Американский суд пересмотрел решение атлетической комиссии Калифорнии о дисквалификации бойца ММА Александра Шлеменко - теперь бывший чемпион Bellator в весе до 84 кг может снова драться на территории США.
24 июня 2015 года на заседании атлетической комиссии штата Калифорния Александр Шлеменко был дисквалифицирован на три года за положительный результат допинг-теста, взятого 13 февраля после боя с Мелвином Махнуфом на турнире организации «Беллатор» (Шлеменко тогда выиграл нокаутом во втором раунде). Перед тем заседанием бойцу предлагали смягчить дисквалификацию до 9 месяцев в обмен на признание вины, но Шлеменко стал доказывать свою чистоту, указывая на отсутствие пробы Б и пропажу одной из проб, взятых на том турнире. Наняв адвоката, он обратился в американский суд: аседание было намечено на 2 декабря 2015-го, но внезапно перенеслось сразу на семь месяцев - на 15 июля 2016-го. За это время Шлеменко успел дважды подраться в России - и выиграл пояс гран-при М-1.
Заседание суда состоялось 15 июля, суд выслушал стороны и принял решение только через неделю - сегодня ночью: Александру Шлеменко, который изначально был дисквалифицирован до февраля 2018 года, снова разрешено драться на территории США. Его дисквалификация признана истекшей в феврале 2016 года. При этом ему не возвратят победу над Мелвином Манхуфом (результат боя был изменен на «несостоявшийся»), не возместят судебные издержки (несколько десятков тысяч долларов) и он должен заплатить 5000 долларов штрафа вместо первоначальных 10 000.
- Я узнал обо всем примерно в полчетвертого ночи, - говорит Шлеменко. - Проснулся и увидел на телефоне сообщение от своего менеджера Алексея Жернакова. Созвонился и узнал подробности. Я полтора года ждал этого звонка. Я гражданин России и судился в США с американской атлетической комиссией - и по результатам этого суда можно сказать, что мы его выиграли. Мне разрешили снова драться - и это наша победа, особенно когда перед глазами ситуация с легкоатлетами, иск которых отклонил суд в Лозанне. Я хотел полного оправдания, но не испытываю иллюзий: это было невозможно. Суд не пошел бы на создание такого прецедента: если бы решение было 100-процентно в мою пользу, это бы скомпрометировало атлетическую комиссию и вызвало огромный вал обращений в суды США от других бойцов ММА. Думаю, этим и продиктовано такое нейтральное решение, которое вроде как не огорчает ни одну из сторон: мне дают возможность драться, а комиссия не должна возмещать мои судебные издержки и понести ответственность за те нарушения, которые были в этом деле, - я имею в виду и отсутствие пробы Б, и пропажу одной из проб, взятых на этом турнире.
Почему нет пробы Б - я до сих пор этого не понимаю. Просто сейчас во всех громких делах о допинге в ММА мы читаем об исследованиях пробы Б - и как будто никого не удивляет, что у тех бойцов пробы Б брали, а у меня нет. А позиция калифорнийской атлетической комиссии заключается в том, что брать пробу Б они могут, но не обязаны. Небезупречность работы калифорнийской комиссии в этом деле вообще очень заметна: они взяли пять проб на этом турнире, а до лаборатории доехало четыре. По каким причинам может пропасть допинг-проба? Чья это была проба? К сожалению, суд не стал заниматься этим вопросом.
- Месяц назад вы победили в гран-при М-1, получили чек на 50 тысяч долларов и сказали, что эта сумма сопоставима с вашими судебными издержками в США. Не жалеете, что ввязались в это и потратили в 10 раз больше денег, чем если бы просто полтора года назад согласились с обвинениями комиссии?
- Я сразу понимал, что потрачу огромное количество денег на этот суд без гарантий результата. Это большие деньги, я не спорю. Но я не могу менять свое имя на деньги, не могу ради экономии признавать себя виновным в том, чего не делал. Это абсурд. Я честно скажу: последние полтора года очень сильно меня истрепали в первую очередь психологически. Я жил в ожидании того, чем закончится эта история. Меня обвиняли, травили, говорили, что суд мне не поможет, заседание суда откладывалось на семь месяцев. Все это время мне надо было жить, кормить семью, тренироваться - и главное, повторю: все это без гарантий того, что мне дадут вернуться. Поэтому сейчас я просто рад, что все это закончилось победой в суде и я могу драться, а не судиться.
- Какие планы теперь?
- Планы очень простые: надоедать своему менеджеру и спрашивать, когда у меня будет бой. Я снова буду выступать в Bellator и меня это радует. Bellator, я думаю, тоже очень рад.
- Заплатите 5000 долларов штрафа?
- Мне придется это сделать. Потому что иначе я не получу лицензию.
- Для получения новой лицензии придется проходить какие-то особенные тесты? Есть опасение, что комиссия начнет охоту за вами?
- Я всегда готов к тестированию. Другой вопрос, что я раньше очень невнимательно относился к самой процедуре забора и оформления проб. Теперь будем отстаивать свою позицию: чтобы была проба Б, чтобы нам позволяли фиксировать на видео действия сотрудников комиссии. Подчеркну: я все всегда делал по регламенту. Даже когда у меня был суд с комиссией, я дважды брал письменное разрешение комиссии на бои в России. Здорово, что получилось два раза подраться в России - при заполненных трибунах в Москве и Петербурге, выиграть гран-при М-1. Единственное - жаль, что не получилось в финале встретиться с Рамазаном Эмеевым (бой Шлеменко - Эмеев был запланирован на 16 июня, но Эмеев снялся из-за травмы и его заменил Вячеслав Василевский).
- На сколько еще боев рассчитан ваш контракт с Bellator и с кем вы хотели бы провести первый бой после возвращения в США?
- По количеству боев - точную цифру я не назвал бы, даже если бы знал. Первый соперник - честно, пусть дают любого. Этой осенью я вернусь.