"Napoleon, war-master, was a terror to his foes,
A general of generals, as everybody knows;
And Jack McAuliffe, lightweight king, who many battles won,
Was tagged by his admirers: "The Ring Napoleon!"
(Примерный перевод:
"Наполеон, мастер войны, был ужасом для его врагов,
Генералом генералов, о чём знает каждый;
И король легковесов Джек МакОлифф,
Был наречён его поклонниками: "Наполеон ринга!")
Так звучало вступительное стихотворение Ната Флейшера в его биографии 1944 года о Джеке МакОлиффе, но конечно же боксёра можно сравнивать с Наполеоном с оговоркой - в отличие от Бонапарта, МакОлифф не увидел своего Ватерлоо. За двенадцать лет профессиональной карьеры, семь из которых прошли в лёгком весе, Джек ни разу не познал горечи поражения. Несмотря на участие в одних из наиболее жестоких поединков, МакОлифф стал одним из первых чемпионов, вышедших в отставку непобеждённым.
Джек МакОлифф родился 24 марта 1866 года в Корке, Ирландия. Он прибыл с Изумрудного острова в Америку в 1870 году, когда его отец, участвовавший в составе армии США в войнах с индейцами, наконец заработал достаточно денег, чтобы перевезти свою семью в Бангор, штат Мэн.
Не совсем примерный ученик, МакОлифф участвовал во многих уличных драках со сверстниками и быстро заработал репутацию драчуна. МакОлифф в конечном итоге стал одним из самых почитаемых бойцов, в боях, проводившихся среди моряков, населявших город Бангор и, ещё до того, как ему исполнилось 15 лет, он заработал свой первый гонорар, когда нокаутировал более крупного и старшего британского моряка. Победитель получил всё, заработав восемь долларов.
Вскоре после этого, семья МакОлиффов переехала в район Вильямсбург в Бруклине, штат Нью-Йорк, где проживало много ирландско-американских иммигрантов. Как и в Бангоре, Джек сделал себе имя своими кулаками, победив сильнейшего местного мастера кулачного боя Пэдди Гаррити в нескольких полных жестокости поединках.
«У меня было несколько профессиональных боёв в перчатках, в которых я понёс меньше наказания, чем в некоторых из этих сражений с Пэдди Гэррити», - вспоминал МакОлифф, который вскоре после этого триумфа встретился с товарищем-кельтом «Nonpareil» Джеком Демпси, который сыграл важную роль в жизни МакОлиффа.
Демпси был на четыре года старше МакОлиффа и в интервью Флейшеру последний воздал ему должное за то, что тот научил его всему, что знал о боксе. Они вместе тренировались в импровизированном тренажёрном зале в Четырнадцатом районе Нью-Йорка и МакОлифф вскоре последовал за своим другом и наставником в профессиональный бокс. Но сперва ему понадобился год, чтобы освоиться в любителях.
Как отмечает Флейшер в своей биографии, любительский бокс в начале 1880-х годов сильно отличался от наших представлений о нём сегодня. Никакого регулирования или надзора практически не существовало, и бои часто включали неограниченное количество раундов. Хотя эти бои, возможно, соответствовали правилам маркиза Куинсберри, во всём остальном они были дешёвым кровопролитием.
В 1884 году МакОлифф принял участие в любительском турнире, организованном будущим менеджером Джона Л. Салливана Билли Мэдденом. Он был значительно меньше других бойцов, поскольку предельный вес на турнире составлял 140 фунтов, в то время как МакОлифф весил примерно 112. Тем не менее, после серии упорных боёв Джек стал победителем соревнования и на протяжении следующего года доминировал в любительских турнирах, прежде чем стать профессионалом под опекой Мэддена и Демпси.
МакОлифф доминировал в любительских соревнованиях, прежде чем стать профессионалом в 1884 году
Несмотря на попытки Демпси передать своему приятелю корону чемпиона мира, которую он оставил перейдя в средний вес, это было время, когда титулы нужно было завоёвывать на ринге. В результате Мэдден заставил МакОлиффа отправиться в своего рода кулачный тур «дерясь со всеми желающими», что было похоже на путь Джона Л. Салливана к успеху, когда «Бостонский сильный мальчик» был готов «избить любого сукина сына в доме».
В случае МакОлиффа одним из таких «сукин сынков» стал Булл МакКарти, портовый грузчик из Филадельфии, который заработал себе репутацию сильного бойца. МакОлифф против МакКарти проходил в очень опасной атмосфере, поскольку место встречи было заполнено грузчиками, сделавшими крупные ставки на МакКарти.
Но когда МакОлифф нокаутировал МакКарти, шум подняли не грузчики, а отец проигравшего, который вскочив с места закричал: «Ты избил моего мальчика, негодяй!».
Обезумевший отец швырнул стул на сцену, где проходил бой, попав в МакОлиффа, который растянулся рядом со своим противником. Толпа взбесилась, но несмотря на потерю денег, грузчики получили развлечение на вечер, и, к счастью для МакОлиффа и Мэддена, Джек не сильно пострадал. Такими были бои в 1886 году.
Ещё одной значимой остановкой МакОлиффа в его «Тур де Брут» стал бой с Джеком Хупером, который проходил на открытом воздухе и в столь холодную погоду, что два боксёра сражались не только за победу, но и стремясь избежать переохлаждения. Джек наконец нокаутировал Хупера в семнадцатом раунде, возможно, спася обоих от серьёзной болезни.
«Это было чудо, что мы выжили!», - сказал после боя МакОлифф, который был почти обморожен.
Несмотря на успех МакОлиффа в туре, его менеджер Билли Мэдден был больше озабочен своим молодым британским протеже в тяжёлом весе Чарли Митчеллом, и постепенно Джека это перестало устраивать. У Мэддена просто не оставалось времени, чтобы уделять достаточное внимание МакОлиффу, вследствие чего Джек стал сам себе менеджером (Флейшер отмечает в своей книге, что только к 1930-м и 1940-м годам менеджеры в большинстве своём смогли вести карьеру сразу нескольких боксёров. Интересно, что он подумал бы о сегодняшних огромных промоутерских компаниях).
Гарри Гилмор
Став свободным агентом, МакОлифф бросил вызов Билли Фрейзеру, тренеру по боксу из Гарвардского университета, который считался одним из лучших легковесов страны. По прибытии в Бостон МакОлифф сыграл несколько интеллектуальных игр с Фрейзером и его покровительницей Пэтси Шеппард, симулируя, что он слишком напуган, чтобы выйти на ринг против преподавателя из Гарварда. Шеппард и Фрейзер клюнули на приманку и каждый из них заплатил Джеку 10 долларов, чтобы он оставался в деле и принял участие в драке, запланированной на три дня спустя. Джек победил нокаутом в двадцать первом раунде, обеспечив себе признание в качестве чемпиона Америки в лёгком весе.
Менее чем через три месяца МакОлифф боролся за «мировой» титул чемпиона в лёгком весе против уважаемого канадского чемпиона в лёгком весе Гарри Гилмора, что в то время считалось одной из самых захватывающих встреч, когда-либо виденных. Поединок проходил в кузнице в Лоуренсе, штат Массачусетс, где находился ринг, с трёх сторон ограниченный верёвками, а с четвёртой - кирпичной стеной. Как и следовало ожидать, эта стена оказалась опасной - МакОлиффа получил перелом большого пальца, а Гилмор, возможно, получил перелом черепа, но это не помешало зрителям насладиться брутальной битвой, закончившейся нокаутом в 28-м раунде.
Хотя к тому времени большинство считало МакОлиффа чемпионом мира, был один известный боксёр, который возражал против этого утверждения - каменщик из Бирмингема по имени Джем Карни. Карни был британским чемпионом в лёгком весе, очень избегаемым по обе стороны Атлантики и 16 ноября 1887 года он получил шанс быть признанным настоящим чемпионом мира. Несмотря на то, что бой привлёк международное внимание, МакОлифф и Карни сражались в тускло освещённом сарае в Массачусетсе, чтобы избежать вмешательства местных правоохранительных органов. Результатом стала битва века.
Самая тяжёлая битва МакОлиффа: Пять часов поединка против Джема Карни (справа)
МакОлифф и Карни провели семьдесят четыре бурных и заполненных фолами раунда - бой длился около пяти часов, прежде чем ринг заполнился взбешённой толпой, что вынудило рефери Фрэнка Стивенсона объявить ничью. Поступали сообщения, в которых утверждалось, что Карни превосходил МакОлиффа, но это горячо оспаривалось присутствующими, в том числе репортёром у ринга А.Д. Филлипсом, у которого позже взял интервью Флейшер. Что не оспаривалось, так это то, что к тому времени, когда бой, наконец, закончился, МакОлифф сдавал перед лицом последовательно прессинговавшего британца.
«С научной точки зрения Карни был перебоксирован, но, похоже, он превзошёл МакОлиффа в нанесённом ущербе», - сказал Филлипс, вспомнив многие детали пятичасового боя. Однако к шестидесятому раунду по словам Филлипса, для МакОлиффа всё шло под откос, и он был почти нокаутирован как в 70-м, так и в 74-м раундах, прежде чем поединок был остановлен.
Те, кто спонсировал мероприятие, опасались, что кричащая толпа привлечёт внимание полиции, что привело к тому, что бой был остановлен до того, как МакОлифф оказался нокаутирован. С обеих сторон было много претензий: сторонники Карни утверждали, что рефери лишил их бойца победы, чтобы поддержать американские ставки, а сторонники МакОлиффа указывали на фолы Карни, включая использование коленей, которые должны были привести к его дисквалификации. Несмотря на 74 раунда изнурительного боя, всемирно признанный чемпион в лёгком весе не был коронован, а МакОлифф и Карни никогда больше не встретились в ринге.
МакОлифф был успешен на протяжении следующих четырёх лет, и, пожалуй, его самым сложным соперником стал Билли «Циклон Стретора» Майер. Их первый бой завершился ещё одной ничьей, но эти двое снова сразились, возможно, в одном из лучших боевых кардов в истории бокса того времени - трёхдневном карнавале бокса, в котором также участвовали Джон Л. Салливан против Джеймса Дж. Корбетта за титул в тяжёлом весе и Джордж Диксон против Джека Скелли за титул чемпиона в легчайшем весе. История помнит как Корбетт забрал титул чемпиона мира, нокаутировав Салливана, но МакОлифф также показал одно из своих лучших выступлений.
В отличие от их первого противостояния, Майер сразу же атаковал чемпиона. Первые четыре раунда показали потрясающее противостояние на встречных курсах, в котором бойцы обменялись нокдаунами, МакОлифф сбил Майера с ног во втором раунде, и оба побывалм на канвасе в бурном четвёртом раунде. МакОлифф проявил волю к победе и одержал победу нокаутом в пятнадцатом раунде, что отпраздновал с полдюжиной бутылок пива в своём углу вместе с одним из своих секундантов, великим Джо Чойнски.
Подобные удары Корбетта едва не обанкротили МакОлиффа
«Думаю, что я заслужил эту выпивку, Джо», - говорил МакОлифф ликуя.
МакОлифф был также главным секундантом Джона Л. Салливана в его защите титула против Корбетта два дня спустя, и он попросил своего близкого друга Дика Роша поставить весь свой гонорар в 10000 долларов на Салливана, что составидо бы около трехсот тысяч долларов на сегодняшний день. К счастью для чемпиона, Рош мудро воздержался от заключения пари и позже вернул МакОлиффу его деньги.
«Видите ли, после того, как ты передал мне деньги, я задумался и пошёл поболтать с куратором Корбетта Билли Делани», - объяснил Рош МакОлиффу. «После того, как я выслушал Билли, я был убеждён, что Салливан проиграет».
Победа нокаутом над Майером стал не только вершиной карьеры МакОлиффа, но и началом его упадка. В своём последнем значимом поединке в августе 1894 года МакОлифф, который считался одним из самых техничных боксёров своей эпохи, десять раундов получал урок бокса от Янга Гриффо, который заставлял некогда великого Маколиффа промахиваться серьёзно и часто. МакОлифф получил решение судей, что большинство присутствовавших посчитали подарком, но, хотя многие освистали результат, довольно скоро все признали легендарность карьеры Джека МакОлиффа, когда он ушёл в отставку непобеждённым.
Янг Гриффо
В отличие от других великих чемпионов, которые слишком долго оставались в боевой игре, МакОлифф знал, когда нужно остановиться. Азартный игрок, потерявший большую часть своего заработка после завершения карьеры, МакОлифф отказался выйти из отставки, чтобы заработать, даже когда ему пообещали десять тысяч долларов за встречу с британским чемпионом Диком Бёрджем.
«Я знаю, насколько сильно я сдал», - сказал МакОлифф. «Я не вернусь в ринг, чтобы меня избил Бёрдж или кто-либо ещё и мои друзья потеряли из-за меня деньги. Я ушёл с чистым рекордом».
МакОлифф действительно стал одним из немногих чемпионов, ушедших без поражений. МакОлиффа били коленями, ниже пояса, заставляли боксировать в морозную погоду и он участвовал в некоторых из самых жестоких и изнурительных поединков в истории ринга, но в любых обстоятельствах он был достаточно хитёр и смел, чтобы найти способ уйти от поражения. За свои достижения и мастерство в ринге Джек МакОлифф считается не только пионером техничного бокса, но и отправной точкой линии легковесов.