Сегодня исполняется 44 года с того дня когда состоялся «Триллер в Маниле» - поединок между Мухаммедом Али и Джо Фрейзером за титул чемпиона мира в тяжёлом весе. Предлагается оживить в памяти невероятную историю этого величайшего боя за всё время.
«Триллер в Маниле» стал завершающим боем трилогии между Али и Фрейзером. Их первый бой был окрещён «Боем века». И Али, и Фрейзер на момент того боя не имели поражений, а спрос на билеты был настолько велик, что Фрэнку Синатре для того чтобы попасть в рингсайд боя пришлось сфотографировался для журнала Life. Фрейзер выиграл поединок единогласным решением, отправив Али в нокдаун в финальном раунде.
Второй бой состоялся после того, как Фрейзер проиграл свой пояс Джорджу Форману. Али сделал достаточно для победы в реванше решением судей.
Конфликт между боксёрами имел глубокие корни. Когда Али оказался вне бокса из-за отказа отправиться во Вьетнам, Джо Фрейзер предложил опальному чемпиону поддержку и даже деньги. Али называл Фрейзера «дядей Томом» и фальшивым чемпионом. Он также твердил, что выиграл «Бой века». Отношения между Фрейзером и Али ухудшились до такой степени, что между ними во время рекламного интервью на телевидении перед вторым боем вспыхнула потасовка.
Поединок рассматривался как явный мисматч. После победы над Джорджем Форманом в «Грохоте в джунглях» Али считал себя непобедимым. Он также полагал, что Фрейзер уже не в расцвете своих сил и вряд ли доставит ему проблемы. Врач Али Ферди Пачеко признавался:
«Причина, по которой Фрейзеру был дан этот бой, заключалась в том, что мы думали, что от него уже ничего не осталось».
Фрейзер сокрушительно проиграл Форману двумя годами ранее. Чемпион оказался сбит шесть раз в двух жестоких раундах и потерял свой титул.
Али стремился развлечься. Он привёз свою любовницу Веронику в Манилу и представил её президенту как свою жену. Официальная жена чемпиона Белинда услышала об этом его поступке и прилетела в Манилу, что повлекло её публичную ссору с Али. Таким образом подготовка Али к бою за титул чемпиона мира отнюдь не была идеальной.
Джо Фрейзер перед поединком примерил на себя образ Рокки. За пять дней до боя Фрейзер поселился в отеле на горной вилле за городом. Там оставались только Фрейзер и его друг Бутч Льюис. Льюис вспоминал:
«Мы стояли снаружи ... стояли часами, не разговаривая. Он ничего не говорил и я ничего не говорил. Он десятки раз внутренне сразился с Али. Мечтал об этом. И по мере приближения к бою он иногда побеждал, а иногда проигрывал».
Али прибег к расистским высказываниям.
Али назвал Фрейзера «Гориллой» и издевался над своим соперником рифмуя: "It will be a killa and a thrilla and a chilla when I get the Gorilla in Manila". Он бил маленькую куклу гориллы, повторяя стих перед прессой и самим Фрейзером. Многие считают, что Фрейзер являлся единственным противником, которого Али действительно боялся, отсюда и ужасные попытки вывести его из себя. Однажды Али появился возле гостиничного номера Фрейзера, размахивая пистолетом и крича: «Я собираюсь застрелить тебя!». Некоторые источники утверждают, что пистолет был игрушечным, другие - что Али действительно стрелял, хотя и не в Фрейзера.
Чтобы охватить американскую телевизионную аудиторию, бой назначили на 10 часов утра по местному времени. По некоторым оценкам, температура воздуха доходила до 50 °С. Из-за жары поединок был похож на бой в духовке.
Когда рефери дал бойцам последние указания, Али кричал: «У тебя не получится, Джо, у тебя не получится! Я уберу тебя с пути!».
Фрейзер в ответ улыбнулся и ответил: «Посмотрим».
В течении первых трёх раундов Али агрессивно атаковал Фрейзера. Обычно грациозный Али стоял в центре ринга, обрушивая на своего противника серии комбинаций. Казалось, он был полон решимости отправить Фрейзера в отставку. Фрейзер несмотря на принимаемое наказание продолжал идти вперед.
Как он вёл себя против Джорджа Формана, Али также издевался над своим противником и во время этого боя.
«Давай ты, уродливая горилла, - ударь меня!».
Фрейзер был рад делать это, но не терял контроль, как надеялся Али.
Али бил Фрейзера своими лучшими ударами безрезультатно. По мере того как Али устал, Фрейзер инициатива перешла к Фрейзеру. В ходе средних раундов Фрейзер крюк за крюком потрясал корпус Али. Каждый удар был расплатой за годы ненависти.
«Все эти безумные слова, которые он сказал обо мне. Я жаждал разобраться с ним. Я пытался убить его каждым нанесённым ударом».
В седьмом раунде Али проговорилхнул Фрейзеру на ухо: «Джо, они сказали мне, что с тобой покончено». Ответ Фрейзера? «Они лгали».
После девятого раунда Али сказал в своём углу:
«Я ближе чем когда-либо к смерти».
Но Али выдержал свирепые атаки и к 11 раунду использовал свою превосходную технику, чтобы доминировать над уставшим Фрейзером.
Фрейзер большую часть своей карьеры провёл практически слепым на левый глаз после несчастного случая в 1965 году. К двенадцатому раунду здоровый глаз Фрейзера закрылся от непрекращающихся ударов. Он сражался с Мухаммедом Али вымотанным и почти слепым. И все же Фрейзер отказывался уходить из боя.
Раунд 14 стал адским
Этот трёхминутный отрезок вошёл в историю бокса. Два бойца, едва способные встать, один едва видящий, собрали свои последние запасы энергии и обрушили их друг на друга. К этому времени оба соперника были близки к смерти. Ни один не хотел позволить сопернику победить.
После ущерба, принятого в 14-м раунде совершенно обессиленный Али дал указание своему углу срезать с его рук перчатки. Однако угол Фрейзера вывел своего бойца из боя первым. Эдди Фатч, отказался разрешить Фрейзеру продолжать сражаться в потенциально фатальном пятнадцатом раунде боя, решив остановить бой. Фрейзер отчаянно умолял его не делать этого.
«Не смей останавливать этот чёртов бой!», - твердил Фрейзер.
Но он не сумел ответить, сколько пальцев Фатч поднял перед его лицом. Фатч выбросил полотенце, сказав Фрейзеру:
«Всё кончено. Никто не забудет, что ты сделал здесь сегодня».
Никто не знает, стоило ли это действие Фрейзеру боя или, возможно, спасло ему жизнь. Фатч поставил безопасность своего бойца выше потенциальной славы и до самой смерти никогда не сожалел о своём решении.
Али не скупился на похвалы в адрес Фрейзера после боя, назвав своего противника лучшим бойцом в мире наряду с ним самим. Он также принес извинения сыну Фрейзера за своё поведение. Фрейзер не простил, не забыл и оставался равнодушен: «Почему он не сказал этого мне?»
Многие считают, что поединок ускорил болезнь Паркинсона у Али. Фрейзер получил огромное удовольствие от ухудшения физического состояния Али. Когда Али зажигал олимпийский огонь в 1996 году, Фрейзер сказал: «Нужно было бы его толкнуть». Голосовая почта Фрейзера высмеивала состояние Али.
И всё же перед своей смертью Фрейзер несколько смягчившись говорил:
«Бабочка и я пережили несколько взлётов, падений и много эмоций, часть из которых были плохими. Но я простил его, мне пришлось. Нельзя таить злобу вечно. У меня болело сердце от слов, которые он использовал. Я годами спал и видел причинить ему боль. Но вы должны выбросить эту палку из окна. Мы нуждались друг в друге, чтобы сделать некоторые из величайших боёв в истории».