Серию интервью в российском боксе решил начать с гуру тренерского цеха - Александра Васильевича Зимина. В его учениках значились такие мастадонты и звезды отечественного, да и мирового бокса, как Александр Поветкин, Николай Валуев, Юрий Арбачаков, Вячеслав Яковлев и многие другие. Беседа вышла долгая, очень интересная и познавательная. Поговорили о скандале с Поветкиным, про его тренерский опыт в Японии, об учениках старых и новых, а также о многом другом. И так, представляю эксклюзивное интервью с Александром Васильевичем Зиминым специально для портала Fightnews.info.
-Александр Васильевич, Вы были первым отечественным тренером кто начал готовить наших боксеров к профи рингу. Насколько тяжело было перестроиться с любителей на профи? Меняли тренировочный процесс?
- Ну, во-первых, сразу могу сказать: разница большая: 3 раунда боксировать или 12. Разница очень большая. По всем факторам для профессионального ринга надо работать по-другому. И дело даже не в объёмах работы. Для любительских боёв ты тренируешь команду, а для профессиональных - спортсмена индивидуально, учитывая его особенности. И это очень большая ответственность. И, если спортсмен талантлив, то он сразу проявляется.
- В начале буйных 90ых, вы попали в Японию, где тренировали наших Юрия Арбачакова, Орзубека Назарова, Вячеслава Яновского, Вячеслава Яковлева. Известно, что менталитет японцев сильно отличается от европейского, а уж тем более от нашего. С какими особенностями вы столкнулись в спорте и быту? Что особенно вас поразило?
- Они очень трудолюбивые, дисциплинированные. Наши бойцы бывают талантливы, но с недостатком дисциплины. Японскому боксёру можно дать на отработку один элемент, и он будет оттачивать его час, два, если понадобится. Они держат в чистоте зал, всё убирают за собой так, что после тренировки он блестит. У них совершенно другое отношение к труду и к обязанностям перед клубом. И самое главное - они стремятся развиваться и применяют самые современные методы тренировки.
- Также Вы работали в сборной СССР. Расскажите об этом опыте в Вашей карьере.
- Я 10 лет проработал в сборной СССР, у меня в учениках был Слава Яковлев, он согнал много веса, стал очень быстрым, чётким, выиграл всё что можно было выиграть за 4 года, был признан самым лучшим тяжеловесом мира. Так вот, эта базовая работа сформировалась здесь, когда работать с ним стал я. И задача была - делать из Славы боксёра, как мне тогда сказал главный тренер страны. Поэтому, мы составили план тренировок и тренировались с утра до вечера. Из хорошего изначально боксёра надо было сделать бриллиант. Вот как ювелир берёт необработанный драгоценный камень и точит его. А другой видит бриллиант и обрабатывает его так, что он портится. Вот и вся разница.
- Назаров и Арбачаков достигли громадных высот, а Юрий Яковлевич в итоге стал первым российским боксером в истории вошедшим в топ 10 лучших боксеров независимо от веса. Обьясните нам простым болельщикам, чем отличаются в боксеры-звезды от обычных спортсменов среднего уровня. По каким спортивным и человеческим качествам вы можете сказать, что этот боксер станет звездой, а вот другой будет выступать средне?
- Дело в качестве. Приведу вам один пример: перед первым боем мы берём у Юры пульс, а пульс у него - 48 ударов. А, если ты не боксёр, то уже будет за 100. Ты уже вышел и сгорел. А у него 48. Потому что тренер делает всё правильно. А в случае неправильной работы спортсмен быстро устаёт, быстро выдыхается. А Юра боксировал и быстро, и долго, и мог и в первом раунде попасть, и в шестом, и в восьмом. Сил и выносливости хватало. Поэтому, он стал замечательным боксёром. И он проводил свой первый бой в Тайланде с известным боксёром. Тот приехал туда наглый, на взвешивании подошёл - а у Юры были наши советские золотые зубы - и говорит: «Вот, я тебе завтра эти зубы выбью». Арены в день боя были полностью забиты. Не из-за того, что Юра боксировал, а потому что в этот день приехал известный американский артист. И, когда в финале Юра боксировал с чемпионом мира и нокаутировал его, все мировые СМИ взорвались. Он получил один нокдаун, отправил соперника в два нокдауна, а потом в нокаут.
- По моему мнению, бокс в стране только-только поднимает голову и то благодаря меценатству, а не выстроенной системе. Как вы думаете в чем был секрет успеха советской школы бокса, которая наравне с кубинской и американской считалась сильнейшей в мире? Почему в Советском Союзе каждый год можно было увидеть новых ярких боксеров, тогда как в российском боксе они появляются редко и скорее вопреки логике? Как тот же Сергей Ковалев.
- Дело в том, что всё рухнуло, а, когда рухнуло, сократилось количество детских спортивных школ. Старое поколение ушло на пенсию, а замены не оказалось. Талантливые ребята есть, но проблема в том, что сейчас мало кто идёт на тренерскую работу. Но мы сумели при этом сохранить какой-то фанатизм, оставшийся с тех времён. Учились мы друг у друга, было много тренерских семинаров, на которые мы все ездили и обменивались опытом, опыт передавался от старших к младшим. Я приехал молодой, и меня никто моим недостатком опыта не попрекал, все относились ко мне очень уважительно и с пониманием. И, когда мне сказали, что мой Яковлев в данный момент последний по физической подготовке и его отчислят, если ситуация не исправится за 3 месяца, мы сделали так, что через 3 месяца он сдал все нормативы в своём (тяжёлом) весе. Он отжимался 2 раза, а стал отжиматься 26. Когда он сдал эти нормативы, он победил себя.
И потом он не проиграл ни одного боя в течение всего олимпийского цикла. Вся моя тренерская база заложилась в институте Лесгафта. У меня был тренер Александр Николаевич Кудрин, который не просто тренировал нас как спортсменов, а учил тренерской работе. Сейчас есть тенденция взять какого-нибудь талантливого боксёра, который выдаёт какой-нибудь результат и тут же пропадает. До высокого долгоиграющего уровня таких спортсменов не доводят. Такой системы, как раньше, больше нет. Мы составляли индивидуальный план, на год вперёд. А сейчас всё хаотично. Смотришь на хорошего боксёра и думаешь, что он точно должен вырасти за год, а через год смотришь: он стоит на месте или даже выступает хуже.
- Готовясь к интервью, я заметил один факт, все ваши ученики обладают очень сильным ударом и имеют высокий процент нокаутов. Если не секрет, то за счет каких упражнений удается им приобрести такое грозное оружие в своем арсенале? Как вы ставите им такой жесткий удар?
- Дело в том, что разовый удар - это инструмент, которым должен владеть боксёр. Любая комбинация должна завершаться таким ударом, потому что без него любая комбинация бессмысленна. Что такое техника? Это рациональное использование движений. Если тренер видит твои сильные стороны и правильно их развивает, значит, ты будешь им владеть. А если он их не видит и не знает, как развить твой удар, толку не будет. И в итоге боксёр делает всё много и некачественно. Потому что у него нет его инструмента.
- Если говорить честно, то Вы один из немногих квалифицированных тренеров в российском профессиональном боксе. Остальные тренеры это недавно закончившие карьеру боксеры. Как сейчас воспитывают тренеров по боксу? Где обучают? Или это дело случая и опять же отсутствует логика.
- В основном, тренер - это призвание, и тренер должен иметь высшее физкультурное образование и хорошие знания физиологии и прочего. Для этих целей существует институт им. Лесгафта. Без такого образования, которое дается там, невозможно быть полноценным тренером. Неграмотный тренер - это слепой тренер даже если у него хорошая тренерская интуиция и большой энтузиаст. Перед важными боями такие тренера бегают и ищут, к кому бы отдать своего ученика, потому что они знают, что сами они не смогут. Приходят и ко мне, но я лично не могу работать с толпой, у меня нет толпы, я работаю индивидуально! Только индивидуальная работа с боксёром, у которого есть задатки, может дать результат!
- В свое время вы работали с Николаем Валуевым и Александром Поветкиным. И это пожалуй наравне с Султаном Ибрагимовым самые успешные российские тяжеловесы. Почему в России так мало тяжеловесов? Всего лишь два десятка, тогда как в США их почти 400 человек. Почему такая пропасть в этом весе между нами и Штатами?
- Дело в том, что на Западе боксёр-тяжеловес - это идеал! У американцев так: вот проходит международный чемпионат, и они могут проиграть там во всех категориях. Но если выиграл тяж, то они считают, что победили. Ну у нас в СССР тоже были тяжеловесы, например, Яковлев. Только со сборной СССР со всех республик сюда на подготовку на абсолютный чемпионат СССР приехало 16 тяжей. Всего было 32 тяжеловеса. (Неразборчивый момент про спортсмена, который выиграл хрустальную перчатку). А сейчас из детских спортивных школ уходит много тренеров. Многие уходят в фитнес, чтобы и работать меньше, и получать больше. Мало кто из тренеров сейчас может довести начинающего спортсмена до профессионального уровня, к сожалению. Поэтому, нет стремлений. А работа в фитнесе, не даёт таких результатов.
Там и ответственности меньше, и не надо готовить чемпионов. Мышцы накачал и всё. А тут нужно, если ты взялся тренировать профессионального боксёра, сделать из него чемпиона мира. Возвращаясь к теме тяжей, мне кажется, что на Западе их больше потому что местные тренеры бережней к ним относятся. Там существуют специальные менеджеры, которые проводят большой объём работы. У них есть средства для того, чтобы собрать этих тяжеловесов в кучу и сделать что-то хотя бы из одного. А у нас таких средств пока что нет. У нас сейчас есть только Рябинский, я его хорошо знаю, мы с ним успели поработать вместе. Очень приятный человек, могу сказать о нём только хорошие вещи. Очень любит бокс, любит Сашу Поветкина, любит настоящих боксёров, ко всем относится с большим вниманием и уважением. И, если бы его не было, российский бокс находился бы в ещё более плачевном состоянии, чем находится сейчас. Лично мне очень хочется, чтобы такие люди, как он, появлялись не только в Москве, но и в других городах нашей страны. Тогда и бокс у нас будет на другом уровне.
- С вашего позволения, перейду к теме Александра Поветкина. За последний год у него было 2 случая допинговых скандалов. Я не буду рассуджать о том, кто виноват, кто нет, но, если принимать официальную версию команды Александра, ему что-то подмешали и случилось это в результате непрофессиональной работы. По вашему мнению, кто виноват в данной ситуации и должен ли боксёр следить за тем, что употребляет, или это задача его команды?
- Конечно, боксёр должен в первую очередь сам следить за собой и должны это делать те, кто работает с ним. В команде всегда есть доктор, который несёт полную ответственность за спортсмена. Потом, нельзя снимать ответственность с тренера. Конечно, такие случаи- это беда всей команды, а не одного Саши. Пока мы с ним работали, я всегда говорил: всегда консультируйся с врачом и никаких лишних телодвижений. Он очень дисциплинированно к этому подходил, он вообще очень яркий боксёр и трудяга. Это человек-пахота, человек-маяк, на который мы должны ориентироваться. Это Олимпийский чемпион. Он всё время в движении, и его никто не остановит, пока он сам не скажет, что всё. И с ним приятно работать. Его надо просто корректировать, чтобы не было перегрузок в тренировках. Но в таких случаях боксёр не всегда виноват сам. Видимо, кто-то посоветовал ему что-то съесть.
- Александр, вроде, никогда не был замечен ни на каком вранье, поэтому ему стоит верить…
- Я ему верб и знаю, что ему надо ориентироваться на себя, на своё сердце и свои руки, ноги и голову. Он - боец по своей натуре и никогда не будет сдаваться перед трудностями, которые ему пытаются создать. Не могу с уверенностью сказать, что эта ситуация была подстроена специально, но и не отрицаю такой возможности.Саша - это олицетворение русского боксёра. Он всегда выходит с такими патриотическими песнями. Думаю, что весь этот скандал связан еще и с политическими событиями. Это выходит за рамки спорта.
- Темные истории с Александром Поветкиным возникают не первый раз. В интернете ходит слух, что в бою с Марко Хуком ему подсунули отравленную воду и из-за этого наш тяжеловес выглядел неубедительно и дотащил бой на морально-волевых. Александр Васильевич, расскажите пожалуйста, что же произошло в тот день? Почему Поветкин выглядел блекло в том бою?
- Там много вариантов. Могли в воду добавить, могли перчатку чем-то потереть. Есть очень много способов, и такие случаи в профессиональном боксе бывали и не раз. Когда мы работали в Японии, местные боксёры говорили, что перестают пожимать руки при встрече людям за 2 недели до боя, потому что мажут чем-то специальным руки. Могут подарить отравленные фрукты. Вот в этом плане в профессиональном боксе там всё очень строго: за месяц до боя нужно отлучаться от всех посторонних людей. И даже не здороваешься за руки. И к чемпионам нужно очень аккуратно относиться. Их беречь надо, смотреть за ними в оба, чтобы где-то чего-то не подсунули.
- Истории с отравленной водой возникают не в первый и не в последний раз. В мировом боксе все еще существуют грязные приемы, как гипс в бинтах в бою Маргарито и Котто. Сталкивались ли вы в своей тренерской карьере с таким видом жульничества со стороны соперника?
- Я сам свидетелем таких вещей не был, но наслышан. Знаю многих, кого за подобное отстранили от работы. Люди передавали фрукты, заправленные какими-то лекарствами, и промоутера, который этим заправлял, уволили с работы и сняли все регалии. Есть и более мелкие случаи. Например, ты приезжаешь на соревнования, и тебя возят, возят на машине, а наш промоутер говорит: « А чего это вы так долго нас возите?» А возят они для того, чтобы подольше подержать в машине, а оказывается, там ехать всего 5 минут…Всё делают ради того, чтобы спортсмена ослабить. Такие люди есть. Я не говорю, что все.
- Удается ли вам следить за мировым боксом? Есть ли какие то любимые боксеры?
- Поскольку я работая с тяжами, я и слежу за тяжеловесами, особенно в последнее время. Хотя, когда я работал в Японии, я следил за всеми. Всегда надо иметь представление о том, кто сейчас лидирует. Роль тренера в становлении чемпиона мира очень важна, и я должен подсказывать своему спортсмену, как, найти короткий путь для того, чтобы он вышел и бился за звание Чемпиона Мира. Это очень зависит от техники, тактики, Существует очень много факторов, от которых можно избавиться и сделать идеальные условия для подготовки. Тренировки должны отвечать мировым современным стандартам, у человека должны быть хорошие спарринг-партнёры, спортсмен должен много тренироваться, в том числе, и в горах. Поэтому, тренер всегда старается вооружить боксёра, помочь ему быстро достигнуть намеченной цели. Потому что бой за звание Чемпиона Мира - это верх. Можно выиграть все бои, но проиграть на финишной прямой и тем самым испортить всю картину.
- Сейчас вы работаете с одним из самых перспективных тяжеловесов в стране Ростиславом Плечко. Его профессиональная карьера длится чуть более года и за этот отрезок он уже успел провести 10 боев. Не много ли такое количество поединков для старта карьеры?
- Я считаю, что это зависит от состояния боксёра, от его физической формы и от того, может ли он реализовать эти 10 боёв за это время. Ростислав смог это сделать, потому что мы так готовились...У него хорошая физическая форма, хорошие данные: скорость, силовые. Мы нашли инструмент, с помощью которого он может заканчивать бои досрочно. У него акцентированный удар, как с левой, так и с правой руки. Поэтому, он очень уверено все эти бои проводил. И для него не составляло особого труда проводить бои чуть чаще чем обычно: раз в 2-3 месяца. У него хорошее физическое состояние, он быстро восстанавливается, поэтому он заканчивал бои в первом раунде. Во время подготовки к бою мы ставили такую установку: чтобы он показал себя в этих боях как можно раньше. И все бои, особенно после 3-го, выходили очень чёткими, грамотными, точные и с акцентированным ударом. Он бил точно туда и так, как мы и отрабатывали на тренировках.
- Российские поклонники бокса ждут новых звезд, поэтому задам прямой вопрос, через сколько боев или через какое время Ростислав будет готов сражаться с лучшими боксерами дивизиона?
- Ну я думаю, что это год-полтора. Надо провести ещё боёв 10. И после этого можно уже что-то планировать. Потому что он провёл 10 боёв как начинающий боксёр, он справился с этими задачами.
- Сейчас в моду вошли смешанные единоборства. Как вы относитесь к этому виду единоборств? И сможет ли ММА он обогнать по популярности бокс?
- Чем хороши все единоборства? Я вот, допустим, работал в Тайланде со сборной Союза, и нас в первый раз привели посмотреть на кикбоксинг. В СССР его тогда не было. Я посмотрел и мне стало как-то жутко. Это не бокс, а просто какая-то уличная драка. Я тогда не понял, почему все это смотрят. А ведь многим людям и правда нравится. Это жажда зрелищ, жажда увидеть то, как поверженный соперник падает. Не знаю почему, но зрителям нравятся именно «ударные» боксёры. Почему и был популярен Тайсон и прочие боксёры, которые заканчивали свои бои одним акцентированным ударом. И, наоборот, публика всегда освистывала тех боксёров, которые так ударить не смогли. Победа по очкам - это, конечно, продуманно, хорошо, но такого эффекта на зрителя не производит. А ММА - это чистой воды зрелище. Там много ударов, которые у нас запрещены: например, они бьют лежачих. Это чистая драка.
- Но мне ещё кажется, что наша публика немного глупая в этом плане и не понимает бокс. Про того же Уорда говорят, что он плохой боксёр, грязный, а сами не видят множество трюков, которые он делает, что он делает для победы. Мне лично интересно это наблюдать, но таких как я, 5% от общего числа тех, кто смотрит бокс.
- Многие оценивают только акцент, удар.
- А мне, наоборот, защита нравится.
- Обычному зрителю многое и не понятно. Ну и, как правило, в ММА и путь к званиям короче. Провёл 3-4 боя, на малой технике, и ты можешь стать чемпионом. В профессиональном боксе такое невозможно. Бокс намного болеетехничный и прогрессивный. А ММА напоминает уличную драку, но с какими-то правилами. Но люди любят зрелища. Но я считаю, что профессиональный бокс пока что всё равно лидирует по популярности. Взять хотя бы то, сколько зрителей всегда приходит на бои Александра Поветкина. А Валуев! За границей мы иногда даже не могли спокойно выйти из машины из-за толпы поклонников.
- Сейчас самым популярным российским бойцом является Хабиб Нурмагомедов, в том числе из-за скандала перед последним боем, где он не смог выйти в клетку из-за плохой сгонки веса. Сколько можно гонять, чтобы не навредить себе и результаты оставались хорошими?
- 2-3 килограмма. Ну максимум - 4. Но не по 6-8. Там уже можно показать нездоровые результаты. Ты уже не будешь думать о бое, о результате, потому что после такой сгонки веса человек чувствует себя совсем по-другому. Да и можно просто стать инвалидом. А спорт в любом случае должен служить для того, чтобы помогать человеку расти, развиваться, а не калечить.
- Больше не смею Вас отвлекать, Александр Васильевич. От лица всех пользователей портала fightnews.info желаю Вам крепкого здоровья, успехов и всех возможных благ.
- И Вам всех благ.