Невысокий, но очень агрессивный в ринге боец Шон Портер завоевал два чемпионских титула в полусреднем весе в 2010-х годах.
Портер, третий ребёнок из четырёх в семье, родился в Кливленде, штат Огайо, 20 октября 1987 года. Он даже не помнит времени, когда бокс еще не был частью его жизни.
«Я начал заниматься боксом, когда мне было 5 лет. Я занимался боксом ещё до того, как пошёл в школу, - рассказал Портер в интервью The Ring. - Думаю, это в значительной степени был способ моего отца держать нас на правильном пути.
Наверное, только лет в 10-11 я действительно понял, что именно делаю. До этого я просто дрался за трофеи. И знаете, я никогда особо не любил смотреть бокс».
Начав так рано, неудивительно, что Портер добился успеха в любителях. Он выиграл Панамериканский кадетский турнир в 2004 году, завоевал серебро на чемпионатах США в 2006, 2007 и 2008 годах, представлял США на юниорском чемпионате мира в 2006 году, взял золото Golden Gloves в 2007-м и уступил в полуфинале американских олимпийских отборов 2008 года Дэниэлу Джейкобсу.
При этом в любительской карьере он имеет победы над Джейкобсом, Деметриусом Андраде и Александром Усиком.
«Я дрался с Александром Усиком в категории до 75 кг, и это был Усик, который ещё не был настолько хорош, как сейчас, - вспоминает Портер. - Это был бой в четыре раунда по две минуты, с компьютерной системой подсчёта очков.
Темп был совсем другим - очень быстрый, чисто любительский. Помню, счёт всё время был близким. После трёх раундов было всего одно-два очка разницы, а в четвёртом я сумел вырваться вперёд благодаря сильному удару справа, который попал по нему. В итоге я выиграл где-то с разницей в два очка».
Бокс был не единственным спортом, в котором выступал Портер: в школе он также был талантливым игроком в американский футбол.
«По-моему, я был уже старшеклассником, и у меня было множество писем от университетов, - говорит он. - Но в выпускной год у нашей команды был очень плохой сезон, и это сильно подействовало на мой настрой».
«Я чувствовал, что в футболе ты зависишь от 10 других парней, которые должны делать свою работу, и я сказал отцу: "Здесь только я и ты. Я знаю, что будешь делать ты, и я знаю, что буду делать я". Я сказал: "Поехали". Думаю, он был приятно удивлён тем, что я решил не продолжать карьеру в футболе».
Портер, у которого в любителях был рекорд 276-14, дебютировал на профи-ринге в октябре 2008 года против Нормана Джонсона в Солсбери, штат Мэриленд.
«Многие видят, что я показал на взвешивании 165 фунтов, хотя мы изначально планировали дебютировать в первом среднем весе (154 фунта). Но соперник, которого для меня подготовили, просто не приехал на бой, и тогда нашли другого. Тот весил в пределах 160 фунтов, и чтобы комиссия одобрила бой, нужно было показать, что я тоже нахожусь в этих рамках. Я вышел на взвешивание в одежде, с вещами в карманах, и получилось 164 фунта.
Я заказал новое снаряжение, и оно приехало только в день боя - это было и весело, и тревожно одновременно. Меня поставили против парня, о котором я ничего не знал, да это и не имело значения - на турнирах ведь всегда дерёшься с незнакомыми людьми. Помню, прозвенел гонг, и я ощутил: "Вот оно, я реально боксирую". Мы встретились в центре ринга, я начал делать своё дело - и бой закончился меньше чем за минуту».
В последующие пару лет Портер постепенно спустился сперва в первый средний, а затем в полусредний вес.
Однако его отец и тренер, Кенни, понимал, что нужно поднимать уровень подготовки, и решил дать сыну возможность прикоснуться к высшей лиге бокса.
«Мы поехали в Лос-Анджелес фактически на просмотр - чтобы стать спарринг-партнёром Мэнни Пакьяо, когда он готовился к бою с Мигелем Котто. Фредди Роучу я понравился, - вспоминал Портер. - Помню, отец сказал мне в зале Wild Card: "Ты знаешь, кто такой Мэнни Пакьяо?" Я ответил: "Не особо". А он сказал: "Лучше посмотри его на YouTube, тебе стоит знать". Ну и я посмотрел».
Затем Портер одержал ценные победы над проспектом Рэем Робинсоном (UD 10) и участником шоу The Contender Альфонсо Гомесом (UD 10). Но в тот период он стал немного вялым, словно шёл по инерции, что проявилось в ничьей с бывшим двукратным чемпионом мира в лёгком весе по версии IBF Хулио Диасом (D 10).
Портер вернулся с победой над непобеждённым тогда Филом Ло Греко (UD 10), а затем взял верх в реванше над Диасом (UD). Это вывело его на бой с чемпионом IBF в полусреднем весе Девоном Александером, который состоялся в декабре 2013 года в Бруклине, на арене Barclays Center.
«На тот момент было достаточно людей, которые списывали меня со счетов, не верили, что я смогу победить Девона Александера. Я понимал, что его знали больше, чем меня, и что он сделал кое-какие неплохие вещи ещё до того, как я появился, - сказал Портер, выигравший единогласным решением в 12 раундах. - Но этого было достаточно, чтобы завести меня, чтобы я не просто вышел драться, а вышел побить его и сделать это красиво. После того боя наступил момент: "Ну что ж, теперь ты здесь по-настоящему. Обратной дороги нет"».
Хотя для многих боксёров завоевание титула - это конечная цель, для Портера это был всего лишь следующий шаг.
«Я выполнял чужие задачи, я не понимал, что значит быть чемпионом мира, - признался он. - Это было частью процесса взросления для меня. На каком-то этапе всё сводилось к тому: перейти в профи, зарабатывать деньги, взять пояс, снова зарабатывать деньги. Мы понимали, что пояс значит больше денег. Но потом я начал осознавать, что с победой на мировом уровне приходит уважение и признание, и это давало мне чувство выполненного дела. Мне понравилась ответственность, которая идёт с тем, чтобы быть чемпионом мира. Я как будто сразу почувствовал это, и именно там началось моё взросление».
Портер защитил титул в бою против бывшего чемпиона мира в двух весах Полв Малиньяджи (TKO 4), после чего в августе 2014 года неожиданно уступил Келлу Бруку.
«Перед боем с Келлом мы просто оттачивали мои навыки и каждый раз выходили в ринг с ощущением, что то, что есть у меня, настолько лучше, что неважно, что противопоставит соперник, - вспоминал Шон. - Но после Келла я понял: план на бой - это ключ. Самый обычный джеб и принес ему победу в поединке против меня».
Он вернулся победой над Эриком Боне (TKO 5), что вывело его на большое противостояние с талантливым, но недисциплинированным Эдриэном Бронером (UD 12) в июне 2015 года.
«Зная Бронера ещё с любителей, практически всю жизнь, мы знали то, чего не знали другие. Мы знали, что он не такой уж сильный, быстрый, острый, не такой умный, и, думаю, мы всё это показали в день боя, - сказал Портер, которому пришлось подняться с настила в последнем раунде, но он всё же перебоксировал Бронера и выиграл единогласным решением. - Думаю, мой ринг-IQ недооценён, потому что я дрался в очень высоком темпе, но люди не понимают, что я ещё и думал в высоком темпе. Если вы действительно посмотрите тот бой, вы увидите, что я не просто стоял перед ним в каждом раунде. Нужно было проявлять определённый интеллект, чтобы заставить его промахнуться первым ударом, затем промахнуться первым контрударом. И, думаю, именно поэтому многие высоко ценят тот бой: просто потому, что он был шоуменом, а я - нет. Хороший парень против плохого парня - и победил я».
Эта победа принесла ему шанс сразиться за титул WBA в полусреднем весе против Кита Турмана (Проигрыш UD 12) в июне 2016 года.
«Самое безумное в том бою то, что я даже не думал о чемпионском поясе. Мне было важно только одно - нанести Киту его первое поражение. Это было единственное, что имело значение, - сказал Портер, проигравший все три судейских записки со счётом 7-5. - Я много раз слышал, что у него стиль, удобный для судей восточного побережья, а у меня нет. Думаю, это очень несправедливо. Я считаю, что судейство по всему миру должно быть одинаковым. Что все судьи должны смотреть на одно и то же и что должен быть единый критерий. И это одна из причин, по которой я проиграл тот бой. Я вижу Кита всё время, и он фантастический атлет и человек».
Две победы вывели его на второй титульный бой - на этот раз за вакантный пояс WBC против бывшего чемпиона мира в двух весах Дэнни Гарсии в сентябре 2018 года.
«В бою с Дэнни у нас был отличный геймплан, всё расписано по полочкам, и он сработал», - сказал он о завоевании своего второго чемпионского титула единогласным решением судей в 12 раундах.
«Этот пояс WBC значил для меня очень многое. Я ездил на конвенцию WBC и прочувствовал, что это за организация, а главное - мой любимый боксёр, Марвин Хаглер, владел этим поясом. И у меня внутри было ощущение: я просто обязан его завоевать».
Портер с трудом прошёл Йордениса Угаса (раздельное решение в 12 раундах), а затем уступил титул чемпиону IBF Эрролу Спенсу-младшему (раздельное решение в 12 раундах) в объединительном поединке в сентябре 2019-го.
Он провел промежуточный бой, доминировав над Себастьяном Формеллой (единогласное решение в 12 раундах), после чего встретился с чемпионом мира Теренсом Кроуфордом на арене Mandalay Bay в Лас-Вегасе в ноябре 2021 года.
«Что случилось в бою с Кроуфордом: я задал медленный темп и продолжал в нём работать весь бой. Он прибавил, а я не смог прибавить вместе с ним. Вот так он и победил меня», - объяснил Портер.
Этот бой стал последним в карьере Портера.
«Я рад, что оказался в тот период, когда весовая категория была очень насыщенной, конкурентной», - сказал Портер (31-4-1, 17 KO).
«Всё дело во времени и в том, что я был подписан на правильную промоутерскую компанию, в которой были все эти парни».
Сейчас Портеру 37 лет, он женат, воспитывает троих сыновей и живёт в Лас-Вегасе. Работает комментатором бокса на разных платформах и недавно даже ездил в Филадельфию, чтобы поспарринговать с чемпионом IBF в полусреднем весе Джароном Эннисом. У него есть собственный подкаст под названием The PorterWay. Вне бокса он запустил линию костюмов, которая выходит в крупные торговые сети.
Он любезно согласился поговорить с The Ring о лучших соперниках в 10 ключевых категориях.
ЛУЧШИЙ ДЖЕБ
Келл Брук: «У него был сильный джеб и отличный геймплан. Его план заключался в том, чтобы встречать меня джебом на входе, вязать, чтобы я не мог работать - и это сработало идеально».
ЛУЧШАЯ ЗАЩИТА
Никто: «Это отличный вопрос. Хм, я реально мог навязать бой всем. Если вспомнить некоторых ребят, с которыми я дрался и кто был известен своей защитой - конкретно двое: Полли Малиньяджи и Девон Александр. Ни один из них не смог меня сдержать. Может, Кроуфорд… но нет, он не использовал ноги настолько невероятно, чтобы держать меня на дистанции. Он не двигал головой так, чтобы я не мог попасть. Он даже не блокировал мои удары. Я не могу сказать, что был кто-то с лучшей защитой. Я чувствовал, что всегда навязывал свой стиль в бою».
ЛУЧШАЯ СКОРОСТЬ РУК
Теренс Кроуфорд: «Наверное, это Теренс Кроуфорд, потому что те несколько ударов, которыми он меня уронил, я вообще не увидел [смеётся]. Я сам помог ему, подставлялся, но эти удары были быстрые. Девон и Полли были известны скоростью, но они не произвели впечатления».
ЛУЧШАЯ РАБОТА НОГ
Кит Турман: «Кит умел ускользнуть в сторону, уйти от тебя. Думаю, если и был кто-то из моих соперников, кто реально знал, как использовать ноги - так это Кит Турман».
САМЫЙ УМНЫЙ
Кроуфорд: «Самый умный боец, с которым я когда-либо делил ринг. У него репутация такая, что он "считывает информацию": ему нужно несколько раундов, чтобы тебя изучить, а потом он делает то, что нужно, чтобы убрать тебя. Но я этого не увидел. Я не видел, чтобы он "загружал данные". Думаю, ещё в чём дело: я сам был очень хорош во многом, и я заставлял его всё время пытаться разобраться во мне, пока он вдруг не поменял что-то. И это было самое простое - он сказал: "Я пойду забирать бой в свои руки". И когда он пошёл за мной - мы увидели, что случилось. Позвольте объяснить, почему он самый умный соперник, с которым я был в ринге. Он мыслит на очень высоком уровне. Я чувствовал, что переигрываю его, а потом вдруг - он уже знает, что я собираюсь сделать. В начале боя, думаю, я боксировал чуть лучше, был чуть энергичнее и всё такое, но у меня никогда не было такого соперника, которым я не мог бы манипулировать - ни в любителях, ни в профи - кроме Теренса Кроуфорда».
САМЫЙ СИЛЬНЫЙ
Эррол Спенс-младший: «Это были Эррол и Теренс, но я бы сказал, Эррол. Он был прочный. Забавная штука с Эрролом: когда я его бил - он сразу возвращался. Эррол как будто сказал: "Окей, будем драться". Я заставлял его драться, но он не отступал и мог выдержать то, что я ему предлагал. Он был достаточно силён».
ЛУЧШАЯ ДЕРЖАЛКА
Дэнни Гарсия: «Я думал, что сломаю Дэнни сначала ментально, а потом и физически. Ментально я его немного надломил, а вот физически - совсем нет. Этот парень крепкий. Я знаю, что в последнем бою он этого особо не показал».
САМЫЙ СИЛЬНЫЙ УДАРНИК
Кроуфорд: «Я называю их "гулкие" - бойцы, у которых удар реально звонкий, тяжёлый. Трое из них действительно пробивали меня по-настоящему - Дэнни Гарсия, Эррол Спенс-младший и Теренс Кроуфорд. Я не могу расставить их по порядку, но двое, кто отправляли меня на канвас, - это Эррол Спенс и Теренс Кроуфорд. Ну и тут надо признать - Кроуфорд, потому что именно он меня остановил».
ЛУЧШИЕ БОКСЕРСКИЕ НАВЫКИ
Кроуфорд: «Тут между Китом и Теренсом, но я думаю, всё-таки выберу Теренса. Он более прирожденный боксёр, у него дар Божий. Кит, конечно, отточил свой стиль, вылепил его под себя, но у Теренса это врождённое».
ЛУЧШИЙ В ЦЕЛОМ
Кроуфорд: «Это будет Теренс. Я никогда не был в ринге с кем-то, кто умел бы всё то, что умею я. Когда мы дрались, Усик был левшой, высоким, длинноруким контрпанчером, он не был тем, кто зарубается и бьет по корпусу. Он разносторонний боец, но он не может абсолютно всё. А вот Теренс может всё. Я мог всё. И я никогда не встречал соперника, у которого было бы абсолютно всё. Именно это делает его лучшим бойцом, с которым я когда-либо делил ринг».