Мурат, как вообще жить со статусом "непобеждённый"? С одной стороны, это звучит величественно, а с другой - это же ужасная ответственность не только перед собой, а перед фанатами и перед страной?
Конечно, ответственность чувствуется, но я никогда не обращаю на это внимания. Просто выхожу на ринг, делаю свою работу, ну и, конечно, не хочется всех этих людей расстраивать. Хочется радовать их победами, дарить положительные эмоции, я делаю это, как могу.
Вы говорите, что стараетесь об этом не думать, но шлейф фанатов всё равно за вами тянется. Не тяжело жить под таким пристальным вниманием?
Конечно, тяжело, особенно, когда уставший, но это часть моей работы, часть моей жизни, нужно с трезвой головой принимать внимание. Пока я с этим справляюсь, слава Богу. Тяжело, но от этого не уйти.
Как это произошло, вы помните этот момент?
Да ничего такого не было. Я просто выиграл, начали по телевизору показывать, люди стали узнавать - дома, на родине, в России, во Владикавказе, где я родился. Люди стали больше подходить, просили сфотографироваться. Это, конечно, было приятно, но я как-то всё равно со стеснением к этому отношусь, и сейчас это для меня очень непривычно.
Какой была ваша первая победа? Расскажите о ней не столько как о свершившемся факте, сколько о ваших эмоциях.
Самая значимая победа для меня была, когда я боксировал в городе Челябинске. Был такой фестиваль боевых искусств, если можно так сказать, "Битва за Россию". Тогда я выиграл свой первый молодёжный титул чемпиона мира по версии WBC. Я мечтал об этом очень долго, мне дали этот шанс, и я им воспользовался - нокаутировал в третьем раунде грузинского боксёра. Это была самая значимая для меня победа на тот момент. Потом был ещё один титул. Но основной мировой титул был в бою с Денисом Лебедевым. В 2016 году в Москве дрались. Тогда всё непросто складывалось. Эмоций было море.
Вы бы сейчас повторили тот бой? Может быть, исправить какие-то ошибки хотели?
Конечно, повторил, где-то были ошибки, над которыми можно бы было поработать. Но что ни делается, всё к лучшему. Я перенял для себя некий опыт после этого боя. Дальше - больше.
Проснулись-то вы знаменитым после какого боя?
Я и сейчас не просыпаюсь знаменитым. Я знаменит только тогда, когда мне поднимают руку и когда на меня надели два пояса. Вот это, может быть, момент славы, момент знаменитости. Я отправился в гостиницу, разобрал свою сумку, лёг спать, проснулся - и как будто ничего и не было.
Расскажите о своих боксёрских кумирах. Они есть или, может быть, были в детстве?
Когда я был маленьким, ещё даже боксом не занимался, по телевизору показывали бои Майка Тайсона. И мы с братом смотрели передачу "Ночь нокаутов на НТВ". Я всегда смотрел, а потом начал заниматься боксом. Я хотел быть на него похожим, какие-то моменты отрабатывал для себя. Потом рос, мозгов прибавлялось, и я понял, что нужно быть самим собой, развиваться как личность, не нужно быть похожим на кого-то. Можно взять для себя какие-то моменты, которые будут полезны, но подражать никому не нужно, нужно быть самим собой.
Почему вы бокс выбрали, а не какое-нибудь другое единоборство?
У меня мама причастна к спорту, она в университете в волейбол играла, тяжёлой атлетикой занималась, брат - вольной борьбой. У нас во Владикавказе очень хорошие борцовские традиции, много олимпийских чемпионов, чемпионов мира. Я тоже пробовал побороться, на дзюдо ходил, в футбол играл, но душа не лежала. Как-то случайно зашёл в зал бокса... и сердце ёкнуло.
И ёкнуло сердце у вашей мамы, наверное?
Поначалу. Она меня всегда поддерживала в любых моих начинаниях, и когда я на борьбу ходил, на дзюдо, всегда была только "за". Ну, а бокс - уже чуть другой вид спорта, там, я думаю, каждая мать бы так реагировала: твоего ребёнка бьют, и это нагрузка... на маму. Но она это нормально восприняла и по сей день меня всегда поддерживает. Мой самый главный болельщик.
Волнуется ужасно?
Волнуется. Но этого не показывает. Иногда, конечно, эмоции берут верх, но в основном старается держать себя в руках.
Вы в детстве сами начали заниматься? Вас мама не заставляла, как мамы это обычно делают? Пинают детей, пока те не начнут... Вы сами, осознанно ходили заниматься?
Когда я был маленьким, мама в основном на работе находилась. Для неё самое главное было, чтобы я не бегал по улицам, а был причастен к спорту или к тому, что любая мать хочет для своего ребёнка: чтобы он рисовал, пел, на танцы ходил. Я был всегда в спорте. Брат меня с самого детства в ежовых рукавицах держал, постоянно заставлял тренироваться.
Дисциплина у вас есть какая-то особая? Говорят, что у профессиональных спортсменов жизнь вообще не сахар: надо и диету соблюдать, и вставать вовремя, и вообще не жизнь, а какая-то пытка сплошная...
Да, это обратная сторона медали. Все думают, что боксёру легко: дали пояс, второй пояс, третий, вышел на ринг, помахал кулаками... За последние три года я большую часть времени - 9-10 месяцев из 12 месяцев в году - нахожусь в тренировочном лагере. Тренируюсь, подолгу не вижу семью, своих друзей, и это такие жертвы, на которые должен идти профессиональный спортсмен для достижения высоких результатов.
Вы живёте большую часть года в Калифорнии?
Да, в городе Биг-Бэр высоко в горах - 2300 метров над уровнем моря. Озеро, красивые закаты. Когда утром бегаешь - зайчики, белочки по дороге... Для меня это лучшее место для тренировок!
Ну домой-то хочется, нет разве?
Бывает, конечно, но это минутная слабость. Нужно стиснуть зубы и двигаться вперёд. Если я хочу помочь своей семье и близким, мне нужно трудиться и проводить время там, за океаном.
Но вы всё-таки можете назвать себя патриотом России?
Конечно, я патриот своей страны и не вижу своей жизни в другой, встречу старость в России - на другую страну не променяю.
А когда для боксёра наступает старость?
Это зависит уже от его здоровья и показателей. У кого-то очень короткая карьера, у кого-то в супертяжёлом весе она только к 35 годам на пик выходит, не угадаешь. Пока у тебя есть возможность и здоровье, нужно максимально делать всё, чтобы быть чемпионом.
Как вы себе представляете жизнь после вашей карьеры?
Я даже не хочу думать, что будет после завершения карьеры. Сейчас бокс занимает всё мое время, это самое главное.
Очень трогательная подробность: вы в одном из своих интервью сказали, что находиться на ринге, вести бой проще, чем общаться с противоположным полом. Что-то изменилось с тех пор?
Ничего не изменилось. Я отвечаю на какие-то вопросы, которые мне люди задают, не для того, чтобы посмешить или удивить. Это мои внутренние ощущения, то, что мне сердце подсказывает. Кого-то это тронуло, кого-то посмешило, но так и есть - тяжело мне со слабым полом общаться. Не знаю, почему.
Расскажите тем, кто хочет построить такую же карьеру, как у вас. Молодые парни ведь считают, что для того, чтобы стать чемпионом мира по боксу, нужно быть железным человеком, никаких вредных привычек, ты должен быть исключительно дисциплинированным.
Идеально никогда не получится. Если так будет, ты просто с ума сойдёшь. Если будешь, например, каждый день в 22:30 ложиться спать, то это может ударить по психике. Или не покушать сладкое, как ребята, которые занимаются весогонкой. Нужно, конечно, делать себе поблажки, отдыхать, чтобы голова твоя была готова к этому.
Удаётся отдохнуть? Как вы отдыхаете?
Для меня лучший отдых - это провести время с семьёй, с друзьями во Владикавказе. Поехать в горы, погулять и подышать свежим воздухом, гулять с племянниками.
А сколько у вас племянников?
Двое: Тамерлан и Милана. Милане пять лет, Тамерлану три года.
Скучаете по ним?
Очень.
Бывает, что настолько соскучились, что всё бросили, сорвались и домой поехали?
Никогда такого не было. Хочется, конечно, домой. Там, где я тренируюсь, мягко говоря, нелегко, очень много приходится переносить, но, опять же, без этого не будет результата.
В чужой стране всегда сложно ассимилироваться, особенно в достаточно взрослом возрасте. Вам удалось найти там близких людей?
Один из самых близких людей для меня в Америке - мой тренер Абель Санчес. С первого дня, как я приехал в Америку, у нас с ним сложились хорошие отношения. Также я общаюсь с Геннадием Головкиным, лучшим боксёром независимо от категории. И из Челябинска ребята, из Миасса: Денис Шафиков, Константин Пономарёв и ещё некоторые, с кем мы очень хорошо общаемся.
Геннадий Головкин как-то помогает вам в тренировках? Может быть, советы даёт ценные?
Конечно, помогает, я всегда перенимаю его советы, потому что он в боксе многого добился, много что видел. Выслушать совет такого боксёра - большая честь. Я благодарен своей команде за то, что они мне предоставили возможность тренироваться в Биг-Бэре у Абеля Санчеса, рядом с Геннадием Головкиным. Большое спасибо им за это.
Совсем скоро настанет время финала Всемирной боксёрской суперсерии, где вы встретитесь с украинским боксёром Александром Усиком. Можно ли сказать, что этот бой станет самым главным в вашей жизни?
Да, я буду встречаться с украинским боксёром в следующем бою, он - олимпийский чемпион, в профессионалах не проиграл ни одного боя, чемпион мира по двум версиям. На данном этапе моей карьеры это самый опасный и самый серьёзный соперник. Нужно отнестись, как я всегда это делаю, с полной серьёзностью, с полной ответственностью к этому бою, к подготовке, сделать всё возможное и невозможное для победы.
Эксперты говорят, что его основной конёк - это скорость. Что он очень проворно движется по рингу. Это может быть проблемой для вас?
Никогда не слушаю мнения экспертов. У меня есть своя команда - те люди, с которыми я уже много лет работаю. Это работа с компанией "Урал Бокс Промоушен" во главе с Евгением Ванштейном, мой директор Алексей Васильев, мой тренер Сланов Виталий Константинович, сейчас мой американский тренер Абель Санчес. Для меня важно их мнение. И самое главное - подготовиться на 12 раундов морально и физически, то есть, повторюсь, сделать всё для победы.
Вы уже начали готовиться к этому бою или, может быть, и не прекращали подготовку?
Я начал готовиться к этому бою, как только надел боксёрские перчатки и перешёл в профессионалы. Моя мечта была с самого начала стать абсолютным чемпионом мира. И вот остался маленький шажок до этой цели. Сейчас нужно собрать все силы в кулак и сделать это.
Планируете перейти в супертяжёлый вес после суперсерии?
Да, это моя мечта, но на сегодняшний день я нахожусь в тяжёлом весе, нужно выиграть следующий бой, объединить пояса, а дальше мы уже обговорим с командой наши следующие планы и будем думать, как дальше жить.
Александр Усик, с которым вам предстоит встретиться уже в мае этого года, - глубоко верующий православный человек. А вы как относитесь к религии?
К религии отношусь положительно. У каждой нации, каждого народа своё вероисповедание. Отношусь хорошо.
Ходите в храм?
Не скажу, что часто, но хожу, ношу крестик, молюсь всегда перед боями, перед сном, перед дорогой...
У вас в семье было заведено ходить в храм, или вы сами к этому осознанно пришли?
Сам. Я чувствую, что мне это помогает и мне это нужно. И когда мне нужно, я молюсь и обращаюсь к Богу за помощью.
Как вы считаете, нет диссонанса между боксом и православием? Ведь бокс всё-таки провоцирует агрессию, а православие о другом?
Перед каждым своим боем я молюсь Богу, чтобы он дал мне силы, чтобы в первую очередь я вернулся здоровым к своей семье. Я уверен в том, что связь между религией и этим спортом есть.