В сентябре 2014 года спортивные и общественные издания Польши одно за другим начали перепечатывать необычную фотографию: бывший чемпион мира по боксу Дариуш Михальчевский снялся с табличкой: «Я - союзник ЛГБТ-лиц, потому что не хочу жить в стране, где будут дискриминировать моих друзей».
Акция спортсмена не была каминг-аутом: Дариуш Михальчевский - гетеросексуал. После долгих лет жизни в Германии боксёр вернулся в Польшу, где среди спортсменов не принято признаваться в толерантном отношении к ЛГБТ и тем более - делать публичные заявления на этот счет. Ранее другой боксёр, Томаш Адамек, баллотировавшийся в Европарламент от правоконсерваторов, в интервью таблоиду Super Express заявил, что «геи, лесбиянки или транссексуалы - это какое-то извращение, с которым нужно бороться». «Буду призывать к их нормальной, божеской жизни».
Учитывая, что Польша - страна, где большинство населения является католиками, консерваторы называют своё отношение к сексменьшинствам оправданным верой. Однако Михальчевский в интервью для «Газеты Выборчей» заявил:
«Дискриминация других людей ничего общего с верой не имеет. Так делают только отсталые католики. Католик должен быть толерантным и любить своего ближнего как самого себя… Важно то, насколько человек порядочный, не обижает ли он других людей, а не то, мужчин он любит или женщин. Быть хорошим католиком означает любить людей, а не только громко петь или щедро жертвовать в костёле».
Кроме того, боксёр, которого за то как он проявлял себя в ринге прозвали «Тигром», заявил, что «лучше, чтобы ребенка воспитывали два любящих отца, чем патологическая гетеросексуальная семья».
Заявления Дариуша Михальчевского вызвали волну интереса польских СМИ к тематике ЛГБТ в спорте. В результате спортсмен стал частым гостем политических телевизионных ток-шоу, где его оппонентами становились тренеры, а также бывшие спортсмены, решившие делать политическую карьеру. В передаче Tak Jest на телеканале TVN бывший легендарный польский вратарь, попавший в парламент по спискам консервативной партии «Право и справедливость», Ян Томашевский убеждал зрителей, что в Польше никогда не могут стать реальностью однополые союзы. В ответ Михальчевский заявил, что «100 лет назад смешным казалось утверждение, что женщины должны голосовать, но история всё расставила по своим местам». Отличаются взгляды Томашевского и Михальчевского и относительно «камингаутов» в спорте. По словам Яна Томашевского, «футбольная команда - это не только игра на поле, но и различные упражнения, которые выполняются в парах и тройках. Кроме того, команда вместе спит в гостинице. Если бы в номере на двоих один спортсмен оказался гомосексуалом, это было бы неприемлемо». Однако Дариуш Михальчевский парировал, что в ФРГ в футбольных клубах давно играют геи, что никак не мешает командам.
Между тем, хотя заявления Дариуша Михальчевского поддержали левые и право-либеральные сообщества, у боксёра появились и критики. Одним из них стал основатель пивной марки Ciechan Марек Якубяк, который в Твиттере пожелал спортсмену, чтобы у него «была мама с членом вместо груди, будет что сосать». В ответ на это высказывание два варшавских клуба заявили, что отказываются сотрудничать с Ciechan и устроили хэппенинг с выливанием оставшихся запасов пива. Cпустя несколько дней Якубяк извинился за свою запись и заявил, что не является гомофобом.
Позиция Михальчевского настолько нетипична для польского спорта, что о боксёре написали зарубежные СМИ. Так, в The New York Times вышла авторская колонка Славомира Сераковского, в котором борьбу боксёра за права ЛГБТ называли выдающимся примером борьбы за равенство.
«Мне очень жаль, что должно будет умереть как минимум два поколения, чтобы третье стало нормально относиться к геям и лесбиянками. Я очень сочувствую тем, кто сейчас на этих баррикадах борется за свои права, потому что вряд ли им удастся добиться успеха при жизни. Эта борьба напоминает мне борьбу с коммунизмом», -- отмечалось в издании.
Заявления Михальчевского позволили польским СМИ по-новому взглянуть на права ЛГБТ и более открыто говорить о правах и проблемах ЛГБТ-сообществ. Спустя два месяца после заявлений спортсмена и последовавшей за ними кампании на местных выборах в городе Слупске на севере Польши произошло непредвиденное: мэром города стал политик-гей Роберт Бедронь. Хотя эти два события вряд ли напрямую связаны между собой, они являются частью одного процесса, результатом которого может стать более толерантное отношение к ЛГБТ как в польской прессе, так и в польском обществе в целом.
Немецкая газета Die Welt оценила случшившееся следующим образом: «Хотя по уровню гомофобии польскому обществу намного ближе к России и Беларуси, чем к Бельгии или Люксембургу… новый мэр и боксёр начинают новую традицию, которая является закономерным продолжением прекрасного экономического роста и политической стабильности Польши, которые мы наблюдаем последние несколько лет».