В боксе бесконечное число историй «а что, если». Немало бойцов, отворачиваются от криминального прошлого. У бокса много историй искупления и спорт, несомненно, спас многих.
Но он не может спасти всех, и, возможно, одна из самых больших историй «а что, если», это история бывшего претендента на титул чемпиона мира в полутяжёлом весе Джеймса Скотта.
Скотт мог бы стать чемпионом мира (и это не преувеличение) в то время, когда его дивизион был самым сильным за всю свою долгую историю. Это не шутка - Скотт был настоящим талантом.
Для рождённых в ньюаркском гетто, преступная жизнь, возможно, была неизбежна. Скотт признавался, что его привлекал образ жизни банд. Последовавшие за этим многочисленные отсидки в тюрьме помешали американцу реализовать свой потенциал боксёра-профессионала.
Скотт впервые столкнулся с тюремной жизнью, когда ему было 13 лет, а в 1965 году, когда ему было всего 18 лет, он находился в государственной тюрьме, но в его новом доме была боксёрская программа. У Скотта был потенциал, но после освобождения в 1968 году он не смог удержаться в стороне от неприятностей. После ещё одного приговора (на этот раз за грабёж), он оказался в государственной тюрьме Рэхуэй в Нью-Джерси.
Но Скотт продолжал боксировать, находясь в изоляции, став чемпионом тюрем штата, настолько опасным, что немногие бросали ему вызов. Выйдя на свободу в 1974 году, Скотт стал профессионалом. Только ничья запятнала его ранний рекорд в первых 11 боях и победы в том бою ему стоили удары ниже пояса и штраф за них. Скотт выглядел так, будто он вот-вот станет ещё одной историей успеха в этом виде спорта. Ходили разговоры о боях с Джоном Конте и Бобом Фостером и его будущее казалось едва ли не обеспеченным мировыми титулами, но прошлое быстро вернулось.
Скотт вернулся в Рэхуэй. Он участвовал в жестоком ограблении, в котором погиб человек - Эверетт Расс. Как для рецидивиста, на этот раз назначенный Скотту срок был намного большим. Обвинение в убийстве не было доказано, но приговор к 30-40 годам всё же был вынесен.
Однако его боксёрская карьера в конечном итоге продолжилась в 1978 году с помощью тюремного надзирателя Роберта С. Хатрака. Новый промоутер Мурад Мухаммад каким-то образом финансировал его бои и нашёл способ для заключённого снова профессионально боксировать, несмотря на то, что он находился в тюрьме. Хатрак верил в искупление и бросил Скотту спасательный круг.
Джеймс Скотт стал одним из лучших полутяжеловесов мира, отбывая срок по приговору в тюрьме Рэхуэй
В 1978 году HBO стремились закрепить своё присутствие в спорте, и, поскольку в WBA Скотта сочли достойным включения в рейтинги, был сформирован союз.
После пары побед на низком уровне у претендента на титул чемпиона мира по версии WBA Эдди Грегори, который позже сменил имя на Эдди Мустафа Мухаммед, возникло искушение сразиться со Скоттом, после чего в дело вступил канал HBO.
С рекордом 12-0-1, 6 нокаутов, Скотт считался не более чем диковинкой. Грегори был на грани титульного боя против тогдашнего чемпиона мира Майка Россмана и, казалось, вошёл в тюремные стены, не видя особой угрозы. Грегори и сам прежде отбывал срок и называл происходившее возвращением домой, хотя это было совсем другое.
Грегори являлся фаворитом 4 к 1 и даже на линии ставок в тюрьме он оставался фаворитом. Но Скотт продемонстрировал богатый потенциал, который у него был, доминируя над фаворитом и выиграл бой единогласным решением судей.
Скотт неожиданно попал в заголовки газет, где даже призывали к его бою с самим Россманом. Гарольд Ледерман, который стал свидетелем его боя против Грегори из рингсайда, назвал Скотта «лучшим полутяжеловесом, которого он когда-либо видел».
Ещё четыре победы последовали за победой над Грегори и сильные противники, такие как Ричи Кейтс (WTKO10) и Банни Джонсон (WRTD7), покинули тюрьму с пустыми руками, но Россман не проявил желания драться со Скоттом.
Скотт был мучительно близок к бою за титул чемпиона мира, оставаясь за решёткой
В итоге титул чемпиона мира по версии WBA стал вакантным, но Скотт должен был сразиться с новым претендентом на первое место в рейтинге Яки Лопесом.
Надежды Скотта на бой за вакантную корону оказались перечёркнуты политикой. Скотт и Лопес сошлись в ринге и заключённый победил решением судей и в глазах многих стал теперь некоронованным чемпионом.
Но всё не завершилось для него удачно. В WBA сомневались в том, что иметь в своём рейтинге осуждённого преступника - удачная идея и в 1979 году второе место Скотта в рейтинге исчезло, а его судьба решалась где-то в прокуренных комнатах. Хатрак вскоре был снят со своего поста и это оставило Скотта топтаться на месте, а его титул и надежды ускользали.
Скотт сразился с контендером Джерри Мартином в 1980 году. Упав в первом отрезке и снова во втором, Скотт довёл бой до конца, но в конечном итоге проиграл решением судей.
В следующем году Скотта повторно судили за убийство Расса и на этот раз присяжные вынесли обвинительный вердикт, которым он был приговорён к пожизненному заключению.
В том же году Дуайт Брэкстон (позже известный как Дуайт Мухаммед Кави) положил конец всем надеждам Скотта на титульный бой или что-то сравнимое. В своём седьмом телевизионном бою в период отбывания наказания, Скотт проиграл единогласным решением судей в 10 раундах и дверь захлопнулась в последний раз в его боксёрской карьере.
Поражение от Брэкстона означало для Скотта конец. Это был его последний бой и он ушёл из спорта с рекордом 19-2-1, 10 КО.
Американская тюремная система предназначена скорее для выживания, чем для реабилитации. Скотт пытался избежать этого разными способами. Обращения ни к чему не привели, попытки подраться за тюремными стенами закончились безуспешно. Голоса возмущения становились всё громче и Скотт понял, что у него нет выхода.
Беспокойные подростковые годы задали тон его взрослой жизни. Скотт провёл большую часть своего существования взаперти и, вероятно, не заслуживает сочувствия к своему положению. Но у него был подлинный талант внутри боксёрского ринга и какое-то время в его жизни был проблеск света там, где тьма оставляла очень мало надежды.
Возможно, то, что произошло в Рэхуэе, было особой формой наказания. Скотту показали жизнь, которую он мог бы прожить - жизнь чемпиона мира. Как раз тогда, когда это казалось вероятным, мучительно близким на одном этапе, мечта исчезала, когда казалось, что её можно потрогать руками. Без бокса и телевизионных огней Скотт растворился в безвестности, вернувшись к более традиционным способам отбывания наказания, как того требовала система.
Скотт был наконец освобождён в 2005 году после 28 лет за решёткой. В последние годы своей жизни он страдал слабоумием и умер в доме престарелых в 2018 году. Скотт был введен в Зал боксёрской славы Нью-Джерси в 2012 году и эта честь едва ли показала уровень того, чего он должен был и мог достичь...