логан, в своё время выигрывал титулы Oriental Welter- and Orient Heavyweight и имел обширную профессиональную карьеру в боксе проводя поединки на четырёх континентах: в Азии, Европе, Южной Америке и Африке.
До тех пор, пока Пакьяо не превзошел Логана по количеству проведённых поединков, Логан имел одну из самых длинных профессиональных карьер в истории бокса Филиппин, проведя 59 боёв и одержав в них 48 побед. Логан отнюдь не являлся типичным филиппинцем. Напротив, он имел рост 6 футов 3 дюйма, был рыжеволосым и голубоглазым. Но самым необычным в Логане было то, что он не являлся выходцем из бедной семьи, пытавшимся с помощью бокса найти выход из бедности. Он был образованным и достаточно обеспеченным человеком, который стал боксёром, потому что действительно заинтересовался этим видом спорта. В конце концов, он жил во времена Хемингуэя.
Логан в его двадцатые годы жизни. (Source: Boxeo 1930s)
Луис Логан родился в семье выходцев из Валенсии и Барселоны, а его родители носили фамилию Пуиг-Пелликер. Хотя Логана иногда считают по происхождению испано/иберийским боксёром, на самом деле он родился на Филиппинах в 1907 году. Его родители Хуан Пуиг-Пелликер и Росарио Балмори, иммигрировали на Филиппины как раз в тот период, когда острова перешли США от Испании. Они переехали на Филиппины, чтобы принять на себя управление расположенной в Бохоле асьендой Сан-Лукас.
Логан родился 15 февраля 1907 года в Калапе, на острове Бохоль под именем Луис Пуиг Пелликер Балмори (таков правильный испанский порядок произнесения его имени) и, таким образом, он стал гражданином Филиппин по рождению. Логан стал третьим из четырёх братьев - Франциско, Хуана-младшего, Луиса и Карлоса (для ясности далее будет поочередно использоваться «Луис» или «Логан» в зависимости от того, о каком периоде жизни героя повествования будет идти речь).
Филиппинские Пелликеры должны были на самом деле носить фамилию «Пуиг», но Хуану-старшему надоели люди, неправильно произносившие «Puig» (правильное каталонское произношение: pu-ch, как путч) на недавно американизированных Филиппинах, в связи с чем он отбросил «Puig» и вместо этого использовал фамилию своей матери, звучащую по-французски как «Пелликер». Тем временем дядя Луиса основал парфюмерный бизнес «Puig» в Барселоне в 1914 году. Как следствие, появились «Puig» в Испании и «Pellicers» на Филиппинах, которые сегодня входят в дом «Puig» в Европе, являющийся ведущим домом моды и парфюмерии в Испании, в состав которого также входят бренды Hermes, Myrugia, Valentino, Carolina Herrera, Jeal-Paul Gaultier, Prada и др. Дом «Puig» в 2014 году отпраздновал столетие своего существования.
Лишь в 1920-х годах Хуан Пуиг-старший переехал с семьей в Манилу. Примерно в 1924 году молодой Луис, поскольку он свободно говорил на английском, испанском (и себуано), получил свою первую работу в качестве стенографиста в двуязычном Филиппинском конгрессе.
В канун 1924 года у Луиса произошёл конфликт с пьяным американским моряком, в ходе которого пострадало не только здоровье Логана, но и его чувство собственного достоинства.
Сам Луис так вспоминал этот эпизод: «Я совершил глупость, оставив лицо открытым и у меня не осталось времени и возможности отреагировать соответствующим образом, когда американец продолжал и продолжал наносить удары. Он не остановился, пока не оставил меня на земле без сознания».
Это событие стало единственной мотивацией, необходимой Луису, чтобы искать перемен. Уже на следующий день он начал воплощать в жизнь своё стремление развить необходимое физическое мастерство, которое не позволило бы ему оказаться беззащитным в аналогичной ситуации в будущем.
«Я принёс мешок, наполнил песком, повесил его в комнате дома и выместил на нём свое разочарование со всей испытываемой мной в тот момент яростью. Я был полон решимости приобрести навыки, необходимые для того, чтобы стать хорошим боксером».
Так Луис Пелликер Балмори встал на путь кулачного бойца.
Реклама в газете «Манила», объявляющая о некоем (повторном) матче между Логаном и другим боксёром Флоресом Иринео, за титул Orient Welterweight Champion 4 декабря 1926 года. 19-летний Логан выиграл этот бой решением судей, хотя Иринео Флорес пять раз побывал на канвасе.
Поскольку он понимал, что родители не одобрят его участие в профессиональных боях, Луис прибегнул к использованию псевдонима. Он остановился на «Луисе Логане», что стало в некотором роде смешанной данью его испанским корням и новому «американскому» режиму.
Логан (слева) со своим кумиром, экс-чемпионом мира в тяжёлом весе Джеком Демпси в Маниле, 1939. Демпси прибыл в Манилу, судить титульный бой в среднем весе Сеферино Гарсиа-Глен Ли 23 декабря 1939 года - первый бой за титул чемпиона мира проведённый на Филиппинах (за 36 лет до «Триллера в Маниле») и именно поэтому получивший в качестве рефери самого Джека Демпси, пролетевшего полмира на новых PanAm Clippers из Нью-Йорка для того, чтобы реферировать поединок (Photo courtesy of Lolita Pellicer)
Логан продолжил выбранную им карьеру бойца. С октября 1925 года по февраль 1928 года он провёл бои с 16 противниками в Маниле (один в Батаане), выиграв 13 из них, проиграв в двух и получив дисквалификацию в одном. Логан получил боевое прозвище El Rey del Knockout (Король нокаута). Юному испано-филиппинскому боксёру стало проще, когда ему больше не пришлось скрывать своё занятие от родителей, после того как он достиг 21 года.
В марте 1928 года его отец сопровождал Луиса в Испанию, чтобы дать начало новому этапу карьеры юного боксёра в Европе. Одновременно Хуан-старший стремился наладить бизнес - получить право на продажи на Филиппинах не только продукции произведённой его двоюродным братом «Puig», но также и для конкурирующих косметических домов Барселоны: Myrugia / Maja и Casa de Dana. Позже Хуан Пелликер начал свою деятельность, когда в 1932 году «Dana» запустила фирменный аромат Tabu. Tabu быстро стала всемирной сенсацией и компания Пелликеров приняла название «Dana Perfumes, Philippines» в качестве своего делового названия из-за успеха Tabu. Кроме того, «Dana» была лучше как торговый бренд нежели каталонская «Puig».
Тем временем боксёрская карьера Луиса началась в Европе, где имелось больше соперников с учётом размеров и весовой категории боксёра. Карьера профессионального боксёра Логана развивалась в следующем хронологическом порядке:
С октября 1925 года по февраль 1928 года двадцать один бой в Маниле;
1928-1931 бои в Испании, в основном в Барселоне, но по одному матчу в Париже (22 марта 1930 года) и Алжире 26 июля 1930 года (бой в Алжире против Боба Юсефа закончился одной из двух дисквалификаций Логана);
1-я половина 1932 года - пять поединков в Аргентине, после чего возвращение в Испанию;
В июне-декабре 1933 года Логан возвращается в Манилу еще на 3 боя, где он выиграл свой первый пояс Oriental Heavyweight title;
С ноября 1934 года по январь 1936 года Логан вернулся в Испанию. Республиканское правительство предложило ему испанское гражданство в 1935 году, когда вступил в силу Закон Тингдинга-Макдаффи, одним из положений которого стало ограничение иммиграции филиппинцев в США всего лишь 50 иммигрантами в год. До этого акта филиппинцы были классифицированы как подданные США, но не граждане США. Несмотря на внешне привлекательное предложение из Мадрида предоставлявшее ему возможность получить полноценный европейский паспорт, Логан ответил отказом. В 1936 году в Испании вспыхнула гражданская война и Логан вернулся в Манилу проведя там ещё пять боев, а затем ушёл в отставку в конце 1940 года.
Там, где сегодня Пакьяо получает помощь и поддержку огромной свиты, Логан не имел подобных преимуществ. При этом ему удалось продлить свою боксёрскую карьеру, более чем на 15 лет. Там, где Мэнни, его команда и семья сегодня перемещаются с континента на континент всего за 10-12 часов в комфорте отапливаемых мест первого / бизнес-класса, Логан путешествовал на пароходе - не менее 12 дней из Манилы в Барселону в бушующем море. Как и многие бойцы того времени, Логан просто брал менеджера и использовал местных массажистов не имея постоянных тренеров, личного шеф-повара, пиар-команды и промо-туров.
Со времени выступлений Луис Пелликер Логан, получил широкую известность в испанском сообществе метисов на островах и полуостровах Филиппин. В выбравшем боксёрскую карьеру, Логане рабочий класс той эпохи видел своего представителя. В то время как ведущие кланы Манилы, Aranetas, Ayalas, Sorianos, Elizaldes, Ortigases и другие правили в наиболее изысканных секторах бизнеса и высшего общества, а менее приземлённые метисы властвовали в местном шоу-бизнесе, Логану удалось стать своим в обоих мирах.
В 1937 году Логан сделал паузу на боксёрском ринге, чтобы связать себя узами брака. Его избранницей стала Долорес дель Рио из владевшего пароходством семейства del Rio. Луис завоевал сердце Долорес ухаживаниями с поэзией и музыкой. Для того, чтобы завоевать сердце своей избранницы этот боксёр-левша со смертельно опасным левым крюком и романтической душой даже научился играть на пианино. Свадьба Луиса и Долорес в 1937 году стала кульминацией светского сезона в Маниле. В семье этой пары родились сын Луис-младший и дочь Лолита.
Вышедший в отставку Луис Логан и его семья - жена Долорес (урождённая дель Рио), дочь Лолита и сын Луис-младший после войны возле их дома в Параньяке в 1947 году (Photo courtesy of Lolita Pellicer)
К 1940 году Логан, повесив свои боксерские перчатки на гвоздь, присоединился к семейному бизнесу. Но здесь вмешалась Вторая мировая война и у Пелликеров возникли проблемы. Dana Perfumes была подожжена и лежала в руинах. Донья Росарио Пелликер, старшие братья Луиса Франциско и Хуан-младший и две его племянницы были убиты японскими войсками. Эта личная трагедия вынудила Логана искать отмщения, для чего он записался в филиппинскую (не американскую) армию военного времени. Он был приписан к кавалерийской части, где быстро стал капитаном эскадрильи. Со своими 6 футами 3 дюймами роста у Логана должно быть, возникали проблемы с поисками кавалерийской формы по размеру. Бывший боксёр, ставший солдатом, принял участие в битве в Мемориальном комплексе стадиона «Ризал», на котором он прежде провёл множество поединков карьеры боксёра.
После войны Логан был назначен специальным представителем Министерства торговли и сельского хозяйства новой республики и стал агентом, работая в США, Центральной, Южной Америке и Европе.
Логан, президент Филиппин Карлос Ф. и первая леди, Леонила Гарсия во время визита на парфюмерную фабрику Dana в Parañaque, 1958. Логан также был близок с президентами Филиппин Magsaysay и Macapagal (Photo courtesy of Lolita Pellicer)
Логан возродил семейный парфюмерный бизнес, присоединив компании Mitsubishi Pencil (обиды на японцев к тому времени оказались прощены), French luxury goods purveyor LVMH and DFS (Duty-Free Shops) к бренду Puig и Dana. В свободное время Логан не забывал о своём прежнем увлечении боксом, наставляя и поддерживая нескольких молодых филиппинских боксёров.
Логан дарит рождественские подарки детям рабочих Dana Perfumes на ежегодной праздничной вечеринке в начале 1950-х годов (Photo courtesy of Lolita Pellicer)
Хотя у Логана не имелось никаких пагубных последствий для состояния здоровья, ставших бы следствием его долгой боксёрской карьеры, Луис проиграл свой последний бой дома в Маниле, скончавшись от сердечного приступа в августе 1965 года в возрасте 59 лет.
Так был ли Логан испанцем или филиппинцем? Сам он считал себя филиппинцем. Как и другие приезжие, он выглядел европейцем, но своим сердцем и в душе он считал себя филиппинцем. После трагедии, пережитой во время войны, Логан мог бы присоединиться к обратному исходу сотен испанско-филиппинских семей, вернувшихся в Испанию и начать жить заново. Но он остался в новой республике, связав свою судьбу и судьбу своей семьи с её туманным в то время будущим.
Луис Логан заслужил своё место в пантеоне великих филиппинских боксёров наряду с Флэшем Элорде, Сеферино Гарсией, Панчо Вильей, Виллануэвой и Мэнни Пакьяо.
К сожалению Dana-Philippines больше не существует сегодня. Но остаётся надежда, что Луис Пелликер Балмори Логан запомнится не только как хороший боксёр, но и как успешный семейный, деловой и общественный человек, многого добившийся в жизни.