В 2015 году, сразу же после официального объявления матча Флойд Мэйуэзер - Мэнни Пакьяо, который, наконец, был подписан и скреплён печатями, взбудораженные эксперты мира бокса стали пытаться проводить паралели этого мегафайта с великими противостояниями прошлого, пытаясь найти ответ насколько этот долгожданный «супербой» сравним с уже прошедшими огромными мегатайлами Не заняло много времени, чтобы создать интригующую тему для разговоров: Мэйуэзер против Пакьяо станет крупнейшим призовым боем с точки зрения глобального интереса и ожидания, таким же как когда Мухаммед Али и Джо Фрейзер сражались за титул чемпиона мира в тяжёлом весе в Мэдисон Сквер Гарден четырьмя десятилетиями ранее.
В то время это было провокационное заявление. Оглядываясь назад, ныне сравнение выглядит неуместным. Хотя безусловно, #MayPac поистине стал явлением и, с точки зрения общественного интереса, одним из крупнейших матчей в истории бокса, но само соревнование никогда не должно упоминаться в одном духе с «Али против Фрейзера I», супербоем, который не только обещанными действиями, драмой и накалом, но и фактически предоставленным зрителям зрелищем безусловно, превзошли все ожидания.
Али дразнит Джо.
Соперничество Али и Фрейзера - трудно охарактеризовать иначе, чем легендарное, и оно, безусловно, заслуживает такого статуса. Здесь были два одарённых тяжеловеса - чемпионы для любой эпохи истории бокса, чьи личности и боевые стили не могли быть более разными. Их отношения за пределами ринга были настолько же сложными, насколько ожесточёнными, но для того, чтобы их подлинная вражда приобрела большие размеры, им пришлось подкрепить закулисную интригу поистине эпическим кулачным поединком. И, в отличие от Флойда и Мэнни, 8 марта 1971 года на глазах у всего мира, именно это они и сделали.
Но по правде говоря, даже без 15 раундов фейерверка, который дали зрителям Али и Фрейзер, их первая историческая встреча повлекла за собой гораздо большее воздействие и серьезность, чем когда-либо мог дать #MayPac. Этот матч между непобеждёнными чемпионами был настолько уникальным столкновением с политическим и расовым подтекстом, что он стал первым по-настоящему глобальным событием бокса. Пятьдесят стран приобрели права на трансляцию поединка, а сама битва транслировалась по всему миру на двенадцати разных языках, что свидетельствует о беспрецедентном во всем мире волнении и ожидании. Бой ожидался как самое значимое спортивное событие в мировой истории. Но можно ли ожидать, что сам поединок будет отвечать ожиданиям после такой раскрутки и предыстории? И всё же он сделал это.
Джо Фрейзер: 1944-2011
Сегодня годовщина этого знаменитого поединка, и сейчас самое подходящее время вспомнить о его значении. Это также хорошее время, чтобы обратить внимание на один из самых игнорируемых фактов: победа Джо Фрейзера в эту ночь остаётся одной из величайших в истории бокса.
Существуют причины, по которым уникальное выступление Фрейзера так и не получило оценки и уважения, которых оно действительно заслуживало, и наиболее очевидным из них является то, что справедливо или не справедливо, Али стал в глазах зрителей героем их противостояния, благородным и харизматичным, пострадавшим за свои религиозные и политические убеждения. После отказа от участия в войне во Вьетнаме Али, лишенный своего титула и лицензии на боксерскую деятельность, носил благородную мантию, имел популярность и значение в обществе, существенно превосходящие статус чемпиона мира и звезды спорта. Кроме того, в 1971 году Фрейзер расценивался экспертами бокса в качестве небольшого фаворита боя. Они полагали, что Али еще не полностью восстановил свою форму после долгого отсутствия в ринге. Отмечалось, что в двух своих поединках после возвращения Али не выглядел особенно острым против Кварри и Бонавены соответственно.
Ничто из этого не должно было бы подорвать величия того, чего Фрейзер достиг 8 марта 1971 года. Но это произошло, отчасти потому, что в 1971 году мало кто еще признавал величие Али. Образ «Луисвилльской губы» оставался для многих образом танцора, который завоевал свой титул при сомнительных обстоятельствах и не обладал достаточной мощью и физическими данными, чтобы подавить даже таких соперников как Эрни Террелл. В действительности же, Али являлся крупным тяжеловесом для своего времени, относительно Джо он обладал преимуществом в четыре и девять дюймов в росте и риче и десять фунтов веса. Не было также сомнений в том, кто из бойцов обладал более высокой скоростью.
Поединок предваряло соревнование в популярности. Пытаясь запугать и опозорить своего противника, Али сделал все возможное, чтобы очернить Фрейзера и отгородить его от чёрного сообщества, клеймя его «Дядей Томом» и «чемпионом белого человека». К сожалению, болтовня Али оказалась убедительной для многих и он перетянул симпатии большинства аудитории на свою сторону. Для Фрейзера, который старался изо всех сил помочь Али во время изгнания Мухаммеда с ринга, оскорбления стали жестоким ударом.
Фрезер снова и снова проверял подбородок Али.
«Это ошеломило меня», - рассказывал Фрейзер в 1996 году писателю Уильяму Нэку в интервью для «Спорт Иллюстрейд», в котором подробно рассказывал о том, что и более чем через 25 лет после события гнев «Дымящегося Джо» всё ещё оставался свежим. «Я помню, как смотрел на него и думал: «Что не так с этим парнем? Ты сошел с ума? Ты называешь меня «дядя Том»... Я вырос как чёрный человек, ты этого не сделал. Я готовил ликёр, рубил дрова. Я работал на ферме и жил в гетто. Да, я «томился». Когда я хотел помочь ему получить лицензию, я «томил» для него. Для него! Он предал мою дружбу ... Я сел и сказал себе: я убью его. Хорошо? Все просто. Я убью его».
Гнев Фрейзера был таким, что его менеджер, Янк Дарем, настаивал на раздельном взвешивании в день матча, чтобы его боец оставался как можно спокойнее. Али любил насмехаться над своими оппонентами и заговаривать их, отчасти потому, что он наслаждался вниманием и смехом со стороны средств массовой информации и зрителей, но в его словесных атаках был также элемент слревнования. Он верил, что, оскорбляя и унижая своего противника, он нервирует его, а рассердив противника, ему удаётся отвлечь его и, возможно, сбить с плана игры. Но против Фрейзера насмешки Али полностью обернулись против него. Джо не был запуган, он был в бкшенстве. И эта ярость преобразилась в непреодолимое стремление к победе и удивительные проявления силы и физической выносливости.
Хотя первые раунды боя забрал Али, их темп и интенсивность определял Фрейзер. Он оказывал давление, резал ринг и заставлял Али пропускать, когда врывался на ближнюю и обрабатывал живот «Луисвилльской губы» своими силовыми ударами. Али, в свою очередь, не танцевал, он охотно вступал в обмены, стремясь использовать в своих интересах тактику Джо, который в предыдущих боях зачастую медленно стартовал. Предматчевое предсказание Али о нокауте в шестом раунде отражало его намерение сокрушить соперника натиском резких комбинаций.
Али падает в 15 раунде.
Но Фрейзер, следуя тактическому руководству своего гениального тренера Эдди Фатча, продолжал напрыгивать, вынуждая Али бросать апперкоты, что, в свою очередь, создавало пространство для самого смертоносного оружия Джо - его разрушительного левого крюка. В то же время Фрейзер продолжал обрабатывать корпус соперника, что еще больше заставило Али понизить свою защиту. Но несмотря на то, что Джо ускользнул от многих ударов Али засчет постоянного движения верхней части корпуса, он принимал и огромный ущерб, даже в раундах, которые явно выиграл. Его меньший рост и меньший рич заставляли Фрейзера принимать два или три удара на каждый удар, который он наносил, и, на самом деле, немногие боксёры когда-либо платили за победу столь же много, как Джо той ночью.
Прогноз Али не сбылся, на самом деле шестой раунд стал лучшим в бою для Джо, поскольку он сигнализировал о том, что Фрейзер забрал себе инициативу в поединке. Утомленный Али, удивленный предложенным ему темпом и постоянным давлением, принял ужасное наказание в середине раунда, когда Фрейзер, неумолимый и агрессивный, навязывал ему свою волю, снова и снова загоняя его как преследуемого зверя к канатам. Али воспрял и вернулся в девятом и десятом, но в одиннадцатом Фрейзер пошатнул Али, чуть не уронил его и доминировал в оставшейся части раунда. На чистой воле и агрессивности Фрейзер взял следующие два раунда, в то время как Али вернулся в 14-м, но затем Джо окончательно снял все вопросы драматическим нокдауном в последнем раунде, пробив железный подбородок Али жёстким и точно рассчитанным левым хуком.
«Я надрал тебе задницу!»
На финальном звонке Фрейзер, скривив лицо искаженное массой рубцов, крикнул Али: «Я надрал тебе задницу!», а «Величайший» не ответил. Он считал себя явно превосходящим Фрейзера во всех отношениях, но Джо доказал его неправоту одержав одну из самых великих побед в истории бокса, возможно, величайшую в истории тяжеловесов. Подумайте только, он не потерпел поражение в бою против Мухаммеда Али, бойца, который сейчас признан многими величайшим чемпионом в тяжёлом весе всех времён, и лишь немногие выдерживали такое же наказание, какое принял Джо той ночью, чтобы выйти из боя победителем. Джо потребовалось отдать всё, что у него было и физически, и морально, и духовно чтобы выиграть этот бой. Он никогда уже не был прежним. Жестокость и напряжение той первой битвы с Али уничтожили лучшего Джо.
Джо готовится праздновать победу после 15 раундов войны.
По общему мнению, в последующие годы Джо Фрейзер испытывал горечь. Он возмущался большим восхищением и финансовыми успехами своего соперника, и, возможно, он также возмутился тем фактом, как высоко превозносились победы Али, в то время как его собственным никогда не придавалось того значения, которого они заслуживали. Его карьера стала в большей степени определяться его поражениями от Джорджа Формана и Али, нежели победами над длинным списком грозных бойцов из его эпохи, наиболее конкурентой в истории дивизиона. Какая ирония в том, что это всё о Джо, который навсегда владеет, пожалуй, величайшей победой их всех.
Что ж, если широкая публика не признаёт Фрейзера в полной мере, пусть фанаты бокса никогда не забудут: хотя нельзя отрицать величие Али, но когда он и «Дымящийся Джо» всё еще находясь на своём спортивном пике и прошли войну из 15 блестящих раундов, именно Джо Фрейзер вышел победителем.
- Michael Carbert