Год за годом бокс дарит нам захватывающие противостояния и открывает имена новых талантливых бойцов. Но, к сожалению, порой происходят трагедии и важно помнить о тех, кто в ринге теряет жизнь. В 2019 году смерть четырёх бойцов бросила огромную тень на бокс. Четверо молодых людей скончались, занимаясь любимым делом, что погрузило мир бокса в траур.
19 июля Субриэль Матиас остановил Максима Дадашева в 11-м раунде отборочного боя по версии IBF в первом полусреднем весе. После боя врач у ринга диагностировал у российского бойца серьёзное сотрясение мозга и обезвоживание. Состояние Дадашева изначально вызывало тревогу, а в машине скорой помощи, по дороге в ближайшую больницу UM Prince George's Hospital он потерял сознание. По прибытии в медицинское учреждение боксёру провели операцию по снижению давления на мозг.
Матиас, который в то время праздновал, внезапно осознал, что лучшая победа в карьере дорого ему обошлась.
«Когда я добрался до телефона, выяснилось, что у Дадашева дела из рук вон плохо и мы с моей командой начали молиться за него и его семью», - рассказал Матиас.
К сожалению, через четыре дня после боя Дадашев скончался от субдуральной гематомы. Ему было 28 лет. Промоутеру Матиаса, Хуану Ивану Оренго, пришлось сообщить душераздирающую новость своему бойцу.
«Мы пришли в дом Матиаса, чтобы побыть с ним и поддержать его», - вспоминает Оренго. «Он пережил стресс, но мы успокоили его и поговорили с ним о жизни и спорте. Это спорт и в любом бою может произойти трагедия, когда её меньше всего ждут».
Ещё думая о том, чтобы поговорить с семьёй Дадашева Матиас высказал несколько слов уважения к своему бывшему оппоненту.
«Я сказал своей команде, что не заслужил свой гонорар», - сказал он. «Я считал, что сделал что-то не так, но мне объяснили, что я не совершил ничего противозаконного, не нанёс никаких незаконных ударов.
Я хочу выразить свою боль. Я не имел чести быть знакомым с ним, но уверен в том, что он был отличным человеком. Лети высоко, великий воин. Только Бог знает почему так всё произошло, я всегда буду уважать тебя».
Матиас вернулся на ринг 30 ноября 2019 года, остановив Джонатана Эниза в пятом раунде. Он надеется почтить память своего бывшего соперника, завоевав титул чемпиона мира.
Всего через два дня после смерти Дадашева Уго Сантильян свёл вничью свой, состоявшийся в Буэнос-Айресе, бой с Эдуардо Хавьером Абреу.
Сантильян потерял сознание после объявления результата и был доставлен в больницу Агудос Сан-Фелипе, где его лечили от отёка мозга и почечной недостаточности. Отёк постепенно усилился, что затронуло и другие органы бойца и он перенёс операцию по удалению тромба. Сантильян так и не пришёл в сознание и скончался 25 июля в возрасте 23 лет.
Месяцем ранее Сантильян проиграл решением судей Артёму Арутюняну в Германии и ему было запрещено участие в боях в этой стране до 30 июля. Несмотря на предупреждения своего тренера, который отказался участвовать в поединке с Абреу, аргентинский воин решил боксировать и заплатил высшую цену.
21 сентября Борис Станчов отправился в Албанию и был остановлен Ардитом Мурджа в пятом раунде. Болгарский джорнимен дрался, используя лицензию своего двоюродного брата и это решение трагически стоило ему жизни. Он умер через несколько часов после боя в возрасте 21 года.
Менее чем через месяц, 12 октября олимпиец США Чарльз Конвелл, нокаутировал Патрика Дэя в 10-м раунде боя за титул USBA в первом среднем весе.
Дэй покинул ринг на носилках и был госпитализирован в Северо-западную мемориальную больницу. Ему была проведена экстренная операция на головном мозге, но он так и не оправился. 16 октября он скончался. Ему было 27 лет.
Безутешный Конвелл обратился к социальным сетям, чтобы выразить своё сожаление..
«Я не хотел, чтобы это случилось с тобой, всё, что я хотел сделать, это победить», - сказал 22-летний боец. «Если бы я мог всё вернуть, я бы это сделал. Никто не заслуживает такого. Я прокручиваю этот бой снова и снова в своей голове, думая, почему это случилось с тобой. Я не могу перестать думать об этом. Я столько раз молился за тебя и пролил столько слез, потому что я даже не могу представить, что чувствуют твои семья и друзья.
Я вижу тебя повсюду и всё, что я слышу, - это прекрасные вещи о тебе. Я думал о том, чтобы бросить бокс, но знаю, что это не то, что ты хотел бы. Я знаю, что в душе ты был бойцом, поэтому решил не делать этого. Я выиграю титул чемпиона мира, потому что это то, чего ты хотел и чего хочу я. Я буду использовать тебя в качестве мотивации каждый день и каждый раз полностью отдаваться для этого на ринге».
Бывший обладатель титула чемпиона мира во втором полулёгком весе и член Междурародного зала славы бокса Брайан Митчелл знает, что значит иметь отношение к подобным трагедиям.
2 марта 1984 года легендарный южноафриканец победил Джейкоба Морака в третий раз за такое же количество боёв между ними, сбив своего соотечественника с ног на пути к единогласному решению судей по итогам 12 раундов. На следующий день после поединка 30-летний Морак скончался от травм, полученных в ходе боя.
«Я сбил его с ног в 12-м раунде и он скончался рано утром - это стало трагедией», - вспоминал Митчелл. «В боксе ты в ринге, чтобы нокаутировать парня, а не для того, чтобы остановить соперника навсегда, это всего лишь спорт. Это был сложный период моей жизни, я думал о завершении карьеры и очень тяжело переживал. Я чувствовал, что больше не хочу боксировать из-за того, что произошло.
Мать Морака пришла навестить меня. Она сказала, что случившееся не моя вина: «Мой сын умер, занимаясь тем, что любил». Именно после этого я почувствовал облегчение и решил, что смогу боксировать снова. Это были сильные слова матери, которая только что потеряла сына от моих рук.
Она предложила мне приехать на похороны, но в то время в Южной Африке царил апартеид. Я отправил большой венок цветов и слова соболезнования погибшему, его матери и его семье.
Я до сих пор с ней дружен. Ей 94 года. Я навестил её недавно и взял с собой немного денег и продуктов. Она до сих пор живет в том же доме, где вырос Джейкоб. Прискорбно навещать её, но в то же время приятно осознавать, что мы дружны столько лет».
Габриэль Руэлас - ещё один бывший боец, переживший трагедию. 6 мая 1995 года мексикано-американский слаггер остановил Джимми Гарсию в 11-м раунде защиты титула WBC во втором полулёгком весе. 23-летний Гарсия скончался 13 дней спустя из-за травм, полученных в поединке. Прошедшие годы не стёрли тот трагический вечер из памяти Руэласа и в некотором смысле тот поединок повлиял на его жизнь.
«У меня диагностировали физиологическое расстройство», - сказал он. «Я чувствовал себя виноватым, меня тошнило, я испытывал ответственность за то, что случилось с Джимми.
Я мало что знал о травмах, но, думаю, что был травмирован. В ходе спаррингов всё было в порядке, но это вернулось, когда начался бой (с Азумой Нельсоном). Невозможно подготовиться к подобному. На протяжении всего боя я видел Джимми в углу, смеявшегося, как бы говоря: «Это то, что получишь и ты».
Остаётся надеяться, что Матиас, Конвелл, Абреу и Мурджа смогут обрести душевный покой, продолжая свою карьеру и, что более важно, свою жизнь.