Считать очки и возмущаться судейским оценкам вам не придется. Здесь только нокауты.
Время от времени, натыкаясь на мнение о том, что «бокс это искусство защиты», «шахматы на ринге», а не какие-то банальные «реки крови», в голову приходит мысль, которая часто посещает меня после выпитых 2 пинт пива и до выкуривания плотного косячка: а ведь одно другому не мешает, черт подери!
Все. Пора раскрыть карты, сорвать покровы и огласить бюджет на 2016. Большинство любителей бокса обожают смотреть на кровь и насилие. Есть, конечно, меньшинство, которое предпочитает «шахматы», но их мы в расчет не берем. Не люблю меньшинство. Они голосовали за «Яблоко» в 90х, смотрят артхаусные фильмы и поддерживают футбольное «Динамо». Короче, потерянные для общества люди. Для всех же остальных сегодня праздник - старина Томми Хернс бьет людей. Доставайте алкоголь, готовьте праздничный стол, собирайте друзей и не беспокойтесь. Считать очки и возмущаться судейским оценкам вам не придется. Нас ждут только нокауты.
Томас Хернс - Пипино Куэвас, 02.08.1980
Пипино Куэвас - это самый настоящий олд-скулл. Да, это понятие стало довольно расплывчатым и подобным термином сейчас начинают называть каждого доходягу, протусовавшегося на ринге больше десяти лет. Но мы тут громкими словами не разбрасываемся, так что Пипино с полным правом может быть зачислен в элитные бойцы своего времени. Дебютировав на профессиональном ринге в четырнадцать лет, он своим коронным левым хуком проложил себе путь к вершинам и стал самым молодым чемпионом мира в полусреднем весе в возрасте восемнадцати лет. Сумасшедшая конкуренция, разбитые челюсти соперников, одиннадцать защит титула (десять нокаутов), это все про него.
Но ни Пипино Куэвас, ни вообще весь боксерский мир, не был готов к появлению новой суперзвезды. Таких боксеров еще не было. Длинный и худющий парень, который, как казалось, был готов упасть от дуновения ветерка, оказался подлинной машиной смерти. Тело, состоящее из одних мускул, размах рук тяжеловеса, легкость в ногах и полный боекомплект атакующих приемов.
Были ли шансы у мексиканца? До боя можно было сказать, что, да. Но после первых двадцати секунд вопрос потерял свою актуальность. Куэвас в самом начале боя провел свой легендарный левый крюк в голову Хернса. Тот самый левый крюк, который добывал ему победы и калечил людей. Хернс даже не подал вида, что прочувствовал этот удар. А потом начал бить. Это были самые быстрые удары, которые зрители видели в своей жизни до сего момента. Это были самые сильные удары из тех, что прилетали в Куэваса когда-либо. Как он потом признавался, за всю карьеру его никогда так не били. Пипино же не мог ответить, так как длины рук банально не хватало, чтобы достать до американца. Сочный удар в висок во втором раунде, превратил Куэваса в зомби. Следующим ударом Хернс утихомирил этого персонажа окончательно. Один из самых комичных, драматичных и, безусловно, прекрасных нокаутов в истории бокса.
Томас Хернс - Шугар Рэй Леонард, 16.09.1981
Где-то во Франции, в международном бюро мер и весов находится этот бой. Эталон идеального боксерского поединка. Хорошие боксерские поединки проходят часто, очень хорошие реже, великие еще реже, а идеальный всего один. Мы все любим прикрикнуть на боксеров: давай дерись, бей его по корпусу, включай ноги, больше джебов. Короче, ведем себя, как Фредди Роуч, но забесплатно. Этот бой избавляет нас от такой обязанности. Они сами прекрасно знают, что делать.
План на бой? Да, он был. Все начиналось, как стандартный поединок Томми Хернса с игровиком. Работа первым номером, хлесткие и быстрые удары, от которых нельзя увернуться. Бей, калечь, убивай во всей красе. Леонард от раунда, внешне, все больше становился похож на подвыпившего бурята. Его прекрасных навыков в работе в защите не хватало, чтобы уйти от всех ударов Хернса. И вдруг в шестом раунде Леонард осознает всю безнадежность данной тактики и неожиданно начинает атаковать Хернса. Не успевший перестроиться Хернс, чуть было не попадает в ловушку и буквально выживает шестой и седьмой раунд. Все, что происходит в бою, начиная с восьмого раунда, прекрасно. Такой Леонард был еще не знаком публике. Он жесток, агрессивен и прямолинеен. Он прет на Хернса, бьет серии и ловит удары лицом. Ни дать, не взять - черный Артуро Гатти и Руслан Проводников в одном флаконе. Хернс же заводит мопед и начинает колесить по рингу в попытках избежать ударов Рэя, при этом нанося сокрушительные заряды на встречу. «Наемный убийца» настолько хорош, что для того чтобы описать его действия мне придется воспользоваться помощью специально приглашенных звезд. Вот представьте, если бы многострадальный Флойд Мейвезер младший обладал бы кроме всех своих навыков защиты, работы ног, скорости, еще бы и ударной мощью Мэнни Пакьяо. Вот тогда бы мы получили вполне нормального боксера. Добавьте тут еще щепотку гениальности и вы, возможно, получите великого боксера. Но не факт, что вы получите Томми Хернса на отрезке между восьмым и двенадцатым раундом. А для описания действий Шугара Рэя Леонарда в тринадцатом и четырнадцатом раунде у меня не хватит ни эпитетов, ни сравнений. Весь в гематомах, еле стоящий на ногах, он обрушивает на Хернса шквал ударов и посылает того в нокдаун. А затем принимается методично забивать. Он вскинет руки еще до того, как соперник упадет. Это недопустимый уровень риска. Но легенда может себе это позволить.
Томас Хернс - Роберто Дюран, 15.06.1984
Эх, вот было времечко. Вечернее небо штата Невада, лето, «каменные кулаки» против «убийцы». Красота же, романтика. Только не говорите, что трава раньше была не зеленее. Еще как зеленее. Да и бойцы были лучше, что ни говори. А как они рубятся. С первой до последней секунды этого короткого боя. Красота же. Шахматы, защита, да тьфу на вас. Дерись, как последний раз в жизни и люди тебя запомнят. А кто мог так драться, если не Дюран. Развязано, самоуверенно, отчаянно. Да никто. Нет боксера лучше Дюрана. По мнению Дюрана, разумеется. Ведь кто его соперник, если разобраться? Дылда тощая, да к тому же уже три боя никого не нокаутировавшая. А Дюран время не терял. Три шедевральных боя: нокаут Куэваса, нокаут Мура и равная бойня с Хаглером. Да он этого сопляка Хернса должен был съесть и не подавиться.
Вот эта самоуверенность и сыграла с панамцем злую шутку. Аль Пачино рассказывал, что за образец при работе над ролью Тони Монтаны брал характер Роберта Дюрана. Дюран же видимо при подготовке к бою с Хернсом вдохновлялся последней сценой из «Лица со шрамом». Он стоит, даже не пытаясь защищаться, напротив Томми с его руками-пулеметами и чуть ли не кричит: «Ты хочешь играть с лучшим, тогда играй с Роберто Дюраном, сука». Хернс и играет, попутно отправляя Дюрана дважды в нокдаун уже в первом раунде. Но даже после этого боксер-наркоторговец продолжает скалиться, смеяться в лицо сопернику и вызывать того на бой. Два удара в корпус и один в голову останавливают эту истерику и заставляют Дюрана пасть лицом вниз. Левой-левой-правой-бам.
Томас Хернс - Марвин Хаглер, 15.04.1985
Этому бою предшествовал зрительский ажиотаж, скандалы, взаимные оскорбления. Короче все то, что искусственно подогревает интерес к поединку. Ну, собрались ребята, поболтали, начинающие любители бокса отметили, что «так нельзя», адепты со стажем с хитрой ухмылкой пояснили «да они же просто хотят продать бой», потом вышли на ринг, поплясали некровопролитные двенадцать раундов, зрители отметили, что это же «умный бокс, а не драка у пивной». А липа про конкурентный поединок, обещания убить, или минимум нокаутировать забываются. Вроде, как и нормально все это, они же ведь просто «продавали бой». Все должно было закончиться также приземленно и в этом бою. Но, обращаем внимание на дату проведения боя, смотрим на послужные списки Томаса Хернса и Марвина Хаглера, а также на то с каким остервенением они налетаю друг на друга в первые секунды первого раунда. Это правда. Зрителям обещали войну, и они ее получили.
Два с половиной раунда интенсивного боя, повышенных скоростей и высокотехничной рубки на грани. Каждый удар мог оказаться последним. Своеобразная игра в покер с олл-ином на первой раздаче. Они оба приняли этот вызов, но не оба оказались к нему готовы. Хернс сразу поднял ставку в надежде, что соперник спасует перед его ударной мощью и быстрыми руками. Проблема началась в тот момент, когда Хаглер пошел ва-банк. Эта классическая ошибка Хернса, которая стоила ему некоторых выигранных боев. Он наверняка был бы способен провести весь бой на дальней дистанции, пробивая по Хэглеру на сближении, или в редких случаях используя клинч и несерийный выстрелы в голову. Вполне мог. Но зато мы и их любим, тех воинов славной «битвы средневесов 80х». Когда Дюран смеется в лицо опасности, или Леонард вскидывает руки в еще не самой очевидной ситуации, а Хернс бросается с криком «банзай» под танк в лице Хэглера, в этом есть что-то монументальное.
Томас Хернс - Хуан Ролдан, 29.10.1987
Эмануэль Стюард в мире бокса, как Гитлер, или Волан-де-Морт на худой конец: «Творил ужасные дела, но великие». Именно он подарил нам десятилетие печали и скорби в супертяжелом весе в лице Владимира Кличко. Не думайте, что Владимир уже с детского сада тренировал джебы на воспитателях и душил в объятьях маленьких мальчиков. Нет, это формула непобедимого чемпиона родилась далеко не на просторах СССР. Это все началось в Детройте, которым любят попугать наши СМИ своих сограждан. Именно там, в колыбели американского автомобилестроения, злой и хитрый тренер задумал план по превращению бокса в занудное и прагматичное говно. Испытать замысел он решил именно на Томми Хернсе, своем первом известном ученике. Джеб-джеб-джеб-удар правой на сближении-клинч. О боже, как же я люблю разнообразие. Краткость конечно - сестра таланта, но мне бы было стыдно делиться подобной формулой с миром. Думаю, что коллегам Стюарда тоже, поэтому Эмануэль удостоился звания первооткрывателя. В конце концов, Гитлер был не первым человеком, который задумал жечь евреев, но эту задумку он осуществил первый. Только вот не думаю, что это новшество, кого-то осчастливило, как впрочем, и тактика Сдюарда.
Вся проблема Хернса была в том, что он на протяжении всей своей карьеры был чрезвычайно своевольным, жадным до драки и харизматичным боксером. Элементарная дисциплина, использование только своих антропометрических данных и беспрекословное подчинение тренерской руке Стюарда могли бы обезопасить его от немногочисленных поражений. Да, в этом бою он регулярно вяжет соперника и старается не вступать в открытую конфронтацию, но та часть его существа, которая влекла его биться в открытой схватке с Хаглером, сопротивляется. Он чуть не поплатился за свою безбасшенность, когда в четвертом раунде нарвался на шальной удар Ролдана, чуть было не погасившем свет в его черепной коробке, но выстоял и в ходе размена отправил оппонента на настил ринга.
Несмотря на победу своего подопечного, план Стюарда провалился, но со злом еще не было покончено. Зло умерло только спустя почти 30 лет. Что примечательно, то произошло, это в привычном для подобного событий месте, а именно в Германии, когда веселый и добрый парень по фамилии Фьюри и чудным именем Тайсон победил последний росток зла в лице Владимира Кличко. Так, что не будем забывать уроки прошлого и постараемся больше не допустить ничего подобного.
P.S.: Не смотря на тенденцию распространившуюся среди авторов пишущих о боксе, я не буду сегодня врать, юлить и отвечать за слова расплывчатыми формулировками, пытаясь обелить свое имя. Как и было обещано ранее, в подборку вошли только нокауты. Разумеется, мы не могли охватить все зрелищные бои Томаса Хернса за почти тридцать лет его карьеры, поэтому пришлось ввести определенный критерий отбора. Сюда, например, не попали знаковые противостояния с Хиллом, Бенитесом и реванш с Леонардом. Сами на досуге посмотрите. Пока же чествуем новых чемпионов, выбрасываем на свалку старых и вспоминаем великих.