Конец августа 1994 года. По шоссе бежал молодой человек. Каждый шаг мелкой дробью отдавался в висках. Цифры пульсометра медленно ползли вверх: 150, 160, 170… Он не останавливался. Мысли о предстоящем бое и размолвке с отцом гнали его вперед. Его считали мальчиком. Золотым мальчиком американского бокса, история которого началась на Сеульской Олимпиаде. Финальный бой с корейцем Пак Си Хуном круто изменил всю его жизнь. Он победил противника, но проиграл системе. Судейский вердикт стал смачным плевком, привкус которого, даже теперь явственно ощущался на губах. После Сеула прошло шесть лет, мальчик превратился в мужчину, но отец этого в упор не замечал. Для него он так и остался Джуниором, как в детстве полном страхов и спартанской дисциплины. Он остановился и прищурясь посмотрел на всходящее солнце. Через несколько часов палящий солнечный диск начнет плавить битум. Через несколько часов ленты информационных агентств, анонсировав его бой с Джеймсом Тони, начнут плавить болельщицкие сердца. Но в этот ранний час - все было зыбко и не важно. Он стоял в одиночестве на пустынной флоридской автостраде и это утро принадлежало только ему, как и его судьба.
На открытой веранде сидел грузный мужчина и монотонно пережевывал кусок пиццы. Двойной подбородок и морщина, рассекшая лоб, добавили ему солидности в жизни, а на ринге его авторитет всегда был непререкаем.
«Если ты победишь, то HBO заключит с нами контракт на 30 миллионов долларов», - эти слова миловидной женщины средних лет, вырвали его из забытья.
Он не заметил, как заматерел. Еще вчера он был юнцом, глотающим спертый воздух Кронка и мечтающим о славе. Сегодня он лучший боксер в мире, но славы по-прежнему не было. Да у него появились деньги, друзей из прошлого сменили Доктор Дре и Снуп Догг, он как никогда востребован у репортеров, но этого недостаточно. Его не устраивают доходы. Иногда ему приходится выступать в андеркардах и это сводит его с ума. Однако теперь все изменится. Джекки пообещала ему, что андеркарды уйдут в прошлое, и он получит то, что заслужил. Все, что для этого надо сделать - побить Роя Джонса, парня, чья победная поступь раздражала его самодовольное эго. За этот бой он получит самый большой гонорар в своей карьере, а 30-миллионный контракт с HBO станет достойной наградой за победу, которую он одержит 18 ноября.
«Я нокаутирую этого сукина сына», - тихо сказал Джеймс, отправляя в рот очередную порцию пиццы. В его глазах плескалась ненависть и это его вдохновляло.
Поединок между Джеймсом Тони и Роем Джонсом можно назвать операцией "Надежда". Поколение болельщиков выросших на боях "Великолепной четверки", избалованных массовым кровопусканием, устроенным Майком Тайсоном, остро нуждалось в новых героях. И эти герои были найдены. В те годы, воды среднего и суперсреднего веса населяли такие акулы, как Крис Юбэнк, Майкл Нанн, Найджел Бенн, Джеральд Макклеллан, Фрэнки Лайлз, догорала звезда Майка Маккаллума и всходила Бернарда Хопкинса. Лайтмиддлы Джулиан Джэксон и Терри Норрис готовились к миграции в средний вес. Стив Коллинз, Томас Тэйт, Тулани Малинга, Меркуи Соса и другие самобытные ребята составляли массовку. Во всем этом вареве, постепенно выделились фигуры Тони и Джонса. Они оба входили в десятку P4P, были непобедимыми чемпионами, а их амбиции распространялись далеко за пределы суперсреднего веса. Их поединок должен был стать началом серии великих противостояний, так как победителю предстояла встреча с триумфатором боя Бенн-Макклеллан.
Начало октября 1994 года.
Большое Ущелье (штат Нью-Джерси)
Для того, чтобы сосредоточиться на подготовке к бою, Рой покинул Флориду. Если к поединку с Хопкинсом он готовился в Лас-Вегасе, то на этот раз местом проведения сбора было выбрано живописное место под названием Большое Ущелье, в Нью-Джерси. После расставания с отцом прошло два года, и на тренерском мостике обосновался Элтон Меркерсон. Впрочем, назвать его полноценным тренером было сложно, Рой сам управлял своей карьерой и подготовка к бою не была исключением. Здесь, вдали от соблазнов, он остался наедине с собой и готовился к войне. Ежедневные пробежки и многочасовой воркаут закалили его. Он истязал себя тренировками и боготворил режим, жертвовал своими желаниями и терпел. Да, что-что, а терпеть он умел. Спасибо отцу, который сделал из него универсального солдата. Спустя пару недель после начала сбора ему сообщили, что у Тони проблемы с весом. Известие об этом он воспринял с равнодушием. Подготовка соперника была ему не интересна. Он верил в себя и свою звезду. Его физическая форма была идеальна, рефлексы остры как бритва, а в голове рождался план победы. Спустя годы, в одном из интервью он скажет: «Я побил бы Флойда Мейвезера, потому что во многом он и Джеймс Тони исповедуют схожие стили. Мой стиль неудобен им. Я знаю, как работать против таких боксеров как они». Имел ли Рой ключ к победе уже тогда, в далеком 94-ом? Возможно. Во всяком случае, гении по заезженным лекалам не работают.
Детройт (штат Мичиган)
К бою с Роем, Джеймс готовился дома, в Детройте. Весь август и сентябрь он курсировал между Бургер Кингом и булочной, владелицей которой была его мама. За двухмесячный простой на его животе осел балласт в 40 с лишним фунтов. Точный вес Джеймса был неизвестен прессе, и она опиралась на цифру озвученную Дональдом Макрэем, журналистом вхожим в окружение Тони. По словам, Макрэя вес Джеймса составлял порядка 210 фунтов, но это были приблизительные данные. В распоряжение Джеймса был предоставлен весь Galaxy Gym. Каждое утро начиналось с того, что включался термостат, спустя несколько часов приезжал Тони и начинал в этом пекле тренироваться. После тренинга он покидал зал со своими друзьями и продолжал брать от жизни причитающееся. Джеймс терял фунт за фунтом, но времени катастрофически не хватало. За две недели до боя он не вписывается даже в лимит крузервейта. Риск не сделать вес и потерять 30-миллионный контракт, слишком велик. Джеймса переводят на нехитрую диету из салата и воды. И так изо дня в день. В конце концов, он срывается и за несколько дней до боя наедается до отвала. Все усилия идут на смарку. 18 фунтов перевеса за 66 часов до взвешивания! Ко всему прочему, измученный организм не выдерживает запредельной нагрузки и становится жертвой гриппа. Последние дни перед боем проходят по одной схеме: диуретики, слабительные, жаропонижающее.
Перед боем
За несколько дней до боя боксеры прибыли в Лас-Вегас. В многочисленных интервью бойцы и их тренеры делились своим видением предстоящего поединка.
Рой Джонс:
«Джеймс Тони отличный боец. Я не говорю, что он плох. Просто я лучше и это факт. Да, он лучше моих предыдущих соперников, но в бою с ним вы увидите лучшего Роя Джонса. Он не сможет меня запугать. Он говорит, что я боюсь его, но это всего лишь разговоры».
Элтон Меркерсон:
«Чистое попадание Роя отправит любого боксера, вне зависимости от веса, на канвас. Однако мы не собираемся устраивать драку в ринге и будем боксировать».
Джеймс Тони:
«Я нокаутирую его. Его сила - это его скорость. Это хорошо, но скорость не будет эффективна в бою со мной. Я могу справиться со всем, что он предложит в этом бою. Я не буду вестись на его трюки и навяжу ему драку. Это будет быстро. Да он несколько раз достанет меня, но я не боюсь пропустить удар. Он не знает, во что ввязался».
Билл Миллер:
«Наша оппозиция лучше, чем у Роя. Это всего лишь очередной большой бой. Рой должен показать мне больше, чем избиение Томаса Тэйта и Бернарда Хопкинса. Ключ к победе лежит в том, чтобы достать его уже в первых раундах. Его скорость не стоит ничего, если все что он делает в ринге это бегает от противника. Очень мало бойцов могут нокаутировать соперника на бегу и Рой Джонс не из их числа. Он не использует в должной мере джеб. Его лучший удар - это левый хук. Отнимите у него левый хук, и он останется ни с чем».
Эксперты и аналитики делали осторожные прогнозы:
Бернард Хопкинс:
«Сложно определиться между Роем Джонсом и Джеймсом Тони. Однако если мне предстоит выбирать, то я назову Джеймса Тони. Он собранный боец, который не поддается эмоциям в ринге и следует плану на бой».
Прогноз на бой:
Победа Джеймса Тони.
Эдди Фатч
Прогноз на бой:
Победа Джонса по очкам.
Джил Клэнси:
Я думаю, их ударная мощь одинакова. Разовый панч чуть лучше у Джонса, но Тони лучше удаются связки из силовых ударов. Скорость будет большим преимуществом Роя. Он очень подвижен в ринге. Оба боксера очень хороши в защите, но я отдам предпочтение Рою. Я ни разу не видел, чтобы кто-то "достал" его хорошим ударом. Опыт будет на стороне Тони, как и его умение находить путь к победе в самых безнадежных ситуациях.
Прогноз на бой:
Я не знаю кто победит.
Анджело Данди
Прогноз на бой:
Досрочная победа Тони в поздних раундах.
Шугар Рэй Леонард:
Рой Джонс это молодой парень с потрясающим талантом, невероятной работой на ногах и ручной скоростью. Я высоко оцениваю его ударную мощь. Он взрывной боксер, особенно выделяется его левый хук, которым он нокаутирует многих соперников. Это невероятно!
Я полагаю, Джеймс и Рой имеют все необходимое, чтобы победить друг друга. Джеймс очень мощный, быстрый и хитрый боксер. Для того, чтобы победить, Рой должен боксировать, ему следует работать на дистанции. Что касается Джеймса, то ему надо навязать размен ударами, в этом случае, уже он будет фаворитом. Правда в том, что за счет опыта, Джеймс может приспособиться к любому стилю. Есть еще один фактор, который может сыграть ключевую роль в бою - это большие проблемы Джеймса с весом. Если сгонка сказалась на его кондициях, то это даст Рою преимущество.
Прогноз на бой:
Ранние раунды будут за Джеймсом, поздние возьмет Рой, так как сгонка веса это проблема.
Перед процедурой взвешивания, потоки трэша и бравады высохли под лучами невадского солнца. Осталось только напряжение. Оно незримо витало в воздухе и давило на нервы. Рой вопреки обыкновению выглядел дерганым, Джеймс напротив, был непривычно тих и молчалив. Рой без проблем сделал вес, показав 168 фунтов. Настал черед Джеймса. Интрига и любопытство рвали на части репортеров, но конфуза не произошло. Джеймс сделал вес с первой попытки, потянув на 167 фунтов. Величайшая сгонка за всю историю бокса подошла к концу. Оставшееся до боя время Джеймс провел, валяясь под капельницей. На следующий день, весы под ним зафиксировали 184 фунта. Для 1994 года такой суточный набор веса был чудовищным показателем.
За несколько часов до боя боксеры прибыли в MGM Grand. Они разместились в раздевалках и слушали музыку. Во время тейпировки рук произошел инцидент, кто-то из родственников Джекки Кэллен "не так посмотрел" на Джонса и тот вспылил. Пришло время выхода на ринг. Джонс и его команда были облачены в белые цвета, Тони и сотоварищи в черные. Джеймс безразлично наблюдал за выходом соперника. Наконец, лучший боксер мира, после сумасшедшей сгонки, в плену у гриппа и многочасового свидания с капельницей начал свой путь на ринг.
БОЙ
После боя
Слова Джеймса после боя:
«Я чувствовал себя вялым от потери веса и не мог уйти от него. По мере продолжения боя я чувствовал себя опустошенным. Я снимаю щляпу перед Роем. Он лучший суперсредневес в мире. Я больше никогда не буду драться в этом весе, так как просто перерос его. Но я вернусь. Мне нечего стыдиться. Я был чемпионом мира на протяжении четырех лет и стану чемпионом снова. Я хотел бы драться за чемпионский пояс в полутяжелом весе как можно скорее».
Слова Билла Миллера после боя:
«Что я могу сказать, он проиграл этот бой. Джонс не показал ничего необычного или неожиданного».
Слова Роя после боя:
«Мои руки и ноги так быстры, что мне было необходимо всего лишь двигаться по рингу, работать на дистанции и не делать глупостей. Бог наделил меня большой скоростью. Я должен был навязать ему свой бой и думаю, у меня это получилось. Если кто-то думает, что может соперничать со мной, то вперед. Добро пожаловать на вечеринку! Я хотел бы поблагодарить Джеймса Тони. Я знал, что он боролся с весом. Он настоящий чемпион. Этот бой был самым тяжелым из тех, что у меня когда-либо были и вероятно будут».
Бой, который обещал стать одним из самых интригующих, превратился в бенефис Роя. После поражения, Джеймс ушел в крутое пике. Спустя четыре месяца Джеральд Макклеллан угодил в инвалидное кресло, а Найджел Бенн с мыслями о самоубийстве эмигрировал в Австралию. Крис Юбэнк в религиозном угаре начал замаливать грехи, а Майкл Нанн затягиваясь очередной понюшкой кокаина, продолжил в этих грехах погрязать. У Джулиана Джэксона выявили проблемы со зрением, а Терри Норриса "приговорили" Паркинсоном. На месте среднего и суперсреднего веса остались руины. Операция "Надежда" провалилась.
Послесловие:
После боя Джеймс и его команда два часа сидели в раздевалке. Никто не проронил ни слова. Наконец, после полуночи Джеймс вышел к журналистам, которые приветствовали его аплодисментами. Он был готов заплакать. Сглотнув подступивший к горлу ком, он с трудом бросил несколько дежурных фраз и пообещал вернуться. На то, чтобы сдержать свое обещание ему понадобится восемь лет.
Через пару дней, на смену боли и унижению пришла ярость. Он взял ружье и направился к дому Джекки Кэллен. Он шел убивать. Мать Джеймса бросилась к телефону и предупредила Джекки об опасности. Когда он прибыл к месту назначения, его ждала полиция. Джекки не стала подавать заявление, и Джеймс отделался легким испугом, но прежние отношения и доверие были утеряны. В некогда монолитной команде наступил раскол. После боя с Гриффином, Джеймс расстанется со своим тренером Биллом Миллером и менеджером Джекки Кэллен и пойдет своей дорогой, на долгие годы затаив на них обиду.
Несмотря на то, что с момента боя прошло без малого 20 лет, этот поединок по-прежнему сидит в памяти у болельщиков и вызывает многочисленные споры на иностранных форумах. С ним связано множество мифов, некоторые из которых откровенно абсурдны:
Миф №1 У Джеймса Тони всегда были проблемы с весом.
У Джеймса действительно на протяжении всей карьеры были проблемы с лишним весом. Вызваны они были нарушением пищевого поведения. Однако дважды, к боям с Майклом Нанном и Айраном Баркли, он подошел в приличной физической форме, избежав проблем с "холодильником".
Миф №2 После боя с Роем, Джеймс поднялся в весе.
Еще до боя с Джонсом, Тони провел пять боев в полутяжелом весе и два боя в крузервейте.
Миф №3 Для Роя этот бой был первым в 168 фунтах.
На самом деле поединок с Джеймсом стал для Роя восьмым в рамках суперсреднего веса.
Миф №4 Рой избегал реванша с Джеймсом.
Рой никогда не уклонялся от реванша. Более того, в контракте на бой была опция о реванше, но Тони наотрез отказался проводить его в 168 фунтах. Впоследствии Джеймсу так и не удалось выйти на позиции позволяющие претендовать на бой с Роем.
Миф №5 Рой принимал допинг.
После боя Джонса с Ричардом Холлом, допинг-пробы боксеров дали положительный результат. Однако предъявлять претензии Рою за бой с Джеймсом просто глупо. Да и в спорте высших достижений, витаминами из аптеки на углу дело не обходится.
Резюме боя:
На протяжении долгих лет журналисты задают Рою нехитрый вопрос, кто был сильнейшим противником в его карьере и слышат неизменный ответ - Джеймс Тони. Тень, с которой боксировал Рой, оставила черную метку в его душе. И только ему известна истинная цена той видимой легкости, с которой он когда-то победил Джеймса.
(продолжение следует)
(написано по материалам инопрессы, книги Дональда Макрэя "Dark Trade: Lost in Boxing" и собственных наблюдений))
Автор - VasSerMan