Тони Бёрнс в зале «Рептон»
Если говорить о британском любительском боксе, никто не был более успешен, никто не был более уважаем и никто не сравнится с кавалером превосходнейшего ордена Британской империи (MBE) Тони Бёрнсом из клуба «Рептон» на Бетнал Грин, где он являлся главным тренером почти 50 лет.
Бёрнс жал руку королеве и герцогу Эдинбургскому, его дочь вышла замуж в соборе Святого Павла, а сам он вырос в одной компании с печально известными близнецами Крэй. Это замечательная история, которую вы узнаете из первых уст.
Он близок к концу седьмого десятка лет и его память время от времени подводит, но в глазах этого миниатюрного, но всё ещё крепко сбитого мужчины по-прежнему взгляд человека с железной хваткой, критически настроенного в отношении себя и окружающих.
Это не удивительно. В дни проведённые в ринге Бёрнс являлся бесстрашным, впечатляющим бойцом, который выиграл титул ABA (Любительская боксёрская ассоциация Англии) и дал будущему чемпиону мира Кену Бьюкенену один из самых сложных поединков в его жизни, как следует из автобиографии самого шотландца.
Бёрнс перебирает кучу фотографий, на которых он изображён в компании многих известных боксёров.
Тони Бёрнс с Шугар Рэем Леонардом
Среди них Мухаммед Али, Шугар Рэй Леонард, Фрэнк Бруно, а также некоторые из его подопечных, в том числе Джон Х. Стрейси и Морис Хоуп - чемпионы мира с блестящей карьерой, взрощенные в зале «Рептон» и британский олимпийский чемпион в тяжёлом весе Одли Харрисон, которого Бёрнс некоторое время тренировал в ходе любительской карьеры.
«Я родился во время войны и был эвакуирован в Бридженд в Южном Уэльсе, где пошёл в школу», - вспоминает он. «В то время все дети в боксировали. Они делали это в школе и в те дни было трудно победить даже на первенстве школы, не говоря уже о чём-то большем, но я выиграл школьный турнир».
По окончании войны Бёрнс вернулся из эвакуации и стал посещать расположенный на Кембридж-Хит-роуд зал в Нортгемптоне, которым управлял его дядя, а затем перешёл в «Рептон», где и обосновался.
Газетная вырезка с изображением юного Тони Бёрнса с Фредди Миллсом и Сэмми МакКарти
«Я уже не помню всех титулов, которые выигрывал», - говорит он. «Я просто наслаждался боксом. Я никогда не думал о том, чтобы стать профессионалом, мне никогда не нравилась эта идея. Многие стали профессионалами, но мне просто нравилось сражаться, и главной проблемой для меня являлось дело моего отца».
Этот бизнес по переработке бумаги продолжает развиваться и сегодня. Тони связан с AON, крупнейшей страховой компанией в мире, поэтому можно понять, почему переход в профессионалы не был чем-то, что интересовало Бёрнса или было ему необходимо.
Он тянется к фотографии и показывает её.
«Я был лучшим другом на его свадьбе», - комментирует он снимок.
С Тони на цветной фотографии - безошибочный узнаваемый персонаж - известный в Британии гангстер Реджи Крэй.
«Мы выросли вместе. Я жил здесь», - указывает Тони из окна кафе. «А они жили за углом. Мы ходили в одну и ту же школу на Даниэль-стрит. Трудно жить так близко и не знать друг друга».
Тони Бёрнс на свабьбе Реджи Крэя
Крэй также прошел через двери клуба «Рептон», хотя Бёрнс говорит так: «Они были не столь хороши, в качестве бойцов на кулаках, как с оружием и прочим. Я был единственным, кто мог назвать Ронни Крэя «толстым пшиком» и это сходило с рук», - говорит он. «В школе они играли в лошадей, где другим детям приходилось брать их на спину вверх и вниз по лестнице, они даже тогда терроризировали людей, но не меня».
Бёрнс заслужил уважение печально известных близнецов и они покупали билеты на местные боксёрские шоу, но к тому времени он уже перешёл на тренировочную работу.
«Я просто больше не наслаждался боксом и в то время там было несколько перспективных парней, поэтому я пошел тренировать», - вспоминает он.
Тони Бёрнс с герцогом Эдинбургским
Это увенчалось успехом. За время своей работы Бёрнс подготовил более 200 чемпионов-любителей, он был удостоен престижной медали «Сэма Муссабини» и был введён в Зал мировой тренерской славы.
«Мне удалось заслужить авторитет у юных и более старших боксёров», - говорит Бёрнс. «Они считали, меня хорошим тренером и желали видеть меня в своём углу».
Это нетрудно понять. Бёрнса обладал собственным стилем, который вдохновлял его боксеров. Там не было места крикам и излишней суете, которые свойственны некоторым тренерам, он и без этого имел средства достучаться до своих боксёров.
Бывшие олимпийцы Микки Картер, Джон Х. Стрейси, Билли Тейлор, Грэхем Моутон, Дэйв Одуэлл, Пол Лоусон и Сильвестр Митти лицом к камере с Тони Бёрнсом the (третий справа) и бывшим секретарём ABA и клуба «Рептон» Биллом Коксом (крайний справа)
«Однажды Тони, чтобы мотивировать меня сказал во время боя: «Ты видишь этого парня из газеты, он сказал, что у тебя нет шансов, иди и покажи ему, что он неправ» - вспоминал Морис Хоуп.
Сам Тони не всё чётко помнит, множество воспоминаний заперто в его мозгу. Он берет в руку ещё одно фото и говорит: «Он был хорошим парнем».
На фото Мухаммед Али, с которыс Бёрнс встретился в одном из лондонских гостиничных номеров, где из 11 номеров входила и выходила стайка голых девушек - вот что происходит, когда ты чемпион мира.
Тони Бёрнс (в центре) в свои дни в Fitzroy Lodge
Итак, кто же являлся лучшим боксером, которого он тренировал: один из его будущих чемпионов мира? Он качает головой и через несколько минут отвечает.
«Микки Картер», - говорит он. «Он имел лучший стиль, у него были тонкие и ловкие руки. Он был самым неудачливым человеком, которого я когда-либо видел, не получив олимпийскую золотую медаль. В Мексике в 1968 году его отправили на канвас и он встал, но рефери уже закончил подсчет. Но я всё ещё думаю, что не видел лучшего боксёра, чем Картер».
Мы возвращаемся в знаменитый тренажерный зал, со спартанской обстановкой, где на стенах изображения бывших чемпионов, которые прошли через руки Тони.
Пятьдесят лет - это долгий срок в боксе, и, хотя Бёрнс уже ушёл на покой, он по-прежнему часто посещает зал и наблюдает за очередной партией молодых людей, многие из которых в настоящее время участвуют в турнирах.
«Они многому учатся у бокса», - говорит он, наблюдая за вечерней тренировкой. «Это помогает им учиться дисциплине на всю жизнь».
Тысячи мальчиков прошли через зал «Рептон», включая Крэев. Подавляющее большинство из них продолжает вести полноценную и честную жизнь и, во многом, это результат работы Бёрнса - маленького человека с огромным сердцем и талантом, который всё ещё живет в двух шагах от этого места на Боннер-стрит, со своей женой Барбарой.
В мире не так много таких, как Тони Бёрнс, мальчик из Ист-Энда, который жал руки особам королевских кровей.