Мандо Рамос из Лонг-Бич, Калифорния, самый молодой человек в истории бокса, выигравший чемпионат мира в лёгком весе. Photos courtesy of Mando Ramos Jr.
Армандо Рамос-младший лишь ненадолго задумывается, когда его просят дать короткую характеристику навыкам его звёздного отца.
«Я думаю, что «вундеркинд» - это преуменьшение в качестве характеристики этого парня», - говорит Мандо-младший.
В эпоху рок-звёзд Мандо определённо являлся вундеркиндом, собирая толпы по 8000 человек каждый раз, когда он сражался на Олимпийской арене в Лос-Анджелесе в середине 60-х - начале 70-х годов прошлого века.
Обладавшему нокаутирующей мощью в обеих руках и отличными с детства отточенными на ринге инстинктами, Рамосу было предначертано добиться величия. Он стал самым молодым боксёром в истории бокса, выигравшим чемпионский титул в лёгком весе.
«Мой отец умел всё», - вспоминает Мандо-младший. «Он умел перебить противника, умел перебоксировать и нокаутировать его».
По этим причинам, наряду с его внешностью кинозвезды, Мандо-старший был обожаем публикой, заполнявшей Олимпийскую аудиторию - огромную Мекку бокса, построенную в 1924 году. В середине 60-х Рамос ежемесячно дрался на этой арене. Мегазвёзд, таких как Элизабет Тейлор и Джон Уэйн, можно было увидеть в рингсайде на его поединках.
На фото Мандо Рамос.
Часто после своих поединков Мандо устраивал шикарные пирушки с богачами и знаменитостями, но его можно было увидеть позже тем же вечером на вечеринке с обычными людьми на заднем дворе в Лонг-Бич, Уилмингтоне или Сан-Педро.
«Рамос, который тусовался с той же интенсивностью, с какой сражался в ринге, вполне мог уснутьна диване у кого-нибудь из знакомых», - рассказывает Мандо-младший. «Когда вы настолько одарены (вы часто видите подобное с артистами и музыкантами), иногда вы столь же гибельно саморазрушительны».
Мандо-старший, семья которого распалась когда он был ребёнком, был воспитан бабушкой и дедушкой, но его отец Раймундо оказал на него огромное влияние. Раймундо, ветеран Второй мировой войны, имевший проблемы с алкоголем, своеобразно демонстрировал отцовскую любовь. Он установил боксёрский ринг на заднем дворе и научил троих своих сыновей боксировать. К пяти годам Мандо по сути начал свой путь в бокс.
Первоначально к боксёрскому величию готовили старшего брата Мандо Мануэля. В то время как Мандо имел стройную и жилистую фигуру, Мануэль был сложён как танк. Профессиональная боксёрская карьера Мануэля многообещающе началась с 15 побед, одержанных нокаутом. Однако всё пошло прахом, когда боксёра осудили за тяжкое преступление и он оказался в государственной тюрьме Сан-Квентин, по соседству с камерой Чарльза Мэнсона.
Примерно в это же время Мандо заинтересовал легендарного тренера Джеки МакКоя. МакКой тренировал боксёров в зале Seaside Gym в центре Лонг-Бич, на окраине парка развлечений «Пайк».
Мандо Рамос-старший и Мандо-младший, начало 1970-х.
Мандо стал первым из пяти чемпионов мира, которых МакКой тренировал за свою 46-летнюю карьеру, и, вероятно, наиболее разочаровавшим его. Природная одарённость Рамоса была такова, что он часто полагался на неё, вместо того, чтобы проводить полноценные сборы перед боем. Порой МакКою приходилось отлавливать Мандо в бильярдном зале Golden Cue или в Old Mexico, семейном ресторане Рамосов в центре Лонг-Бич.
Однако любовь Мандо к гулянкам не означала того, что он неуважительно относился к боксу.
«Папа всегда говорил, что бокс - это искусство. Он был фанатом бокса. Он любил историю бокса. Всё, чему меня учил отец, было основано на аналогии с боксом», - вспоминает Мандо-младший.
Успехи МакКоя и Мандо не остались без внимания. Вскоре местные промоутеры увидели в Рамосе потенциал современного Арта Арагона. Арагон, тоже легковес боксировал в Олимпийской аудитории в 1940-х годах и был известен как «Золотой мальчик». Скромный Мандо отказался принять это прозвище, но, безусловно, искал снискал похожую славу, заполнив знаменитую арену 27 раз до, во время и после завоевания титула чемпиона мира в лёгком весе.
Учитывая то, насколько сложно поддерживать чемпионскую форму в спорте, где порой за одну ошибку боец платит здоровьем, а то и жизнью, Мандо великолепно выступал в свои чемпионские годы с 1969 года по лето 1972 года. Тренируясь очень несерьёзно даже к поединкам с очень опасными противниками, Мандо завоевал проиграл и снова вернул себе пояс чемпиона мира в лёгком весе, при этом глубоко погрузившись в алкоголь и наркотики...
В конце концов, сокрушительное поражение от Чанго Кармоны в Лос-Анджелесе 15 сентября 1972 года стало началом конца карьеры Рамоса.
Одиннадцать месяцев спустя Мандо вернется в Олимпийскую аудиторию в последний раз, чтобы сразиться с опасным Тури Пинедой. Репортёр Мэт Кон так вспоминает тот вечер:
«В ту ночь папа взял меня с собой на арену. Это было похоже на путешествие на машине времени. В коридорах и закусочных сохранились оригинальные вывески 30-х годов. Мы вышли на арену, где сигаретный дым создавал треугольник света над рингом. Каждый раз, когда женщина вставала, чтобы пройти по проходу, из углов слышались кошачье мяуканье и волчий вой.
Мандо храбро сражался несколько раундов. Когда Пинеда сбил его с ног в 5-м отрезке, толпа взбесилась.
После поединка мы с папой побежали через холл туда, где Мандо входил в раздевалку. Мы оказались там одновременно с Мандо. Его лицо было немного искажено, как у Роберта Де Ниро в фильме «Бешеный бык». Он посмотрел на нас, слегка улыбнулся и пожал плечами».
К 1975 году боксерская карьера Рамоса закончилась. Позже Мандо пережил несколько очень трудных лет, начав 25-летнюю карьеру грузчика (Мандо-младший также является грузчиком, проработав в доках 22 года).
Мандо Рамос-младший: Гордый сын гордого отца
В 1981 году Мандо-старший попал в реабилитационный центр по программе, предложенной Международным союзом береговых и складских предприятий, и навсегда стал трезвым.
В 1983-м он основал организацию B.A.A.D. - боксёры против алкоголя и наркотиков.
«Я полагаю, что B.A.A.D., стало прямым результатом того, что отец наблюдал за мной во время моей учёбы в младших и старших классах», - рассказал Мандо-младший.
По предложению советника средней школы Маршалла Мандо начал выступать с лекциями в школах. В Подростковом центре в Уилмингтоне он установил ринг, провёл выставочные поединки и даже заставил членов конкурирующих банд с востока и запада Лонг-Бич боксировать друг с другом.
«Через пару раундов вы почувствуете здоровое уважение друг к другу», - говорил им Мандо.
«Папа любил детей, - вспоминает Мэндо-младший, - он стремился попытаться удержать их подальше от алкоголя и наркотиков».
В своём доме в Лонг-Бич Мандо-младший организовал небольшую святыню в память об отце, который скончался в 2008 году.
Сегодня он гордый муж и отец четверых детей, который с удовольствием следит за карьерой в колледже своей дочери Анжелики. Она начинающая бейсболистка в Гавайском университете и была признана игроком-первокурсником года в Западной конференции.
«Папа не был идеальным спортсменом, но он был очень умным человеком, - говорит Мандо-младший, - он говорил: «Верти головой, держи подбородок опущенным и не касайся задницей канваса». Для меня это стало напутствием, значившим, что необходимо боротся, так как жизнь не раз нанесёт жестокий удар».