Не пропустить в олимпийский финал великого поляка Лешека Дрогоша мог только боксер незаурядный, выдающийся, каковым, вне всякого сомнения, и являлся Юрий Радоняк (08.09.1935-28.03.2013), один из самых ярких воспитанников знаменитой кубанской школы бокса. Он первый из великолепной плеяды краснодарских мастеров кожаной перчатки, кто боксировал в финале на Олимпийских играх, первый, кто стал чемпионом Союза, наконец, первый из кубанцев, кто возглавил национальную сборную СССР. Разве человек, столько раз бывший первым, не заслуживает звания короля ринга?
Первый ринг
…Радоняки перебрались в Краснодар из Грозного сразу после войны. Их большая семья - бабушка, мама и трое детей - поселилась на улице Октябрьской. Жили впятером в одной комнате, нуждались во всем: отец погиб на фронте, и тетя Катя, как называли мать будущих корифеев отечественного ринга соседи, тащила семью сама как могла. Радоняков полюбили в округе сразу: добрые, хлебосольные, хотя своих ртов хватало. Но тогда все помогали друг другу, делились чем могли. Неподалеку, на улице Ленина, жила семья Бадал, пережившая блокаду Ленинграда. Братья Саур и Зиля быстро подружилась с Юрой, Мишей и Людой Радоняк - они были почти сверстниками…
Ребята часами гоняли мяч на Затоне.
«Эти футбольные сражения закалили нас физически, мы стали удивительно выносливыми», - вспоминал потом Юрий.
Он выделялся среди друзей своей внутренней культурой, врожденной интеллигентностью. Рос тихим, спокойным, не драчливым. Уже тогда в нем была заметна какая-то дипломатичность. В характере будущей первой перчатки страны, казалось, не было ничего такого, чтобы располагало к занятиям боксом. Но когда во дворе появилась самодельная боксерская груша, глаза Юрия радостно загорелись. Он вместе со всеми колотил по мешку с большим удовольствием. Спустя некоторое время кто-то раздобыл настоящие боксерские перчатки. Старые, рваные - зато настоящие! Надевали их по очереди, и это были самые счастливые минуты в их жизни. Азы настоящего бокса познавали у Николая Тимофеевича Бесценного, директора Дома физкультуры на Орджоникидзе, бывшего циркача, влюбленного в ринг и кожаные перчатки. Именно он организовал первую в городе секцию бокса. Надо было видеть, с каким нетерпением, трепетом мальчишки спускались в подвал, где был установлен ринг - они ждали этого момента как праздника. Чуть позже Юрий стал тренироваться у Евгения Поликарпова, многое дал ему и Евгений Коган, впоследствии специалист высочайшего класса…
Но эпоха классического бокса в Краснодаре началась с появлением Леонида Кривоноса. Юрий Радоняк, Анатолий Лагетко, Саур Бадал, его первые и самые талантливые ученики, словно оказались в другой стране: многое для них начиналось впервые - новая стойка, новые удары, серии ударов, новые маневры, неизведанные пути к победе… Именно у Кривоноса эта великолепная тройка раскрылась во всей красе, при нем их мастерство засверкало сочными, ослепительными красками. Леонид Павлович уже тогда разглядел в Радоняке-старшем, Юрии, задатки большого мастера. В отличие от своего друга Анатолия Лагетко Юрий не был так щедро одарен природой, по крайней мере его данные не бросались в глаза. Зато - какой характер, какая воля, какое трудолюбие, какая жажда победы, какое упорство! Мастером спорта международного класса, а главное - боксером самобытным, классным Радоняк стал у Кривоноса. Он, и никто другой, сделал Юрия Радоняка таким, каким знает его боксерский мир.
Разве можно отказать Покрышкину?
Учился Юрий в знаменитой второй краснодарской школе, которую, кстати, окончили и Евгений Коган, и Саур Бадал, и Виктор Андреев, которому все прочили в боксе большое будущее, и многие другие, будущие спортивные знаменитости… Любопытно, что в юношеском возрасте Юрий Радоняк и Саур Бадал встречались между собой восемь раз! На счету каждого по четыре победы.
«Эту ничью я ценю так же высоко, как и некоторые награды, завоеванные на престижных турнирах, - говорит Саур Базович. - Я думаю, немного в стране боксеров, имеющих такой баланс во встречах с Радоняком…».
После восьмого класса Юрий поступил в нефтяной техникум. Активные занятия боксом не помешали ему хорошо учиться, получить диплом, и он очень этим гордился. Юрий тянулся к знаниям, много читал. Когда его призвали в армию, служил в родном городе в батальоне связи и защищал цвета Северо-Кавказского военного округа. Впечатляющие победы армейца из Краснодара заинтересовали Москву, с редким упорством собиравшую в столичный кулак лучшие спортивные силы страны. И однажды Юрий Радоняк предстал пред очами трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина, возглавлявшего в ту пору ПВО страны. Прославленный летчик был краток:
«Квартиру сейчас обещать не могу, а вот комнату для начала - это без проблем. Думайте…».
Юрий принял это приглашение. И вскоре он стал москвичом, получив жилье неподалеку от станции метро «Новослободская». Москвичом - по прописке, а по образу и духу своему он оставался кубанцем. «Только в Краснодаре я дышу полной грудью…». В столицу Радоняк перебрался уже зрелым мастером: трехкратным чемпионом РСФСР, обладателем серебряной медали чемпионата Советского Союза. Москва новичков не приглашала: на носу были Олимпийские игры в Риме - нужны были звезды…
Боксером Юрий Радоняк был изумительным. Высокотехничным, гибким, с потрясающим чувством дистанции. Его уникальная левая рука творила чудеса. Она вставала непреодолимой преградой на пути перчаток соперников - достать Юрия было просто невозможно, если, конечно, он сам не давал для этого повода. Очевидцы вспоминают поединок многолетней давности между Радоняком и легендарным Владимиром Енгибаряном. Уж как старался олимпийский чемпион, признанный виртуоз ринга, владевший богатейшим арсеналом технических приемов, раскрыть Радоняка - так и не смог. Всякий раз Юрий ловко уходил от коварной атаки соперника. Не приносили успеха и попытки краснодарца. Так и кружили они по рингу, словно пчелы над цветком… Но надо знать Радоняка. Такие поединки не доставляли ему удовольствия. И он, жесткий, агрессивный, нередко шел на обмен ударами. В бою Юрий не ведал страха, славился своей бескомпромиссностью и отвагой. Он не считался нокаутером, но после его ударов соперники частенько оказывались на полу. Такие «открытые» бои, естественно, не могут развиваться с односторонним успехом. И все же Радоняк не отказывался от сражений такого рода - его горячая натура жаждала приключений. В жизни Юрий был мягким человеком, необыкновенно добрым, выходя на ринг - преображался. Его решительность не знала границ, ему присущ был атакующий стиль с многоударными сериями.
Юрий любил импровизировать на ринге, его маневры отличались быстротой и разнообразием - к ним просто невозможно было приспособиться. Во втором полусреднем весе, в котором выступал Радоняк, в разное время блистали такие выдающиеся мастера, как Ричард Тамулис, Юрий Громов, Геннадий Бояршинов, Юрий Драгушин, В.Шаргородский, Эдуард Борисов, Игорь Соболев, но и в этой великолепной компании краснодарец чувствовал себя уверенно - грозные соперники его уважали, откровенно побаивались. Встреча с Радоняком - всегда непростое испытание. В 1958-м Юрий уступил в финале Бояршинову, в 1959-м первой перчаткой стал Тамулис, но в 1960-м, олимпийском году, победил Радоняк, получивший право представлять страну на Олимпийских играх в Риме. В решающем поединке кубанский спортсмен имел подавляющее преимущество над талантливым боксером из Баку Архиповым. Бронзовыми наградами тогда довольствовались Бояршинов, окончательно утративший олимпийские надежды, и Трепша из столицы Латвии, который потом неоднократно поднимался на пьедестал почета, но так и не стал первой перчаткой страны.
Бои в вечном городе
…На ринге в вечном городе свой первый бой Юрий провел с боксером из ГДР Гузе. Это был тяжелейший поединок. Радоняк изменил своему стилю, решил подавить своего соперника мощью своих атак. Могучие удары следовали один за другим с обеих сторон. Немец оказался настырным, упрямым, жестким. Лишь в третьем раунде мощнейшая атака Радоняка предопределила исход соперничества. Ошеломленный Гузе едва устоял на ногах, и это не ускользнуло от арбитров. Да и на зрителей мастерство Радоняка произвело впечатление. Затем краснодарца ожидал темнокожий представитель Ганы Лартей. Дело закончилось нокаутом во втором раунде. Не устоял и испанец Наварро, которого Юрий все три раунда гонял по рингу. В полуфинале - встреча с поляком Лешеком Дрогошем, двукратным чемпионом Европы, прозванным «чародеем ринга», одним из самых одаренных учеников Феликса Штамма. Никто из специалистов и 15000 зрителей, заполнивших «Палаццо делле спорт», не сомневался в успехе феноменального поляка, не скрывавшего, что приехал он в Рим за золотой медалью.
Этот бой стал украшением олимпийского турнира. В поединке против Дрогоша все увидели Радоняка во всем блеске, таким, как в том, хорошо известном бою с Енгибаряном. Тонкие маневры, филигранное техническое мастерство, отточенные комбинации, контратаки на отходах, неожиданные хлесткие удары… Это явилось полной неожиданностью для опытнейшего Лешека. Несмотря на свой высочайший класс и феноменальную технику, лисью хитрость, Дрогош так и не сумел подступиться к своему сопернику. В примерно равном бою Радоняк был чуть быстрее, чуть точнее искушенного поляка, и трое из пяти судей отдали предпочтение советскому боксеру. Сенсация, но из разряда закономерных. В соперничестве с Дрогошем Юрий проявил все свои лучшие качества: стойкость характера, блистательную технику, тактическую гибкость… Быть может, этот бой стал лучшим в карьере этого великолепного мастера… Надо отдать должное Дрогошу, для которого проигрыш стал настоящей трагедией. Лешек нашел в себе силы признать:
«Мой соперник был лучше и заслужил эту победу… Радоняк - выдающийся мастер»…
Двукратный чемпион Европы в первом среднем весе итальянец Джованни Бенвеннути, соперник Радоняка в финале, считался одним из сильнейших боксеров того времени. Чтобы выиграть олимпийское золото, Джованни перебрался в более легкую весовую категорию. Конечно, итальянец выглядел мощнее Радоняка, который отдал много сил в поединке с Дрогошем. У Бенвеннути соперники были попроще. Под неистовый рев трибун итальянец бросился в атаку. Юрий встретил достойно - завязался тяжелый бой. Во втором раунде Джованни перехватил инициативу, но в третьем уже Юрий выглядит убедительнее… Победителем признают итальянца. Обезумевший от радости Бенвеннути обхватывает колени Радоняка и, подняв его, бегает по рингу… Перейдя в профессионалы, Бенвеннути и там стал первой перчаткой.
Главный тренер сборной СССР
После Рима Юрий Радоняк, отдавший на Олимпийских играх все силы, как моральные, так и физические, больше ничего не выигрывал. Олимпиада в Риме - вершина его спортивного творчества. Повесив перчатки на гвоздь, Юрий Михайлович 14 лет трудился старшим тренером в ЦСКА, воспитывал спортсменов высокого класса. В это время армейский бокс в стране достиг своего расцвета, поднялся на новый уровень. Педагогический дар Радоняка привел его на пост главного тренера сборной СССР. Под руководством этого великолепного специалиста советские мастера кожаной перчатки завоевали пять олимпийских наград, выиграли на двух чемпионатах Европы 10 золотых медалей, четыре серебряные и две бронзовые, на чемпионате мира - восемь медалей: две золотые, две серебряные и четыре бронзовые. Краснодарский тренер Леонид Кривонос взрастил личность - яркую, многогранную. Юрий Радоняк вошел в историю мирового бокса. В сердцах болельщиков Юрий останется как один из самых мужественных мастеров кожаной перчатки, как удивительный человек, щедро отдававший свое тепло людям.