В истории бокса последних десятилетий было несколько великих филиппинских бойцов.
Один из них, Мэнни Пакьяо, не так давно встретился с кубинским чемпионом мира в полусреднем весе Йорденисом Угасом, потерпев фиаско в попытке увеличить засчёт него свои легенду и наследие и проведя по-видимому последний бой своей профессиональной карьеры.
Другой - Габриэль «Флэш» Элорде, который сражался с лучшими бойцами первого лёгкого веса в 1960-х годах и семь лет оставался чемпионом мира. Умерший уже более четверти века назад, он остаётся национальной иконой на Филиппинах, где своих героев не забывают.
Ещё один - Франсиско Гуилледо, первый филиппинский чемпион мира, которого мир бокса помнит под именем Панчо Вилья, без которого двое выше названных могли бы вовсе не стать известны.
Вилья умер в возрасте 23 лет и на пике своих способностей в статусе правящего чемпиона мира в наилегчайшем весе, что поставило его в один печальный ряд с Сальвадором Санчесом, Гарри Гребом и Стэнли Кетчелом - другими великими боксёрами, жизнь и карьера которых прервалась резко и несвоевременно.
Так или иначе, Гуилледо, который в 1994 году был включён в Международный зал славы бокса (позже, чем должен был там оказаться), родился в Илоге, Западный Негрос, 1 августа 1901 года.
В детстве Гуилледо научился пользоваться кулаками и любил делать это. Такие подростки, каким рос он, никогда не остаются в безвестности долго и вскоре он привлёк внимание пары местных деятелей бокса в лице Фрэнка Черчилля и Пакито Виллы, которые стали менеджерами начинающего боксёра.
Неизвестно, кто именно убедил Гуилледо боксировать под именем Панчо Вилья, но под каким бы именем он не выходил в ринг, боец делал это на Филиппинах столь хорошо, что к 1922 году Текс Рикард (Дон Кинг 1920-х годов) пригласил его драться в США.
Вилья, чей карьерный рекорд в итоге составил 76-5-5 (23 нокаута) при 23 матчах без решений, принял приглашение и часто дрался - он провёл девять боёв в сезоне 1922 года со смешанными результатами (no contest в боях против Эйба Гольдштейна и Фрэнки Дженаро, победа над Файтинг Мюрреем и Джонни Хепберном и поражение от Дженаро). При этом активность и агрессия в ринге, которые демонстрировал этот маленький боец, сделали его невероятно популярным.
В превью его завершившегося нокаутом в 11-ом раунде поединка против Джонни Баффа за титул чемпиона Америки в наилегчайшем весе газета New York Times сообщала:
«Вилья пользуется большой популярностью среди местных любителей бокса. В своих боях филиппинский боксёр продемонстрировал выдающуюся одарённость, а его смекалка, скорость ударов и ловкость снискали ему любовь множества местных фанатов».
Репортаж о поединке на следующий день был столь же полон комплиментов в адрес бойца.
«Новый чемпион поразил публику своей победой. Популярный до битвы, Вилья добавил много новых фанатов в свой легион, благодаря манере, в которой он заполучил титул. Новый чемпион показал себя полным хозяином ринга», - сообщает The Times. «Вилья был подобен зверю из джунглей, внезапно обрушившемуся на свою добычу - маленький филиппинский боец наилегчайшего веса в мгновение ока набросился на Баффа, уничтожая действующего чемпиона на ринге и постепенно избил его до состояния полной беспомощности».
Победа над Баффом дала Вилье шанс сразиться с легендарным чемпионом в наилегчайшем весе Джимми Уайльдом, которого большинство признаёт величайшим боксёром наилегчайшего веса в истории, а также лучшим бойцом, которого когда-либо произвела Великобритания.
Несмотря на то, что перед встречей с Уайльдом Вилья снова проиграл Дженаро, он всё равно получил титульный бой, в первую очередь из-за характера поражения. Решение было настолько спорным, что вынудило редактора Ната Флейшера написать в апрельском номере журнала THE RING за 1923 год статью, озаглавленную «Время убирать судей».
Титульный бой с Уайльдом, который был назначен на 16 июня того же года на стадионе Polo Grounds в Нью-Йорке, стал своего рода возвращением чемпиона. Он бездействовал на протяжении двух лет и в свой 31 год находился далеко позади расцвета формы.
Тем не менее, посещаемость поединка была неплохой: более 40 000 человек заплатили за то, чтобы увидеть поединок вживую, но даже это разочаровало промоутеров, ожидавших аншлага.
Фанаты Уайльда быстро поняли, что их надеждам на победу не суждено сбыться.
Р.Б. Козенс, писавший в то время для THE RING, сообщал: «Удар, пропущенный Уайльдом в конце второго раунда после того, как прозвучал звонок, сбил Джимми с ног и это стало поворотным моментом поединка. Этот удар положил конец всем шансам Уайльда против его агрессивного соперника. Джимми пришлось выталкивать в ринг в третьем раунде и, с того момента до самого финиша, он терпел жестокое избиение».
Вилья избивал Уайльда, пока рефери поединка Пэтси Хейли не остановил бой в седьмом раунде. В возрасте 21 года Вилья стал чемпионом мира.
«Это было именно то, чего я ожидал, но я не хочу кричать о победе», - сказал Вилья впоследствии. «Джимми Уайлд был самым азартным маленьким бойцом, которого я когда-либо встречал, а я встречал их немало. Ни один боец из сотни не вернулся бы в ринг после шестого раунда нашего боя и я был удивлён, увидев, что он попробовал это сделать. Но это доказало, что он был одним из лучших и я не испытываю в отношении него ничего, кроме восхищения».
«Таймс» прорвало: «Взлёт Панчо Вильи, нового чемпиона мира в наилегчайшем весе, был почти стремительным».
Жестокость избиения была настолько велика, что несколько месяцев спустя Уайльд сказал:
«Я не помню, как закончился бой и ничего после этого, пока однажды, через три недели, я не оказался в маленьком прибрежном бунгало на некотором расстоянии от Нью-Йорка...»
Вилья защищал титул четыре раза на протяжении следующих двух лет, участвуя в ряде нетитульных боёв. Во время подготовки к бою без титула на кону в июле 1925 года против будущего члена Зала славы Джимми МакЛарнина, он попросил дантиста удалить один из его зубов мудрости. Образовался абсцесс и боксёру советовали не драться. Он всё равно вышел против МакЛарнина и проиграл решением судей в 10 раундах.
«Это был тяжёлый бой», - рассказал МакЛарнин писателю Питеру Хеллеру в 1970 году. «Он бил и бил меня по ушам. Он показал себя замечательным бойцом. Я закончил бой с чёрными ушами. Я слышал о людях с чёрными глазами, но сам оказался с двумя чёрными ушами. Он был отличным маленьким бойцом».
После боя Вилье удалили еще три зуба, и на месте первоначального удаления была обнаружена серьезная инфекция. На следующей неделе инфекция обострилась.
Его тренер Уайти Экверт обнаружил его в таком скверном состоянии, что отвез Вилью в местную больницу, где доктор C.E. Хоффман назначил операцию по удалению отека в горле Вильи, вызванного инфекцией.
Операция так и не состоялась. Доктор Хоффман сообщил прессе, что Вилья «задохнулся под наркозом» во время подготовки к операции. Попытки привести его в чувство не увенчались успехом и он умер в 23 года.
В 2002 году журнал THE RING назвал Панчо Вилью одним из 80 лучших бойцов за последние 80 лет, так, что Мэнни Пакьяо, как и Флэш Элорде до него, находится в очень хорошей компании.