Многие из самых запоминающихся апсетов в боксе, в том числе почти состоявшихся представляют правду на двух связанных, но, иногда, совершенно разных уровнях. Первый - это то, что каждый видит своими глазами: удары, выброшенные и донесённые или пропущенные в ключевые моменты, навсегда застывшие во времени, вмешательство рефери в решающий момент действия, даже место поединка может иметь уникальный набор разветвлений.
Но сопутствующая истина часто менее различима для тех, кто не имеет привилегии заглянуть за завесу. Ожидаемые результаты не материализуются из-за чрезмерной самоуверенности фаворита или упорной решимости андердога подняться на более высокий уровень. Даже люди, не участвующие напрямую в очень важном бою, могут иметь отношение к тому, что происходит внутри канатов. Сочетание всех этих факторов привело к тому, что многие считают самым шокирующим результатом в истории бокса - нокауту Бастером Дугласом в 10-м раунде казавшегося непобедимым тяжеловеса Майка Тайсона 11 февраля 1990 года в Токио. Не воспринял ли Тайсон талантливого, но хронически неудачливого Дугласа, безнадёжного андердога в соотношении 42 к 1, слишком легкомысленно? Без сомнения. Но столь же важным фактором в результате был настрой Бастера, который посвятил бой своей недавно умершей матери.
23 ноября 2022 года исполнится 31 год со дня чудесного спасения победителя Дугласа Эвандера Холифилда в бою против «Дымящегося» Берта Купера, ставшего срочной заменой, в уже разрушенном Omni в Атланте, в том, что считалось заурядной защитой новым чемпионом своего титула в родном городе. Но Купер, почти такой же безнадёжный андердог в соотношении 32 к 1 году, как Дуглас против Тайсона, серьёзно потряс и отправил в нокдаун (по крайней мере, официально) Холифилда в третьем раунде и мог бы добить его, если бы рефери Миллс Лейн не начал чемпиону отсчёт до восьми. Непобеждённый рекорд «Real Deal» (он вышел на бой с записью в послужном списке 26-0 с 21 КО) и недолгое правление могли бы пойти крахом, если бы не эти несколько секунд передышки. Когда чрезмерно возбуждённый Купер снова сблизился, чтобы попытаться прикончить его, Холифилд, чья способность к восстановлению была и остаётся хорошо задокументированой, ответил собственной яростью, которая довела его до конца самого опасного на тот момент раунда его профессиональной карьеры. . .
«Моё сердце начало колотиться, бум, бум», - сказал Купер, когда его спросили, как он отреагировал на проблемы Холифилда. «Я подумал, что стал чемпионом мира в тяжёлом весе. Я сказал себе: «О, парень, вот оно».
Но со звонком об окончании раунда окно возможностей для Купера закрылось. Холифилд начал восстанавливать контроль в четвёртом раунде, а когда седьмой отрезок подходил к концу, он нанёс 21 безответный удар. Лейн вмешался, обнял окровавленного Купера и остановил бой по истечении 2 минут 58 секунд раунда. Бывший чемпион мира в тяжёлом весе Джордж Форман, являвшийся на поединке аналитиком HBO, высказал мнение, что бой был «лучшим, что я видел», но раскритиковал действия Лейна как в третьем, так и в седьмом раундах.
«Он спас Эвандера в третьем раунде, однако, когда он остановил бой, то не дал его сопернику счёт до восьми», - сказал Форман.
Лейн защищал своё решение дать Холифилду услышать отсчёт, тем что, хотя чемпион оставался в основном в вертикальном положении, когда он провисал на канатах, его правая перчатка задела холст, что представляло собой нокдаун.
А как же шквал Холифилда в седьмом раунде, который заставил Купера, который не упал, пошатнуться?
«Купер утратил способность защищать себя», - сказал Лейн, который редко, если вообще когда-либо, сомневался в себе. «Его просто били, били и били. Они по очереди обстреливали друг друга, но в начале боя, когда оба были потрясены у них всё ещё был запас сил, чтобы вернуться.
Для меня было очевидно, что Купер не вернётся в бой в тот последний раз. Не было никакого смысла в том, чтобы он подвергался дополнительному избиению. Он крут и провёл отличную битву. Он должен гордиться».
Неудивительно, что ни Купер, ни его неоднозначный промоутер Рик «Элвис» Паркер не сочли остановку оправданной.
«Они вызывают Берта в кратчайшие сроки, они платят нам одну шестую того, что получает Эвандер, а затем грабят нас», - пожаловался Паркер, который также заявил, что 2,5-минутная задержка в пятом раунде, позволившая угловой команде Холифилда заменить повреждённую перчатку была преднамеренной уловкой, чтобы дать их предположительно выдохшемуся бойцу необходимую передышку под безжалостным прессингом Купера. «Он дал Берту свои лучшие удары, и после этого у него почти ничего не осталось», - продолжил Паркер. «Просто кажется очень удобным, что они придумали проблему с перчаткой именно в этот момент. Я не виню рефери в том, что произошло. Я виню угол Холифилда».
Купер добавил: «Холифилд знал, что он был бы добит в том пятом раунде, если бы не получил этот тайм-аут. Он смертельно устал и просто пытался держаться. Я показал сегодня вечером, на что я способен. Несмотря на то, что у меня нет поясов (на кону поединка были титулы WBA и IBF), я чемпион».
Прошедшие 30 с небольшим лет способны показать отличие фактов, будь они реальными или воображаемыми, от вымысла. В отличие от Дугласа, чьё чудо в Стране восходящего солнца навсегда останется легендой, Купер, чей некогда блестящий потенциал был омрачён годами злоупотребления наркотиками и незамиренной ссоры с его героем, наставником и образцом для подражания, Джо Фрейзером стал маленькой сноской в большой книге истории бокса. Ему было всего 53 года, когда он скончался в своём доме в Филадельфии 10 мая 2019 года в результате боя с раком поджелудочной железы. Зачисленный в Залы боксёрской славы Нью-Джерси (2014) и Пенсильвании (2017), он отслушал свой земной счет до 10 с итоговым рекордом 38-25, с 31 досрочной победой, но также с 16 поражениями аналогичным образом. Он имел всего 11-17 в своих последних 28 выступлениях на ринге.
«Берт Купер был не в лучшей форме», - с печальной задумчивостью сказал Купер, оценивая свою карьеру на американских горках во время интервью 2015 года. «Большую часть своей карьеры я был не в лучшей форме».
После дальнейших размышлений любое предположение о том, что Купер мог или должен был свергнуть Холифилда той холодной ночью в Атланте три десятилетия назад, в лучшем случае является спекулятивным. Да, правый оверхэнд в челюсть в третьем раунде, который поставил Холифилда в опасное положение, был самым драматичным ударом ночи, но статистика, предоставленная CompuBox, показывает, что чемпион нанёс 459 ударов по цели, включая 275 силовых ударов, в то время как Купер нанёс всего 233 удара. На момент остановки Холифилд был далеко впереди по статистике с разницей 59-53, 59-54 и 58-54 и был в секундах от вероятного увеличения своего отрыва ещё на два очка на каждой карте прозвучи звонок об окончании седьмого раунда. Холифилд сравнялся с нокдауном Купера, сбив соперника с ног в первом раунде резким левым хуком по ребрам.
«Он попал в меня хорошим ударом, но я чувствую, что у меня всё было в порядке», - сказал Холифилд о возможности которую Купер на мгновение предоставил себе в третьем раунде. «Мой разум был на месте. Но Берт Купер сражался с полной самоотдачей и я должен отдать ему должное за это. У него была такая, знаете ли, грубая сила. Он был достаточно агрессивен, чтобы заставить меня драться так, как я не хотел это делать».
Это в значительной степени подводит итог тому, что было различимо случайному любителю боёв с помощью стандартного теста на зрение. Именно на этом другом уровне, спрятанном за кулисами, Холифилд-Купер затеняется своего рода нюансированной перспективой, которая является такой же или даже большей, чем часть полной картины, как и то, что происходило внутри ринга.
После того, как он победил Дугласа в трёх раундах 25 октября 1990 года, Холифилд защитил свои титулы, победив Формана единогласным решением судей в 12 раундах 19 апреля 1991 года в Лас-Вегасе. Следующим должен был стать бывший чемпион мира Тайсон в мегабое, назначенном на 8 ноября того же года, также в Вегасе. Но Тайсон повредил рёбра на тренировке и бой был предварительно отложен до начала 1992 года - даты, которая также отошла на второй план, когда Тайсон оказался осужден за изнасилование несовершеннолетней участницы конкурса красоты в Индианаполисе, штат Индиана. Но Холифилд, который уже проделал большую работу в зале, был настроен и готов драться с кем-нибудь осенью, поэтому дата и место проведения поединка были изменены на 23 ноября в Атланте, а соперником стал итальянец Франческо Дамиани, бывший чемпион тогда второстепенной WBO.
Дамиани, однако, также был вынужден отказаться от участия после того, как он вывихнул лодыжку на тренировке 14 ноября, что вынудило промоутерскую компанию Холифилда, Main Events, найти бойца, который был готов выйти на замену с недельным уведомлением. Звонок достался Куперу, невысокому коренастому прототипу Тайсона, а также Джо Фрейзера.
«Думаю, вся работа, которую Эвандер проделал, готовясь к встрече с Тайсоном, теперь не пропадет даром», - сказал ведущий тренер Холифилда Джордж Бентон, когда Купер согласился на бой. «Бой с Купером очень похож на бой с Тайсоном. Они оба невысокие, сильные парни, которые идут прямо на тебя и пытаются избить. У них обоих отношение «убей или будь убитым».
Я не знаю, является ли Купер ближе всего к Тайсону, хотя в некоторых отношениях он чертовски близок. Но давайте будем честными. В остальном они вообще не сравнимы. Купер не бьёт так быстро и сильно, как Тайсон и он не так уж хорошо бьёт. Тайсон делает много умных вещей для слаггера. Купер главным образом драчун. Тайсон настоящая проблема. Купер не на его уровне. Тем не менее, это должно стать интересным боем, пока он будет продолжаться».
Рон Кац, в то время матчмейкер Top Rank на восточном побережье, уже работал с Купером в прошлом и собирался свести его с Брюсом Селдоном в январе. Кац сказал, что предложенный бой мог означать гонорар Купера в размере 15 000 долларов, но внезапно Купер получил контракт с Холифилдом на 750 000 долларов.
«Поговорим о чём-то хорошем, что упало вам на колени», - сказал Кац о неожиданной удаче Купера. «Бог, благословил его, он получил шанс жизни. Но я подумал, что у меня больше шансов выиграть в лотерею, чем шансы Берта Купера завоевать титул чемпиона мира в тяжёлом весе. Это грустный комментарий, на самом деле. Однако дата телепередачи была назначена и я подумал, что шоу должно продолжаться».
Выбор не имевшего места в рейтингах Купера для замены Дамиани не встретил широкого одобрения. Мурад Мухаммад, промоутер известного во всём мире Донована «Бритвы» Раддока, назвал выбор Купера «смехотворным».
«Раддок тренировался уже 2,5 месяца. Для него было бы честью драться с Эвандером Холифилдом, но нас никто не спрашивал. Каждый боец в топ-10 должен кричать во всю глотку».
Иван Коэн, бывший со-менеджер Купера, также был среди несогласных.
«Это не соревновательный матч», - ворчал Коэн. «Вы выставляете бойца (Купера) против робота (Холифилда). Пройдёт максимум два раунда, прежде чем робот победит».
Обнаружить луч надежды в тёмных облаках, о которых говорили многие, решился Росс Гринберг, исполнительный продюсер HBO Sports.
«Самое ироничное в этом бою то, что всякий раз, когда кто-то собирался драться с Тайсоном в прошлом, они звали Купера в качестве спарринг-партнёра из-за их сходства. Ирония в том, что Холифилд в конечном итоге сразится с двойником Тайсона.
Перед боем можно сколько угодно спекулировать на способностях соперника. Многие критиковали Бастера Дугласа до того, как он победил Тайсона, и, должен отметить, что не очень вежливо. Но посмотрите, что произошло».
Так же, как Бастер Дуглас поклялся себе шокировать мир и победить Тайсона в знак памяти своей покойной мамы Луле Перл Дуглас, Купер был побуждён поставить на карту все, что у него было, из-за своего бывшего кумира Фрейзера. Эти двое сблизились за те годы, что Купер тренировался в тренажёрном зале Фрейзера в Северной Филадельфии, настолько, что, когда Берт стал профессионалом, он принял прозвище Джо - «Дымящийся». Но отношения заледенели и не имели признаков оттепели.
«Папа воспринимал Берта почти как члена семьи», - вспоминал сын Джо, Марвис. «Он относился к нему лучше, чем ко мне. Ну, почти».
Но существовали строгие правила, которые должны были соблюдать все члены семьи и протеже Фрейзеров: никаких наркотиков, вперёд, пока можешь и никогда, никогда не предавай доверие. Употребление Купером наркотиков, которое он успешно скрывал на протяжении нескольких лет, нарушило один из этих принципов, как и его публичные жалобы на то, что Джо заставил его перейти из первого тяжёлого веса в тяжёлый.
После того, как Купер, который имел рекорд 16-1 в первом тяжёлом весе, был остановлен в восьми раундах Карлом Уильямсом 21 июня 1987 года, он сказал: «Я понял, что я не тяжеловес. Я набрал много фальшивого веса, просто питаясь нездоровой пищей… Джо хотел, чтобы я стал тяжеловесом, как он сделал с Марвисом. Джо хочет кого-то с поясом чемпиона мира, как у него».
Фрейзер воспринял этот упрёк как ещё одно нарушение доверия и сообщил Куперу, что больше не может быть его менеджером. Как бы Берт ни пытался восстановить то, что было между ними, он раз за разом получал отказ.
«Я пытаюсь поговорить с ним, но он ведёт себя так, будто не видит меня», - сказал Купер о Фрейзере перед боем с Холифилдом. «Между нами вражда, но в основном с его стороны. Я всё ещё люблю этого парня, но «Дымящийся» Берт Купер и «Дымящийся» Джо Фрейзер несовместимы. Уже нет.
Когда я был ребенком, он обычно расстёгивал своё пальто и говорил: «Вот, парень, нанеси свой лучший удар». Я бы хотел нанести такой удар сейчас».
Мог ли Купер видеть Джо Фрейзера, когда попал своим лучшим ударом в челюсть Холифилду? Возможно. Но он не смог полностью закрыть шоу, хотя накал драки, который многие считали для Эвандера прогулкой, оказался совсем не таким.
Любопытно также, что Майк Бурман, в то время представитель Main Events, сказал, что Omni Coliseum в тот вечер посетили 12 996 человек, но некоторые купившие билеты запросили и получили возмещение, когда было объявлено, что Купер заменит Дамиани.
«Мы пытались всем объяснить, что Купер на самом деле был более сильным бойцом, но нам никто не поверил», - рассказал Бурман. «Это проблема быть промоутером. Когда ты говоришь правду, тебе никто не верит. Это похоже на то как мальчик воет волком».
Ещё одно дополнение к истории Холифилд-Купер, которая разворачивалась в крупнейшем городе Джорджии - в андеркарде провели свои бои два будущих чемпиона в тяжёлом весе и оппоненты Холифилда, Леннокс Льюис и Майкл Мурер. Льюис остановил Тайрелла Биггса в трёх раундах поединка золотых медалистов Олимпийских игр 1988 и 1984 годов в тяжёлом весе, в то время как Мурер установил свой профессиональный рекорд в 26-0 с 26 нокаутами, остановив Бобби Крэбтри в одном раунде.