О Майке Тайсоне написано немало. Однако чисто спортивные оценки экс-чемпиона найти сложно. Попробуем восполнить этот пробел.
Существуют две разные точки зрения на одни и те же спортивные явления, если в их центр попадает «плохой герой». А хуже Майка Тайсона персонажа трудно придумать. В основе одной из этих концепций лежит понятие «психология», соответственно в тексте сплошь и рядом встречается слово «психологический», которое чаще всего не содержит никакой смысловой нагрузки и расшифровывается, как «вы знаете». «Тайсон психологически слабый человек», «Тайсон психопат» - все эти утверждения порождают представление, будто Тайсон побеждал только благодаря физическому дару и тот в период, когда супертяжёлый вес пребывал в самом-самом кризисе. И как только физика Тайсона закончилась, а одновременно улучшились его соперники с приходом всё более сильных боксёров, Железный Майк тотчас проржавел.
Под физической одарённостью Тайсона понимают не его рост, размах рук и вес - важнейшие параметры в супертяжёлом весе. Достаточно заметить, что все без исключения самые долгоиграющие чемпионы-супертяжеловесы были в среднем выше и тяжелее среднего представителя своего дивизиона и времени: Луис, Али, Холмс и Льюис. Рост и размах рук Тайсона - около 180 см, оптимальный вес примерно 98 кг. Это у обычных людей длина тела и размах рук численно совпадают. А у боксёров руки длиннее тела, а ноги короче. У таких чемпионов-супертяжеловесов, как Али и Холмс, размах рук превышал длину тела на 15 см. Во второй половине 80-х средний рост элитных супертяжёловесов составлял 187 см, а средний рост соперников Тайсона в чемпионских боях превышал 191 см, соответственно его оппоненты имели каждую руку длиннее более чем на 10 см, чем у него.
Например, в 1987-1988 годах Майк в пяти подряд боях четырежды встретился с оппонентом, имевшим размах рук 206 см, как у Льюиса. Да, с другой стороны, Тайсон не очень много уступал в весе своим соперникам, но иначе быть не могло. За всю историю тяжёлого веса был только один штатный чемпион, уступавший в среднем весе своим соперникам - Рокки Марчиано, который, как оказалось на поверку, не был даже «первотяжем».
Спрашивается, а в чём собственно заключался физический дар Майка Тайсона? В рамках психологической концепции немедленно приводятся высказывания о великолепных инстинктах и рефлексах Тайсона, благодаря которым он мог с большой точностью и потрясающей скоростью доносить удары до цели, которая является бьющим боксёром огромных размеров. Однако на основе чего делаются такие заявления - на основе проведённых лабораторных текстов в каком-то НИИ нейропсихологии? Нет - на основе результатов Тайсона в ринге. Победил нокаутом - значит ему помог инстинкт убийцы. Победил по очкам - теперь уже рефлексы. Это логика уровня Кондолизы Райс, как только речь заходит о «самой плохой стране мира».
Между тем не является секретом высказывание тренера Тайсона Каса Дамато: «Главное оружие Майка - его мозг». Рефлексами и инстинктами управляет мозг. Чтобы вывести себя на ударную дистанцию, невысокий боксёр должен гораздо чаще думать и глубже понимать происходящее в ринге, чем его высокий соперник, способный доставать его с безопасного расстояния. Чтобы не вымотаться и не стать жертвой, невысокому боксёру приходится гораздо интенсивнее готовиться к каждому бою, то есть быть талантливым учеником и усердным спортсменом.
«Психологически слабый» Тайсон стал самым молодым чемпионом в истории супертяжёлого бокса, но после этого он проиграл, одурманенный славой и сломленный похотью на почве «неустойчивой психики», не в первой чемпионской защите и даже не в пятой. А в той по счёту, которая оказалась рекордной для показательно крепкого в «психологическом» плане Леннокса Льюиса и абсолютно недостижимой для «самого психически крепкого» боксёра - Эвандера Холифилда. До того как Тайсону исполнилось 24 года, он имел в активе девять (!) подряд успешных защит чемпионского звания, из которых шесть титула абсолютного чемпиона. Тайсон - один из двоих супертяжеловесов в 1980-2000-х годах, который смог провести успешную абсолютную защиту.
ля сравнения, Холифилд свои обе абсолютные защиты провёл против 42-летних ветеранов. Отсидев в тюрьме три года за то, что ночью к нему в номер вместе с ним пришла совершеннолетняя девушка, «психологически слабый» Тайсон во второй раз стал чемпионом. Причём единственным невысоким супертяжем за предыдущие 30 лет, кому удалось стать чемпионом после 29-летия. К слову, Джо Фрейзер больше никогда не становился и не был чемпионом, как ему исполнилось 29 лет и прошло ещё 10 дней. Примерно то же самое случилось с Джимми Эллисом, впрочем, он для своего времени был среднего роста. Следующим таким малышом после Тайсона станет Крис Бёрд. Эллис и Бёрд ростом по 185 см.
В карьере Тайсона всё-таки имеется очень серьёзный изъян: он ни разу не взял реванш за поражение. Как и Крис Бёрд. Из-за этого Майк выглядит белой вороной на фоне всех лауреатов на звание великих чемпионов и соответственно он тянет только на уровень Бёрда и уже не тянет на уровень Владимира Кличко. Почти все чемпионы от Джека Джонсона по Леннокса Льюиса либо до достижения 36 лет, либо до конца карьеры либо не проигрывали вообще, либо брали реванши, причём за все поражения.
Даже Джек Демпси, имевший по молодости полдесятка поражений, и то успел расквитаться с каждым обидчиком. Али, Холифилд (оба до 36 лет), Танни, Льюис брали реванши за все поражения. До 36-летия вообще не проигрывали Рокки Марчиано и Ларри Холмс. Даже Риддик Боу и тот брал реванши за все поражения, правда, оно у него было одно. А Тайсон вообще ни одного. Ни до 36 лет, ни после, никогда. Более того - свою единственную попытку реванша он самым безобразным образом провалил, да ещё как - словно бультерьер обкусал уши сопернику. После дисквалификации Тайсон вернулся под лозунгом ещё одной попытки реванша, однако в первом же матче он проявил себя с такой стороны (ломал руку сопернику), что комментатор Владимир Гендлин воскликнул: «Пора Тайсону в психушку!».
Другое популярное высказывание, как следствие предыдущего, - «Тайсон не может считаться сильнейшим супертяжеловесом, поскольку он проиграл всем сильнейшим соперникам. В пику Майку вспоминают Али, который победил всех сильнейших соперников, пока ему было меньше 37 лет, и, понятно, забывают Фрейзера, который, как и Тайсон, проиграл всем сильнейшим соперникам, но один раз из трёх смог победить Али. Это утверждение очень парадоксальное, ведь получается, сильнейший тот - кто проигрывает более слабым соперникам. Понятно, что у более слабых соперников, таких как Спинкс и Рахман, проще брать реванши.
И при всём этом Тайсон был одним из сильнейших боксёров за всю историю бокса. Он не проиграл ни одного боя, если бой проводился не раньше 64 дня и не позже 204 дней после предыдущего для него боя. Холифилду он проиграл, имея 63 дня между боями, Дагласу, Льюису и прочим - более 204, а то и 300 дней простоя. Более того, он выиграл все бои в "правильном интервале" за явным преимуществом. А это львиная доля всех значимых боёв в его послужном списке. Это вполне понятно, поскольку ему как "маленькому" супертяжу очень важно чётко соблюдать не просто тренировочный цикл, который классически равен 12 неделям, а интервал эмоционального восстановления, очень важный для плодотворной работы мысли и тотальной концентрации на тренировочном цикле. И других таких боксёров просто нет.
Даже Марчиано и Холмс не один свой бой выиграли не без благосклонности судей. Не говоря уже об Али. Подчеркну, что в современном супертяжёлом весе бои на высшем уровне редко проводятся, если один из боксёров предыдущий поединок провёл менее чем 90 дней назад, так как его соперник получает существенную фору. Что касается промежутков длительностью более 200 дней, то их принято считать простоем. Интервальный срок 200 дней означает, что боксёр проводит менее двух боёв в год - а это можно классифицировать именно как простой.