22 октября 1966 года родился Юрий Яковлевич Арбачаков, советский и российский боксёр, чемпион СССР (1989), чемпион Европы (1989), чемпион Мира среди любителей (1989), чемпион Мира среди профессионалов (WBC; 1992-1997), заслуженный мастер спорта СССР (1989), выдающийся боксёр СССР (1989).
На любительском уровне Арбачаков провёл 186 боёв, в 165 из них победил. В 1990 году Юрий Арбачаков заключил контракт с японским клубом «Киоэй-боксинг» и перешёл в профессионалы. В июне 1992 года в бою с тайцем Муангчаем Киттикейземом завоевал титул чемпиона мира в наилегчайшем весе по версии Всемирного боксёрского совета (WBC). Таким образом он вошёл в историю как первый российский боксёр, ставший чемпионом мира среди профессионалов. В 1997 году после девяти успешных защит уступил титул чемпиона тайцу Чатчаю Сасакулу и завершил карьеру боксёра.
Представляется интервью Ю.Я. Арбачакова.
Основные соперники сборной СССР в Европе?
- ГДР, болгары очень неплохо выступали, венгры.
В мире для сборной Советского Союза самыми принципиальными соперниками были кубинцы?
- Да, кубинцы, а ещё американцы… У них основа бокса очень хорошая, профессиональная.
А чем наша любительская школа бокса отличались от всего остального мира?
- У нас бокс был гораздо разнообразнее, потому что в каждой Союзной Республике тренировались по-своему.
В чём были основные отличия, например среднеазиатской и украинской школы бокса?
- Правила были одни для всех, под них все и подстраивались. В основном больше работали на технику, на силу удара, потому что очень сложно выиграть, если ты не обладаешь этими двумя навыками в совершенстве.
Из трёх финалов именно бой за звание чемпиона мира стал для вас самым тяжёлым?
- Наверное, да, но у меня и полуфинальный бой с боксёром из Северной Кореи был очень сложным. Я победил его по очкам, но это был очень тяжелый поединок.
Олимпийский Игры 1988 года в Сеуле тема для вас закрытая? Есть мнение, что вы не любите говорить о ней?
- Абсолютно нет. Спрашивайте.
Что тогда произошло? Вы ведь были первым номером, но в состав сборной СССР на Игры не попали. По какой причине?
- Визуально, наверное, да, я был первым номером, но по спортивным результатам им не был. Первым номером нашей сборной был чемпион СССР - Альберт Пакеев, вот он и должен был ехать в Сеул. Его в итоге не взяли, и поехал совсем другой боксёр - Тимофей Скрябин.
Как он выступил?
- Нормально, - занял на Олимпиаде третье место.
В конце 1989 года вместе с олимпийским чемпионам Сеула Вячеславом Яновским, чемпионом страны Орзубеком Назаровым и тяжеловесом Вячеславом Яковлевым вы отправились в Японию, где заключили контракт с местным боксерским клубом. Как это было?
- После Олимпиады 1988 года Вячеслав Яновский решил завязать с любительским боксом, и на него как раз вышли японцы с приглашением выступать в профессионалах. Ещё им нужен был тяжеловес Слава Яковлев. Они вдвоём ездили в Японию и обговаривали все детали. На меня японцы не рассчитывали. Я их заинтересовал только после чемпионата мира, кто-то там от них был, просматривал перспективных боксёров и вот так выбор пал на меня.
Насколько мне известно, приглашение поступило от клуба «Киоэй-боксинг»?
- Да. «Киоэй-боксинг» это частный профессиональный боксёрский клуб, который подготовил многих чемпионов мира. Это очень известный спортивный клуб в Японии.
Вас тренировал Александр Васильевич Зимин?
Ваши первые впечатления от Японии? Другой мир?
Насколько сложным для вас получился переход из любителей в профессионалы?
- Для всех ребят переход дался в принципе легко. Мы ведь были в боксе далеко не новички. Мы начинали с четырёх раундов, а далее всё шло по нарастающей: 6, 8, 10 и закончилось 12-поединками.
А что вам предложил Зимин?
- В Японии Александр Васильевич к каждому из нас подошёл индивидуально. Бег, работу на мешках стали делать совсем по-другому, спарринги проводили по 6, 8, или 10 раундов в больших перчатках, на тех же мешках в больших перчатках били по десять раундов. Так что нагрузка была очень серьёзная и индивидуальная.
На протяжении всей карьеры в профи вашими противниками в ринге были в основном боксёры Юго-Восточной Азии. Какие они, жёсткие и неуступчивые?
- Да, в основном были тайцы и корейцы. Например, с японцем я боксировал всего лишь один раз, и, как раз за звание чемпиона Японии. Ещё были филиппинцы. В первых боях я их, что называется, выносил. Уровень- то у меня был высокий, я приехал в Японию в ранге чемпиона мира, а они ребята «4-раундики». Я с ними боксировал один, максимум два раунда, на большее их не хватало.
Юрий Яковлевич, 23 июня 1992 года вы навечно вошли в историю российского профессионального бокса, став первым отечественным чемпионом мира в профессионалах. Как это было?
- Мы очень хорошо подготовились к титульному поединку. На сборе в горах мы прошли очень сильную общую физическую подготовку, а остальное оттачивали за месяц до боя на тренировках у себя в зале. Техника, тактика, работа в парах, спарринги и в итоге к поединку я подошёл в полной форме, поэтому бой за звание чемпиона мира в наилегчайшем весе по версии WBC сложился для меня успешно. С первого раунда поединка я чувствовал себя очень уверенно, взял инициативу в свои руки и повёл бой. В конце первого раунда у тайца был нокдаун - я ударил, попал сопернику в область виска и он упал - но счёт не открыли, так как до конца раунда оставались две или три секунды. Спас его гонг на перерыв. Далее рисунок боя не изменился. Во втором раунде я шёл вперёд, давил. В третьем раунде уже я пропустил удар, и рефери в ринге открыл мне счет, но ничего… Я встал и в ответ сделал нокдаун Киттикейзему - он тоже упал на настил ринга. Четвёртый и пятый раунды я так же выиграл.
- Это был очень техничный боксёр, который с обеих рук бил очень жёстко. Очень. А вот с ногами у него были проблемы. Я двигался очень быстро, рывками, и он за мной не успевал. А в ближнем бою у него было преимущество.
То есть в ближнем бою он мог вас перерубить?
- Да, мог. В ближнем бою он бил очень сильно, акцентировано и профессионально. Я не был ещё готов к такому плотному ближнему бою, моя тактика была рассчитана больше на технику и на скорость. В седьмом и восьмом раундах у него уже вариантов не было, я переигрывал тайца полностью.
И на чём вы его в итоге подловили?
- Был жёсткий размен в ближнем бою, где таец начал мне очень жёстко бить по корпусу. Один, два удара. Я перекрываюсь и отвечаю. Он всё повторяет снова, я опять защищаюсь, ухожу. Он идёт на меня. Тогда я ударил справа в разрез и попал точно в подбородок. Киттикейзем упал на канвас и даже не пробовал подняться - его попросту откачивали.
Бой проходил в Токио?
- Да, там.
И на чьей стороне была публика? Зал был большой?
- Да, зал большой. В этом зале проводят свои поединки борцы сумо, а до нас в этой же программе боксировал голливудский актёр - Микки Рурк.
Да… Фантастика. В тот период в Голливуде он был в самом расцвете. Суперзвезда большого экрана.
- А за счёт него зал и был забит под завязку. На этом фоне я поднялся ещё выше (смеётся), публика в зале болела за меня.
По эмоциям, по накалу эта победа для вас самая яркая карьере?
- В профессиональном боксе да, безусловно, а далее последовали девять успешных защит титула чемпиона мира.
Девять или всё-таки десять?
- Вообще я считаюсь десятикратным чемпионом мира. Один раз выиграл и девять раз защитил титул.
Ваша последняя успешная защита звания чемпиона мира прошла 26 августа 1996 года всё в том же Токио, в бою против японского претендента Такато Токуси, которого вы нокаутировали в девятом раунде.
- Да, и после этой победы я почти год не боксировал. Сломал руку в этом бою и долго лечился. А потом был мой последний в карьере титульный поединок, который я проиграл.
Что этому поспособствовало? Год вне ринга, сломанная рука и проблемы со здоровьем? Или вы уже внутренне подошли к тому, что всё, пора заканчивать?
- В принципе я был готов неплохо, мы прошли сборы в Японии и во Франции, но мне чего-то не хватило… Скорее всего, здоровья. Пройдя все сборы, я вышел на бой истощённый, и у меня не было желания упираться, побеждать. Мой организм устал, и бороться в ринге мне было не чем.
Какие у вас остались воспоминания о вашем периоде жизни в Японии?
- Токио - огромный мегаполис с очень высоким уровнем жизни. Всё сделано по самым последним стандартам и технологиям нашего времени. Жить комфортно, всё удобно. В общем, воспоминания очень приятные.
Сопоставимы гонорары тех лет, с тем, что зарабатывают боксёры в наше время?
- В то время уровень гонораров распределялся исходя из твоей весовой категории, и боксёры малых весов получали не такие большие деньги, как боксёры более тяжёлых весовых категорий. Тем не менее, для боксёра это всё равно был заработок. Столько заработать в обычной жизни очень сложно.
Среднюю сумму в те годы за бой не назовёте?
- Заработок начинается, когда ты становишься чемпионом мира. Мне платили десять тысяч долларов только за титул, ну и ежемесячная зарплата после завоевания титула составляла 3 500 долларов. По тем временам это было нормально. Тем более для малых весов.
Предложения остаться в Японии после окончания карьеры вам поступали?
- Я мог там остаться и без предложений, так как моя супруга японка. После завершения карьеры мы жили сами по себе, арендовали квартиру, но найти себя после бокса очень сложно.
Вы пытались?
- Конечно. После завершения карьеры я прожил в Японии целых пять лет, но своим так там и не стал. Очень сказывалось и незнание языка. После бокса надо было начинать всё с начала, поэтому я и решил, как говориться, ничего там не мутить и вернуться в Россию. Когда перспектива не просматривается, надо что-то менять. Не хотелось сидеть и ждать, пока годы уйдут, как вода в песок.