Чемпион мира в тяжелом весе по двум версиям Тайсон Фьюри может стать новой и самой именитой жертвой охоты на ведьм, которая развязана в мировом боксе.
В конце минувшей недели издание Irish Mirror огорошило своих читателей сообщением о том, что обладатель чемпионских поясов WBA и WBO сдал положительную допинг-пробу на анаболический стероид нандролон еще весной 2015 года. Очевидно, Тайсону удалось отвести от себя подозрения и каким-то образом замять дело, так как уже осенью Фьюри одержал сенсационную победу над Владимиром Кличко и сбросил украинца с пьедестала, на котором тот комфортно восседал последние 10 лет.
Что дало повод реанимировать эту историю и сделать ее достоянием гласности? Связана ли данная публикация с внезапной отменой повторного поединка между Кличко и Фьюри, который должен был состояться 9 июля в Манчестере? Угрожают ли Тайсону какие-либо санкции? Вопросы пока остаются без ответов. В то время как сам Фьюри беззаботно провел уик-энд во Франции, где стал неформальным лидером английских футбольных фанатов. Глядя на беззаботное поведение чемпиона, угощающего болельщиков коктейлями и распевающего задорные речевки, складывается ощущение, что настроение ему не смогла испортить даже феноменальная сборная Исландии. Какой уж тут нандролон?
Между тем, многолетний менеджер Владимира Кличко Бернд Бенте уже потребовал от британских антидопинговых структур провести тщательное расследование в отношении Фьюри и принять соответствующие меры. По всей видимости, команду украинца вполне устраивает возвращение утраченных титулов не на ринге, а в лаборатории. Тенденция, о развитии которой в мировом боксе можно лишь сожалеть.
Впрочем, стоит отдать экс-чемпиону мира должное. Кличко-младший всегда тщательно следил за тем, чтобы не «проколоться» на тестах и не поставить тем самым под удар репутацию, которая выстраивалась годами. О том, к чему может привести мимолетная халатность в данном вопросе - могла бы многое рассказать Мария Шарапова… Но можем ли мы быть на 100% уверены, что Владимир всегда был чист?
«Команда Кличко против того, чтобы проводить допинг-тесты в период подготовки к бою. Их устраивает вариант с одним-единственным тестом - после матча. Нас - нет. Любой специалист расскажет вам, зачем это нужно», - заявил промоутер Андрей Рябинский незадолго до боя Владимира с Александром Поветкиным.
«Я прохожу проверку на употребление запрещенных веществ как минимум шесть раз в год. И должен всегда быть в досягаемости и уведомлять о своем местопребывании. Почему это не так для Владимира Кличко? Они согласны проходить тесты только после боя», - сокрушался другой претендент, болгарский тяжеловес Кубрат Пулев.
Украинский чемпион, пользуясь занимаемым положением и авторитетом, безапелляционно диктовал свои условия допинг-контроля. Он лично оплачивал тесты, которые проводило Немецкое антидопинговое агентство (NADA) в заранее оговоренный срок. Можно ли представить себе, чтобы одна из подобных проб внезапно оказалась положительной?
Владимир делал все для того, чтобы обезопасить свои тылы и не забивать себе голову посторонними проблемами в период подготовки к очередному поединку.
Именно так поступали десятки и сотни чемпионов прошлых лет, многие из которых не только обходили антидопинговые правила, но в сущности их игнорировали. Шейн Мозли дал признательные показания по делу печально известной лаборатории BALCO, Рой Джонс-младший сдал положительную пробу еще в 2000 году перед боем с Ричардом Холлом. Оскар де ла Хойя заявил о своей многолетней наркозависимости… Это никак не отразилось на дальнейшем развитии их карьер и звездном статусе. Вплоть до недавнего времени отмена результата боя и длительная дисквалификация профессионального боксера за применение запрещенных препаратов - это было событием из ряда вон выходящим. А на многих исторических поединках как 20, так и 21 века допинг-контроль и вовсе не был предусмотрен.
Оправдало ли себя «закручивание гаек»? Дело Фьюри - уже третий громкий скандал только в тяжелом весе за 2016 год. Австралиец Лукас Браун был вынужден вернуть чемпионский пояс после победы над Русланом Чагаевым в Грозном из-за допотопного «жиросжигателя» кленбутерола. Андрей Рябинский после победы на промоутерских торгах заявил о том, что не советует Деонтею Уайлдеру применять допинг, так как система контроля будет беспрецедентно жесткой.
Как знать, не прояви российская сторона такую щепетильность, возможно и дальнейшая карьера Александра Поветкина не повисла бы на волоске из-за 70 нанограмм мельдония. Как и не возникло бы необходимости в судебном процессе, который, по словам самого промоутера, может растянуться на долгие месяцы и даже годы.
Организации и влиятельные функционеры, управляющие мировым боксом, не испытывают никакого давления со стороны WADA или Международного олимпийского комитета. Они вправе устанавливать свои правила, как это происходит в НХЛ, НБА и других коммерчески успешных североамериканских лигах, где проблема допинга сознательно не раздувается. В свете последних событий этот путь становится единственно возможным.
Темы расследований, дисквалификаций, апелляций и судов давно застолбили за собой нишу в мировом околоспортивном пространстве. Но едва ли стоит сомневаться в том, что в условиях острой нехватки по-настоящему ярких личностей современный бокс без собственно бокса просто не выживет.