ДЖИММИ ЯНГ НЕ СТАЛ ЧЕМПИОНОМ МИРА, НО БЛАГОДАРЯ СВОИМ БОЙЦОВСКИМ НАВЫКАМ И МУЖЕСТВУ ОН ОБЕСПЕЧИЛ СЛОЖНЫЙ ТЕСТ ДЛЯ НЕКОТОРЫХ ТЯЖЕЛОВЕСОВ ПРИНЯТЫХ В ДАЛЬНЕЙШЕМ В ЗАЛ СЛАВЫ БОКСА.
...Это должно было стать обычным боем Мухаммеда Али. Предполагалось, что бой станет заурядным поединком - быстро летящие кулаки, многоударные комбинации, ослепительная работа ног и почти молниеносная реакция, когда дело доходит до защиты. 12 472 фаната, ожидали увидеть эти визитные карточки в Capital Center в Ландовере, штат Мэриленд, 30 апреля 1976 года. В конце концов, это был «Величайший». Однако обескураживающим в этом конкретном поединке стало то, что всё перечисленное демонстрировал не Али, а его соперник.
Янг в 1977 году
Имя оппонента было Джимми Янг.
34-летний Али был всего в одном бое и семи месяцах после своего эпического триумфа над принципиальным соперником Джо Фрейзером в «Трилле в Маниле», ставшем их третьей и самой бескомпромисной встречей. После победы над Фрейзером Али остановил беспомощного бельгийца Жана Пьера Купмана за пять раундов в Сан-Хуане, Пуэрто-Рико. Теперь, бесспорный чемпион в тяжёлом весе должен был встретиться с легитимным претендентом.
Янг имел репутацию умного и техничного бойца и занимал 3-е место в рейтинге журнала Ring. Однако Али, который победил будущих членов Зала славы бокса Кена Нортона, Фрейзера (дважды) и Джорджа Формана за предыдущие три года - прочно утвердился в общественном мнении в роли убийцы гигантов и, что, возможно, понятно, рассматривал Янга как лёгкую работу. Официальный вес Али в 230 фунтов (самый тяжёлый в его карьере в то время) и соответствующий обхват а талии подчёркивали его легкомыслие в период тренировочных сборов. И недооценка этого конкретного претендента почти повлекла неприятные последствия. Янг временами блестяще боксировал, в то время как Али был вялым и не точным в своих ударах и единогласные судейские баллы 72-65, 71-64 и 70-68 в пользу последнего никак не отражали происходившее в ринге.
Многие в рингсайде считали, что 27-летний Янг заслужил победу и не раз отмечалось, что популярность Али, а не то, что осталось от его навыков бойца, помогла ему сохранить титул. Трагедия этой ситуации в том, что поединок стал первым и последним боем Янга за титул чемпиона мира. Несмотря на серьёзный успех на высшем уровне, он сражался ещё 14 лет, получил необратимые физические повреждения и умер от сердечного приступа в возрасте 56 лет. Но как бы сложилась история Янга, если бы судьи должным образом оценили его лёгкие удары, но острый как бритва стиль? Что, если бы он получил победу решением судей в поединке против великого Али?
«Али просто играл на публику, лёжа на канатах и позволяя Янгу делать всё, что он хотел», - говорит тренер из Филадельфии Стивен Эдвардс, наблюдавший за спаррингами давным-давно ушедшего на пенсию Янга в середине 1990-х. «Но на самом деле Али был стар и изношен. В то время ему не следовало связываться с быстрым боксёром, поэтому он просто демонстрировал движения. Он играл для судей, играл для фанатов и делал вид, будто боксирует с Джимми Янгом. По правде говоря, у Али в то время не было сил конкурировать с молодым парнем.
Дело в том, что Али являлся иконой, в то время как Джимми Янг считался хорошим бойцом с плохой репутацией (Янг имел 17-4-2 перед поединком с Али). У Джимми Янга было легко забрать бой. Это подобно тому, как: «Хорошо, мы заберем бой у Джимми Янга, никто этим не возмутится». Он не был тем, кто хорошо продавал билеты или приносил большие деньги. Он просто талантливый боец с плохой репутацией. Никому не было дела, выиграет он бой или нет».
Мухаммед Али снова и снова промахивался по Джимми Янгу, что показывает статистика приведённая ниже.
Янг родился в Филадельфии 16 ноября 1948 года. В 14 лет он начал заниматься боксом в 23-м Центре спортивной лиги полиции, чтобы научиться защищать себя после того, как головорезы украли его радио. Атлетически одарённый и думающий в ринге, Янг сумел завоевать два титула «Золотых перчаток Нью-Джерси», но в конце концов решил отказаться от потенциально успешной любительской карьеры, став профессионалом в октябре 1969 года. Его управленческую команду сложно было назвать опытной - её составляли Джек Левин (оптовый торговец электроникой) из Филадельфии и Рэй Келли, который занимался лизингом автомобилей. Янга тренировал квалифицированный, но неизвестный тренер Боб Браун и он начал свое профессиональное восхождение в условиях относительной анонимности. Тем не менее, вскоре он стал завсегдатаем зала Джо Фрейзера в Северной Филадельфии и часто спарринговал с великим чемпионом.
Но без достаточного любительского опыта и грамотного планирования боёв Янг зачастую оказывался жертвой судебных решений. В третьем бою он был побеждён товарищем-новичком Клэем Ходжесом, но неудачи в поединках с более опытным бойцами таким как Рой Уильямс, Рэнди Нойман и Эрни Шейверс, были ожидаемы. Шейверс остановил Янга в третьем раунде, но этот результат стал поворотным моментом, так как Янг не проиграл 12 боёв за последующие три года. У него отняли победу в реванше с Шейверсом, в котором ему пришлось довольствоваться ничьей, но виртуозное выступление в бою с 5-м номером в тяжёлого веса Роном Лайлом на Гавайях в феврале 1975 года показало, что Янг является бойцом с которым следует считаться.
«Я всегда был уверен в себе, но после того, как победил Лайла, понял, что следую правильным путём», - рассказал Янг в одном из интервью в 1977 году. «Я показал людям, что боксёр, который думает, может сделать с бойцом, который пришёл, чтобы остановить соперника одним ударом».
По иронии судьбы, именно Лайл, оправившись от поражения, получил бой за титул чемпиона мира против Али в мае 1975 года, а Янг вынужден был ждать ещё целый год, чтобы получить свой шанс. После горького разочарования из-за скандального поражения от Али, Янг во второй раз победил Лайла, прежде чем встретиться с бывшим чемпионом мира Джорджем Форманом и выдать самое яркое выступление за всю свою карьеру.
«Джимми Янг очень хорошо действовал в ринге, - признаёт Форман, который проиграл Янгу единогласным решением судей в марте 1977 года. - Он был боксёром и актёром, он владел трюками и он был борцом. Вы знаете, когда борцы ведут себя так: «О, он меня незаконно ударил», а затем устраивают шоу? Я помню, как Янг держался за затылок и говорил рефери: «Он ударил меня! Он ударил меня!» (Смеётся). У него имелись недостатки, но он был прекрасным боксёром. У него не было физического превосходства, но он был неуловим и умён. Всё что он делал был бокс, бокс и ещё раз бокс. Янг был хорош и он победил меня решением судей».
Победу Янга над Форманом признали «Боем года» по версии журнала The Ring, а седьмой отрезок этого поединка получил награду «Раунд года». В этой сессии Форман ошеломил Янга сокрушительным левым хуком и полностью выложился чтобы закончить бой досрочно.
«В тот момент я полагал, что всё кончено», - вспоминал впоследствии Янг. «Я помню, как говорил себе: «Ну, всё кончено». Но потом я восстановил самообладание и подумал: «Нет, это ещё не конец, этот громила не сможет прикончить меня». И вместо того, чтобы убежать, я решил пойти на него».
Несмотря на то, что он был потрясён и балансировал по грани поражения нокаутом, Янг собрался и перебоксировал Формана к моменту, когда прозвенел звонок об окончании раунда. История помнит этот бой как аберрацию - пятно в резюме члена Зала славы бокса Формана, которого там не должно быть, в первую очередь потому, что «Большой Джордж» после поединка пережил духовное пробуждение в раздевалке и ушёл в отставку на 10 лет, чтобы начать карьеру евангелиста. Это стало медвежьей услугой Янгу.
«Это настоящая победа», - серьезно говорит Эдвардс. «Очевидно, у Формана были проблемы после поражения от Али, но в то время у него имелось только одно поражение, он был большим фаворитом, а Янг заслужил свою победу. У каждого есть оправдание тому, почему происходят определённые вещи. Ни один боец не может быть идеален в каждом бою своей карьеры. Форман стал немного хуже по сравнению с той формой, которую он показал против Фрейзера и Нортона, но мы не можем умалять заслугу Янга, из-за того что Форман испытывал некоторые психологические проблемы. Форман был ещё молодым человеком, ему было 28 лет, так что он не был старым. Янг заслужил победу, но есть парни, которые никогда не получают должного признания. Форман был не в лучшей форме, но по-прежнему оставался грозным парнем. Не каждый мог прийти и победить Формана таким образом, как это сделал Янг, поэтому он заслуживает уважения за эту победу».
Можно было бы подумать, что триумф такого масштаба принесёт Янгу второй бой за титул чемпиона мира, но этого не произошло. Находившийся на спаде Али, не спешил позволять Яну порхать, как бабочка и жалить, как пчела, поэтому он выбрал новичка Альфредо Евангелисту и Шейверса на оставшуюся часть своего графика 1977 года. В то время, когда динозавры правили миром тяжеловесов, Янг - аккуратный, но умный боксёр, не получал никаких шансов.
«К сожалению, всё зависит от того, с чем вы пришли», - сказал Форман, комментируя положение Янга. «Я выиграл олимпийскую золотую медаль и все говорили, что Джордж Форман станет следующим чемпионом мира в тяжёлом весе. Я провёл три профессиональных боя, и все по прежнему говорили: «Вот Джордж Форман, следующий чемпион мира в тяжёлом весе!». Но в некоторых бойцах видят только оппонентов, и им трудно избавиться от этого отношения со стороны судей, рефери и аудитории. Джимми Янг, как бы хорош он ни был, никогда не считался кем-то большим, чем оппонент.
Джимми Янг в бою против Джорджа Формана в марте 1977 года
Я дрался 37 раз, прежде чем сразился с Джо Фрейзером за титул чемпиона мира в тяжёлом весе и каждый раз, когда я выходил на ринг, человек напротив меня был оппонентом. Они были хорошими бойцами, но как только тебя называют оппонентом, возникает черта, которую ты пересекаешь и тебе трудно вернуться. Может быть, ты вышёл в ринг, потому что хотел внести первоначальный взнос за грузовик. Может, тебе просто нужны деньги, но ты не в форме. Это то, что определяет оппонента».
Последним значимым моментом Янга стал отборочный бой против Кена Нортона 5 ноября 1977 года в Caesars Palace в Лас-Вегасе. И снова волшебник из Филадельфии был в блестящей форме, превосходя своего противника на протяжении большей части поединка и нанося гораздо более чистые удары, чем Али в своих трёх боях общим количеством в 39 раундов с похожим на Адониса калифорнийцем. Разрушительная атака Нортоном корпуса Янга в финальных раундах убедила двоих из трёх судей в том, что он сделал достаточно и более продаваемый боец победил, получив раздельное решение судей… снова. Однако, как считает Эдвардс, если бы Янг получил победу, никто не стал бы против этого протестовать.
В итоге Янг столкнулся с Али, Форманом и Нортоном - тремя легендами золотой эры - и он более чем просто выстоял. Если бы он победил Нортона, весьма вероятно, что его повысили бы до полноправного чемпиона WBC, как это произошло с Нортоном, когда Леон Спинкс дал Али шанс реваншироваться за ошеломляющее поражение в их первом поединке, отказавшись провести заранее согласованную обязательную защиту титула WBC. Спинкс в конечном итоге защищал титул WBA против Али, а Нортон провёл свою первую защиту титула WBC против Ларри Холмса, проиграв классическую войну раздельным решением судей в 15 раундах. Но что, если бы Янг столкнулся с Холмсом?
«Я думаю, что Янг устроил бы Холмсу проблемы, потому что боксёры не любят сражаться против других боксёров», - рассуждает Эдвардс. «Нортон уже прошёл свой расцвет, когда дрался с Холмсом. Ему было почти 35. И посмотрите, какие неприятности он ему доставил. Боксёры - парни, которые действительно умеют боксировать - парни, у которых есть хороший джеб и тому подобное, им не нравится сталкиваться с другими парнями, которые умеют это делать. Ларри Холмс - великий чемпион, но он не любил боксёров. Посмотрите, какие проблемы у него были с джебом Тима Уизерспуна. Посмотрите, какие проблемы у него были с Карлом Уильямсом - Уильямс свёл его с ума. Так что с боксёрами у него было много проблем. Холмс выиграл бы решением судей из-за своего послужного списка и из-за того, что он немного более напорист, но я думаю, что Джимми Янг, вероятно, устроил бы ему ад. Для Холмса это был бы поистине непростой бой».
Холмс правил с 1978 по 1985 год, и его часто называют одним из лучших чемпионов в тяжёлом весе всех времён. Что касается его физических характеристик - у него было отличное движение, потрясающая скорость рук, динамитный левый джеб и мощный правый кросс. Как и многие из великих тяжеловесов, которые были до него, «Истонский убийца» был стойким и храбрым. Как результат Холмс, собравший рекорд 48-0, прежде чем получил первое пятно в своём послужном списке, никогда не стеснялся подчёркивать своё величие. Поэтому скромность бывшего чемпиона была неожиданной, когда его спросили о том, что он думает о поединке между ним и Янгом, с которым он провёл десятки раундов спаррингов в начале и середине 1970-х.
Обложка журнала The Ring за сентябрь 1977 года
«Этот бой, вероятно, закончился бы ничьей», - считает Холмс. «У нас с Джимми получился бы хороший бой, потому что я знал, как держаться от него подальше, когда он готовился к удару и он был таким же со мной. Джимми Янг был хорошим бойцом, чувак. Нельзя было просто пойти и избить его. Он был хорошим бойцом, умел блокировать удары и умел удерживать, когда попадал в неприятности.
Когда вы возвращаетесь в те дни и говорите о великих бойцах, Джимми Янг был одним из великих бойцов. У него был неудобный стиль, который мог сбить с толку и он проявил себя против Али, Джорджа Формана и Кенни Нортона. Некоторые могут его не помнить, но я помню его и это то, что имеет значение».
Бокс не короновал Янга чемпионом и не сделал его миллионером. Вместо этого он бросил его головой вперёд в смертельно опасный дивизион, полный отличных бойцов и наотрез отказался ценить его стиль. Его лишили победы на карточках судей в его крупнейшем поединке. В конечном итоге, возможно, похвала королей, с которыми он разделил ринг, является лучшим признанием его талантов боксёра.
«Его мужество недооценивали, - признаёт Форман. «Этот человек вышел на ринг с Роном Лайлом и Джорджем Форманом. Джимми Янгу давали бой и он его принимал. У этого человека было сердце, и он никого не боялся.
Джимми Янг был хорошим боксёром, умным и обученным технически и он знал, как защитить себя. Если бы он не считался оппонентом, мы бы говорили о нём как бывшем чемпионе мира. Разве это не замечательная история? Я рад, что кто-то написал что-то о Джимми Янге, потому что он был необыкновенным человеком».