В этом году бывший абсолютный чемпион мира в суперлёгком весе недоберёт один поединок и проведёт, в отличие от последних лет, только два боя за сезон. Связано это в первую очередь с тем, что Теренс Кроуфорд, пока наедал и превращал в мышцы лишние килограммы для перехода в вельтервейт, взял большую паузу после триумфа в 63,5 кг - с августа 2017 года до июня.
Хотя после того, как американец ожидаемо деклассировал де-факто слабейшего из чемпионов дивизиона Джеффа Хорна и прибрал в рукам титул WBO уже в третьем весе, многие ожидали от него более громких боёв.
Однако с этим у промоушена Кроуфорда возникли проблемы, и чтобы не простаивать, было принято решение взяться за Хосе Бенавидеса, занимающего аж 10-ю позицию в рейтинге организации. Благо, 26-летний растатуированный парубок нарывается на неприятности с начала года, и успел за это время кое-как пропиарить поединок.
«Это лучше, чем ничего», - решили у Теренса и дали Top Rank согласие на бой.
Не припоминаем, чтобы Кроуфорд боксировал с кем-то столь нахальным и несдержанным на крепкие слова. Название превью задаёт правильный тон: это классический «поединок ненависти», причём с креном в одну сторону. Потому что боксёру из Небраски, судя по всему, плевать на заявления Бенавидеса с высокой колокольни; они его больше забавляют, чем раздражают. Всегда спокойной, словно Будда, чемпион таким и остаётся.
Это будет уже пятое шоу Теренса в родной Омахе с 2014 года. Нравится ему здесь.
Самое интересное в предстоящем поединке - вопрос, с кем Кроуфорд будет драться после него, и получит ли, наконец, объединиловку с каким-то из чемпионов: Эрролом Спенсом (IBF), Китом Тёрманом (WBA) и Шоном Портером (WBC). Чай не десять лет молодости впереди: «Баду» уже 32-й год идёт.
Беда в том, что все эти парни присягнули на крови в верности Элу Хеймону и его Premier Boxing Champions, тогда как Теренс по-прежнему не изменяет Бобу Аруму и Top Rank. История последних лет показывает, что организовать бои между боксёрами этим функционеров, конечно, не так сложно, как запустить без происшествий российскую ракету, но тоже весьма непросто: конкуренты, как-никак, причем на разных телеканалах: ESPN у Кроу и Showtime/FOX - у остальных подпоясанных.
Если вам кажется, что мы считаем, будто бы шансы на победу у Хосе колеблются в диапазоне от «умозрительные» до ещё меньших, то вам не кажется. Примерно так всё и обстоит, и дело тут не в каких-то симпатиях или сравнении достижений. Просто Кроуфорд - это боец экстра-класса, которому пока что составляют конкуренцию только два-три человека на планете. И чтобы одолеть его без помощи случайности, болезни фаворита или ещё какого-то слабопредсказуемого фактора, нужно быть по меньшей мере высококлассным боксёром.
Бенавидес, несмотря на сравнения его некоторыми впечатлительными особами с Мэйуэзером (а что? У обоих по две руки и ноги, оба спят на подушке, имеют американский паспорт и немного знают за бокс), не такой. По крайней мере, пока что.
Это эпизодически вполне яркий, хлёсткий, но часто слишком размашистый и раскрытый в атаке боец, который умеет «решать» с периферии, но предпочитает всё же махаться на средней и ближней дистанциях. Интенсивное течение боя не любит.
Крепкий середняк с крепим любительским прошлым: 120 побед и пять поражений, 11-кратный национальный чемпион, двукратный - Золотых перчаток, причём с рекордом самого юного победителя турнира (16 лет). Говорит, что хотел ехать на Олимпиаду только для того, чтобы потом выцыганить контракт в профи пожирнее, но Top Rank подписали его, определив к Фредди Роучу, и без этого предприятия.
В Wild Card Gym паренёк попал в отменную компанию, где набрался опыта и техник, вероятно, даже больше, чем в официальных боях. Трижды был основным спарринг-партнёром Амира Хана, работал с Пакьяо, Брэдли, Мосли и другими топ-бойцами. Очень крутая школа, в общем.
И, знаете, самоуверенности Хосе не занимать. Начиная с февраля, когда он мощно навис на Теренса - хватит, мол, избегать меня! - а тот ответил: «Ты кто?», Бенавидес не упускает шанса поддеть чемпиона. Дошло до того, что на вчерашней открытой тренировке претендент пообещал оплатить Кроу услуги стоматолога после боя, а затем прямым текстом послал его на три буквы. Трижды.
В отличие от несдержанных коллег по цеху, Теренс не полез устраивать разборки, а лишь хихикал под выкрики своих подпевал и предложил наглецу подкрепить заявления пари на весь размер гонорара. Хосе слился. Но, будьте уверены, этот крендель в Омахе постарается оторвать чемпиону голову. Там реально перебор с самомнением.
Кстати, о самомнении и семейном бэкграунде Хосе. У него есть младший брат, Давид. Да, тот самый, который «Красный Бандера» (на самом деле, El bandera roja, но по-нашенски звучит ярче, согласитесь) - самый молодой чемпион мира в суперсреднем весе. И который уже успел снюхаться с кокаином. Есть и отец, Хосе-старший, также не подарок; по крайней мере, был.
Пока ещё он жил в Мексике, падре Бенавидеса-старшего убили в кабаке, а мать бросила. В итоге отец нынешнего претендента вынужден был побираться на улицах, а затем - не показывайте это Трампу - нелегалом перебрался в Калифорнию, где в младшей школе собрал банду, грабившую автомобили.
В 16 лет у него появился Хосе-младший. Зарабатывал на сына тем, что толкал наркоту, засыпая с волыной. Натворив дел в Калифорнии, перебрал в Финикс, где решил «начать жизнь сначала». Мыл посуду в Ритц-Карлтоне, работал на других местах в сфере отельных услуг. Накопил на жильё, родил Давида. Такая вот история.
...Как-то поздно вечером летом 2016-го Хосе отправился выгулять пса, но в шаге от дома в него дважды стрелял какой-то бандит в олимпийке. Когда боксёр очнулся в госпитале с перебитой выше правого колена артерией и раненой рукой, доктора не особо одаривали его оптимизмом. По их прогнозам выходило, что он и ходить-то сможет адекватно в течение трёх лет, а о спорте вообще стоит забыть.
А в начале февраля 2018 года Бенавидес вышел на ринг и снёс некоего Мэттью Строуда, в июне - венесуэльского мешкобойца Франка Рохаса. Стиль не поменялся. О том, что в него стреляли, напоминает только шрам.
И практически сразу же с камбэком Хосе начал звать на ринг Кроуфорда. Не стесняясь в выражениях. Некоторые СМИ процитировали его отца, что Бенавидесу якобы нужно провести ещё пресловутые «два-три боя», прежде чем лезть на Теренса, но сам боксёр гневно опроверг эти сообщения, заявив, что не мог его падре такое ляпнуть.
«Я давно уже выступал в 66,7 кг, а он пришёл сюда снизу, так что я вообще не вижу, чем он мне опасен. Он мелкий и много убегает. Что в нём такого впечатляющего? Много треплется», - так отзывается он о Кроуфорде, и скоро ему придётся подтвердить эту болтовню на ринге.
С имиджем, в общем, всё понятно:
Тем не менее, в одном Бенавидес прав: он самый крупный боксёр, с которым когда-либо дрался в профи Кроуфорд. Даже крупнее Хорна. Это, пожалуй, основное его преимущество. Ничем другим, что было бы «лучше» или «больше», чем у Теренса, он похвастать не может. По крайней мере, из тех параметров, которые могут повлиять на исход встречи.
Классно лупит хук в печень? Так и Теренс умеет. Апперкотом справа работает красиво и часто? Кроуфорд в это время успевает пробить комбинацию на 3-4 удара со всех углов. Хосе любит засадить накоротке, и это об ударе вблизи? Гляньте финалы нескольких боёв чемпиона: увидите, что и он это всё умеет, причём против соперников более весомых, чем были у претендента.
Пока что определить Хосе на более высокий уровень мешает отсутствие в его резюме побед над серьёзными противниками. А ведь боксирует в профи он уже девятый год. Не весенний цыплёнок уже, как говорят за океаном. Единственное реально стоящее достижение зафиксировано почти четыре года назад: ему отдали победу над «временным» чемпионом WBA в суперлёгком весе Маурисио Эррерой. Именно так - «отдали», потому что этот бой он, если честно, проиграл.
...Лето 1999 года. Из прихожей одного из одинаковых домов на захолустной Ларимор-стрит в Омахе доносятся звуки свары. Впрочем, какая там ссора. Набедокуривший снова подросток хмуро выслушивает «морали» матери, которая мечет громы и молнии, и сейчас, кажется, запросто способна скрутить в рогалик любого главаря одной из местных банд. Как и много раз в прошлом, в итоге всё заканчивается словами «а ну стал к подоконнику, снимай штаны, где там мой ремень».
Только на этот раз всё иначе: 12-летний паренёк резво выхватывает ремень из рук матери и зло шепчет - «мне не больно! И ты никогда меня больше не ударишь». Мать какое-то время ещё что-то кричит и взывает к несуществующей в душе уличного хулигана адекватности, затем - в слёзы. Мальчугану не по себе, и чтобы скрыть смятение, он сбегает в свою комнату.
Обычный день истории взросления Теренса Кроуфорда. Почти обычный. Один из переломных моментов его жизненного пути, как много позже расскажет он в сюжете на ТВ, когда будет звездой мирового масштаба.
...Сентябрь 2008 года. Забив на тренировку, перспективный разгильдяй играет в кости на улице. Фартит. В какой-то момент голос разума шепчет - хватит, забирай выигрыш и вали. Вместо того, чтобы вдавить тапок в пол 22-летнего коричневого старичка Pontiac Cutlass Supreme и рвануть оттуда, парень садится за руль и начинает пересчитывать добычу.
Как раз в этот момент через заднее стекло в салон стреляют: бандит целился в кого-то из компании Теренса, но кусочек металла зацепил его голову справа под ухом. Боксёра, которому не было ещё и 21 года, спасло то, что он прошёл в паре миллиметров от того, чтобы раздробить череп. Окровавленный Теренс самостоятельно приехал в госпиталь, где его и подлатали.
Вскоре после этого у бойца родился первый сын - это событие стало очередным переломным моментом. Тесное общение с мутными ребятами кануло в прошлое. Посиделки в кабаках тоже. Появилась ответственность, причём не уровня «надо быть на тренировке, а не тусить с пацанами», а значительно более серьёзная. Взросление.
Впрочем, жить на той улице по-прежнему опасно, да и как враз обрубить все связи с окружением, когда у тебя большая семья, и вряд ли вся родня такая же «правильная», как ты?
По словам Теренса, он восемь раз попадал в передряги со стрельбой; в последний раз это произошло примерно в датах боя с Рикки Бёрнзом - кто-то начал поливать огнём его авто, видимо, целясь в брата боксёра на заднем сидении. На тот раз всё обошлось.
В боксёрских кругах о Кроуфорде впервые заговорили лет семь назад, после его спаррингов с Тимоти Брэдли, который готовился к Девону Александеру. Чтобы имитировать соперника, Теренс боксировал в левше, и для чемпиона что-то пошло нет так. «Он надрал мне зад, - вспоминает Тим. - А я его спросил затем: ты откуда такой вообще взялся?»
Но тренировки - дело такое, богатая почва для домыслов и легенд в тусовке. Популярность приносят лишь бои, и на большой сцене Кроу показался в 2014-м, когда взял титул в Шотландии, побив местного Бёрнза.
После этого всё пошло, как по маслу: избит Гамбоа (ТКО 9), деклассирован Бельтран (UD 12), поработали неваляшками Дюлорме (ТКО 6) и Жан (ТКО 10), растёрзан Ланди (ТКО 5) и без проблем пройден Виктор Постол (UD 12). Дальше - Молина (ТКО 8), Диас (RTD 10) и триумф за абсолют с Индонго (КО 3). Хорн (ТКО 9) - последний в списке жертв уроженца Омахи. Пока что последний.
В миру Теренс - отец пятерых, заядлый рыбак, икона для многих местных. Его имя теперь носит та самая Ларимор-стрит: теперь это Кроуфорд-стрит. Проезжая по Омахе, можно увидеть бигборды социальной рекламы с его фото.
Он пару раз побывал в Африке с гуманитарной миссией от организации Pipeline Worldwide, которую основала его школьная учительница. Раздавал нуждающимся в Уганде и Руанде всё, что смог привезти. А визит в жуткий музей, посвящённыйгеноциду 1994 года, стал третьим переломным эпизодом в жизни боксёра. Взросление. Никогда не поздно.
Топовый боец-амбидекстер испытает некоторые затруднения в первых 3-4 раундах этого боя «стрелянных воробьёв», пока будет пристреливаться к аномально долговязому претенденту и соображать, с какой стороны лучше заходить за его джеб, но с течением раундов противостояние будет всё больше походить на встречу с Хорном.
Бенавидес не станет набрасываться на чемпиона сходу, а попробует потягаться с ним в боксе, возможно, будет пробовать это агрессивно. Но когда поймёт, что перебоксировать не выйдет, застать врасплох навалой (что могло бы принести результат в начале боя) уже не выйдет - Теренс к тому моменту будет читать его, словно открытую книгу.
Что будет дальше, зависит только от стойкости и держалки Хосе.
Помимо основного багажа, азов и классики, Кроуфорд - мастер, казалось бы, множества вроде незначительных мелочей. Но именно за счёт этих миллиметров, долей секунды, каких-то градусов угла атак, чуть выше, чем у других, моторики, рефлексов и принятия решений... Это именно то, что выделяет Теренса на фоне других и среди заурядности.
Победа над Бенавидесом, даже самая убедительная, не выведет Кроуфорда на первое место в рейтинге pound-for-pound. Не того уровня соперник. Но в целом, знаете что? Безразличны вот это сравнения, «у кого больше». Они оба хороши - и Кроуфорд, и Василий Ломаченко, - каждый по-своему.
Жаль, что нельзя обоих уместить на 1-м месте.
*****
...Кто был стрелок, который круто поменял жизнь Кроуфорда? Теренс говорит, что знает. Сразу после инцидента он поклялся выяснить его имя и убить. Но коуч и друзья - настоящие, а не различные бро, - отговорили, не скупясь на резкие и отрезвляющие слова вроде «придурок, хочешь провести в камере остаток жизни?»
Преступника не поймали. Но сейчас это уже не имеет никакого значения. Плохой парень мёртв. Кто-то застрелил его в голову.