Не секрет, что в мире бокса все известные спортсмены получают от своих фанатов прозвища. Валерий Попенченко, например, был «Мистер нокаут», Григорий Дрозд - «Красавчик», Дмитрий Пирог - «Гроссмейстер» и так далее. Было забавное прозвище и у Рискиева Руфата Асадовича - «Рискуй Засадович», а позже - «Ташкентский тигр». Руфат Рискиев (Ташкентский тигр) уже при жизни стал легендой бокса. Он - Заслуженный мастер спорта СССР, чемпион мира, серебряный призер Олимпийских игр, четырехкратный чемпион Советского Союза. Победитель международных турниров на Кубе, в США, Испании, Австрии, Югославии. Во втором среднем весе (до 75 килограммов) Руфат был первой перчаткой Европы и всего мира целую пятилетку с 1971 по 1976 годы. Именно к нему из далекой Америки специально приезжал в гости самый известный в мире бокса человек, «Спортсмен 20 века», «член Международного зала боксёрской славы» Мохаммед Али.
Биография прославленного боксера
2 октября 1949 года в небольшом городке Ташкентской области Аккургане в семье врача родился будущий чемпион Руфат Рискиев.
По стопам отца он не пошел, а как ниточка за иголочкой бегал в детстве за своим старшим братом Алишером, который к тому времени был подающий надежды боксер.
Ташкентский тигр
Долгое время Алишер от «назойливой мухи» отмахивался, но упорство младшего брата победило. Первый раз порог спортивного зала он перешагнул в одиннадцать лет.
Мальчишке повезло. Его наставником стал талантливый тренер Сидней Джаксон. У него была собственная методика подготовки спортсменов. Сидней считал, что бокс начинается не с перчаток, а с общефизической подготовки: турник, бег, скакалка. Впервые перчатки Руфат надел только через несколько месяцев.
За время своей боксерской карьеры Руфат Рискиев провел 189 боев, в 174 он одержал победу.
Клуб друзей Руфата Рискиев VK
Азы боя были заложены этим тренером, а вот фундамент Рискиев строил уже с другим наставником - Алексеем Барановым, у которого юный спортсмен занимался до 1966 года.
Третий педагог, который сыграл в судьбе Ташкентского тигра определяющую роль, был Борис Андреевич Гранаткин, которого Руфат называл отцом.
Гранаткин Борис Андреевич и Руфат Рискиев
Именно под его руководством Рискиев буквально взлетел на боксерский Олимп, где его имя встало в один ряд с легендарными боксерами, такими как, Мохаммед Али, Борис Лагутин, Валерий Попенченко, Джордж Форман и другими.
Впервые в команду спортобщества «Буревестник» Рискиева включили в 1965 году, а через год юный Руфат стал чемпионом города по боксу среди подростков.
Именно в этот день, 26 апреля 1966 года, в Ташкенте произошло страшное разрушительное землетрясение.
Становление великого спортсмена
Стремительный рост Руфата Рискиева был связан с его наставником Борисом Гранаткиным. Тренер уделял перспективному боксеру все своё время, нервы, силы. В 70-м году «тигр» перешел в категорию «взрослые бойцы» и был готов к любым поединкам с любыми звездами бокса того времени. Его уверенность была оправдана.
Руфат Рискиев
Руфат отличался собственным неповторимым стилем - сильным, красивым. Он сочетал приемы классики бокса со своими, выработанными приемами, подсмотренными у знаменитых бойцов.
Прозвище «Ташкентский тигр» Руфату дали зарубежные журналисты, которые редко ошибаются
Клуб друзей Руфата Рискиев VK
Талант, работоспособность и годы тренировок переросли в качество. В Югославии на международном турнире Руфат завоевывает золотую медаль.
Мировая слава
Первый международный чемпионат среди любителей-боксеров на Кубе состоялся 17 июня 1973 года. В нем приняло участие 263 боксера из 45 стран. Руфат Рискиев был среди них.
Но попаданию на чемпионат предшествовали весьма хлопотные события. Он был отобран для поездки на Кубу в числе одиннадцати сильнейших спортсменов, представлявших состав сборной команды Союза.
Чемпион мира по боксу Руфат Рискиев получает приз Лучшего боксера
Тем не менее до последнего момента было неизвестно, кто поедет на чемпионат Руфат Рискиев или Вячеслав Лемешев.
До этого, несмотря на то, что Рискиев побил Лемешева три раза, на чемпионат Европы и Олимпиаду ездил именно подопечный «крутого» тренера Юрии Радоняка. Утверждали, что дело именно в его связях. Дело шло к тому, что на кубинский чемпионат опять отправится Лемешев.
Тогда от обиды и разочарования Руфат позвонил в Ташкент Борису Гранаткину. Тот примчался в Кисловодск, даже не успев переобуться - в домашних тапочках на босу ногу! При его содействии было решено провести последний проверочный бой между двумя кандидатами, кто победит, тот и поедет на Кубу. Бой выиграл Ташкентский тигр.
Кто-то из «доброжелателей» сообщил Руфату, что после победы нокаутом его соперник Йозас Йоцявичус умер. Руфат-ака пил две недели водку кружками и психологически «ушел с ринга». Потом выяснилось, что все это наглая ложь. Йозас жив-здоров, готовится к соревнованиям. Кому-то хотелось вывести из равновесия Ташкентского Тигра.
Клуб друзей Руфата Рискиев VK
Чемпионат длился две недели. Рискиев пять раз выходил на ринг и в финале все же победил румына Алекса Нестакома, став первым чемпионом мира. Вот как сам Руфат вспоминает те дни:
- Помню, как первым до меня дозвонился с поздравлениями наш ныне покойный узбекский спортивный комментатор Эдуард Сергеевич Аванесов - он тогда работал на УзТВ, газетах «Советский спорт» и «Физкультурник Узбекистана». До сих пор помню то волнительное состояние души, когда объявили победителей. Страшно болели кисти - они были сломаны в трех местах (из восьми переломов за долгую боксерскую карьеру три были получены именно там). Но мысль, что мы - представитель Ташкента Руфат Рискиев и Василий Соломин из Перми - стали в Гаване первыми советскими чемпионами мира, отгоняла физическую боль и усталость.
Чемпион
Узбекский чемпион получил звание «Заслуженный мастер спорта», памятные подарки и право на внеочередное приобретение автомобиля «Волга». Но таких денег у него тогда не было.
Серебро Олимпиады
В финал XXI Олимпийских игр, которые проходили в Монреале в 1976 году, Руфат смог пробиться единственным из всех боксеров нашей сборной.
Соперником его был американец Майкл Спинкс, в будущем чемпион мира среди профессионалов в тяжелом весе.
«Завоевал я только второе место, - вспоминает Руфат, - рефери почему-то отказался возразить против запрещенного удара ниже пояса, нанесенного Спинксом».
Уход из бокса
Ташкентский тигр сам ушел из бокса, ушел серебряным призером Олимпиады и непобежденным чемпионом Советского Союза.
Монреаль 1976
По словам Руфата не последнюю роль в его уходе сыграла душевная и физическая усталость, накопившаяся за долгие годы.
Но была и какая-то подлая изоляция, создаваемая искусственно и непонятно откуда исходившая. Гордость республики стали забывать, игнорировать, приглашать на важные мероприятия, связанные с боксом.
Зато осталась всенародная любовь. Люди помнили чемпиона, узнавали его, подходили на улице.
Его продолжали любить даже болельщики и фанаты иностранных боксеров, над которыми он одерживал победы, настолько яркий и красивый бокс он демонстрировал в своих боях.
Руфат Рискиев и Виктор Агеев
Фидель Кастро и Мухаммед Али
Руководитель Кубы Фидель Кастро встречался с Руфатом несколько раз. В 74-м после триумфальной победы Рискиева они столкнулись в ресторане «Тропикано», где проходил вечер и банкет в честь победителей и гостей чемпионата.
Увидев забинтованные руки победителя, Фидель сочувственно покачал головой и произнес: «О, Руфат РиККиев!», после чего осторожно пожал его правую руку.
Фидель Кастро
В свое время в Ташкент пожаловал сам великий Мохаммед Али, только чтобы повидаться с Руфатом. Сойдя с трапа самолета, он тут же принялся выглядывать в толпе встречающих своего собрата по боксу.
Но героя встречи на нее чиновники пригласить забыли. Раздражению Али не было предела. Чиновники испугались, засуетились и Тигра быстро доставили к гостю.
Встреч с поклонниками на узбекской земле у Мухаммеда было запланировано несколько, и на одной из них боксеры оказались через кресло друг от друга. Посредине сидел какой-то местный важный чиновник. Мухаммед Али посмотрел на Руфата, улыбнулся и сделал шуточный выпад в сторону Рискиева. Тот среагировал и ответил немедленно. Пока они обменивались воображаемыми ударами, испуганный чиновник сидел, вжавшись в кресло, пытаясь закрыться и не опозориться.
Перед трапом самолета, когда Али, нагостившись, отбывал на родину, они обнялись.
Мало кто знает, что Руфат сопровождал Мухаммеда Али в его поездке по Узбекистану. Кроме мусульманских святынь они посетил и боксерские секции, где демонстрировали местным спортсменам технику боя.
Клуб друзей Руфата Рискиев VK
Встреча в Ташкенте с Мухаммедом Али
Фильм о Руфате Рискиеве
Популярность Руфата Рискиева в Советском Союзе была так велика, что о прославленном боксере даже сняли фильм - «На ринг вызывается…».
Многодневный кастинг закончился тем, что на главную роль пригласили самого чемпиона. В 1980 году на фестивале во Фрунзе, фильм занял второе место, а Руфат получил приз за лучшую мужскую роль.
Позже он снялся еще в нескольких картинах, но ушел из кино, признавшись, что это «не его»…
Ещё позднее была документальная лента «На ринг уже больше не вызывается», о сложном периоде в жизни Рискиева, после завершения карьеры.
Президент Узбекистана Ислам Каримов вручает Руфату Рискиеву орден «Эл-юрт хурмати»
Сегодня заслуженный спортсмен переживает непростые времена. В 2016 году у него оторвался тромб, и врачи были вынуждены ампутировать чемпиону ногу.
По Ташкенту с Руфатом Рискиевым (Рассказ журналиста)
В конце 80-х прошлого века мы с маститым фотомастером прилетели в Ташкент, принимавшим всесоюзный женский отборочный турнир по хоккею на траве. У трапа, к вящему обывательскому удивлению, припарковалась белая «Волга». «Чего же это в салон-то не въехал, - подумалось с раздражением спросонок. - Во дают, деляги».
А встречали нас. И кто? Руфат Рискиев - герой республики, первый советский чемпион мира по боксу (Гавана, 1975 год). Но как и почему - это отдельный сюжет. Я - о другом.
Понеслись по улицам Ташкента. Руфат вел машину, разговаривал и жестикулировал, отпускал вожжи, то есть руль. Опять посетило меня изумление: «Руфат! А как же ГАИ?» Я еще бы о зеленых человечках с антеннами спросил. «Какая там ГАИ… Я два года за рулем, водительские права в глаза не видел», - вежливо, без тени рисовки ответствовал чемпион, разделавший под орех весь боксерский мир.
1975 год. Спартакиада народов СССР. Вячеслав Лемешев, Руфат Рискиев, Анатолий Клеманов
- Не удивляйтесь, я ведь даже со звонком езжу.
- Это еще как? - опять встрял я.
- А просто. Вот 11-го числа у меня в салоне за осень будет уже 24-я невеста. Я ее на свадьбу привезу. Со звоном колокольчика. Не могу отказать друзьям. И вас на пир привезу. Свадьба в Старом городе. Узкий круг - человек 400, не больше.
Скромная семейная свадьба
Переночевали мы у его брата Алишера и утром оформились в гостиницу «Россия», где квартировали и нежные хоккеистки, подлинные тургеневские девушки, устроившие как-то раз между собой показательную драку.
В назначенный вечер 11 октября приехал Руфат (у вас, кстати, часто в шоферах бывал легендарный чемпион?) Невесту он доставил к месту, взялся за нас.
Ну, доложу вам, скромная свадьба - глинобитные стены отсекали зевак, двор ломался пенящимся ручьем, огромные чаны (в таких, подумалось, поджаривают адских грешников) с отменным пловом, бесконечная геометрия застывших от тяжести яств столов…
И некий подиум с новобрачными и местными знаменитостями: народная артистка СССР Тамара Ханум, хозяйка ансамбля «Бахор», актер Леонид Броневой (Мюллер), некогда служивший в восточном театре, какие-то национальные лидеры, тискавшие щипковые инструменты.
Проходите, гости дорогие
Побаловав вкусовые сосочки, отправились под утро на прежнем извозчике в «Россию». Закрыто. Давим на звонок. Для потревоженных гостиничных ключников мы - кость в горле: «Рано, понимаешь. Да и лифт не работает. Заходи позже».
- Слушай, хранитель очага, - сыто икнул я. - Нас ведь Руфат Рискиев привез. Сам посмотри.
Боец
Ряд волшебных изменений: «А, Руфат - апа! Твой гость - наш гость. Проходи, дорогой!», натужно закряхтел и проснувшийся лифт.
Думаю, опечаленная расставанием с возможной прибылью подгулявших гостей отельная челядь и не подозревала о существовании в истории философской мысли Конфуция, но дух уважения к старшим (Рискиеву) они усвоили определенно. Ведь есть же вещи ясные, как чирей, как насморк, вывих или бокс.
Ю. Викторов