Для многих боксёров спорт был единственной возможностью оттолкнуться от социального дна. Упорство, вера в себя и четкая цель - это те качества, без которых невозможно стать великим боксером. Так уж сложилось, что эти же качества - необходимый минимум для того, что бы стать независимым человеком, который сам себе творец. Но иногда случается, что внутренние демоны боксера настолько сильны, что ничто не может остановить саморазрушения. Ни личные качества, ни доброжелатели.
Всем хорошо известна история Майка Тайсона, внутренний пламень которого выжег дотла его спортивную карьеру и испортил личную жизнь. Но история знает боксеров, по сравнению с которыми история «Железного» Майка - это детская сказка со счастливым концом…
О Рики Вомаке мы знаем как о перспективном любителе, который перешел в профессиональный бокс, отсидел большой срок и, в конце концов, покончил с собой. Совсем немного, учитывая масштабы драмы, разыгрывавшейся вокруг Рики «Великолепного» Вомака. Рожденный в Детройте в 1961 году, Рики не любил распространяться о своей семье, своем детстве. Охотно он рассказывал только о брате-близнеце, Микки. Говоря о семье, в ранних интервью Рики отмечал, что, кроме брата, у него нет родных. Потом внезапно появились две сестры, и стало понятно, что Вомак пытается что-то скрыть. А скрывать было что. Конечно, у всех есть скелеты в шкафу, у многих есть травмирующие детские воспоминания, особенно в таком «маргинальном» виде спорта, как бокс. Но бывают вещи запредельные, бывает, что на Земле открывается филиал Ада. Именно в таком месте провел часть детства Рики. Вомак был из семьи, что называется, неблагополучной. По-настоящему неблагополучной. Отец-тиран, девять детей и неспособная их защитить мать. Отец-тиран - не потому, что был строг с детьми, слишком требователен или, даже, напиваясь, бил детей. Все было намного хуже. Доподлинно неизвестно, насколько страшен был тот Ад, что выпал на долю семейства Вомаков, Рики никогда не был особо общительным и даже самым близким людям не открывался. Несколько фактов, известных о детстве Рики Вомака мы можем получить из криминальных сводок. Глава многодетного семейства, Альфред Вомак, обвинялся в убийстве своего двухлетнего сына, брата Рики. Также, когда Рики было 7 лет, он стрелял в свою жену, которая все же, сумела выжить. После инцидента со стрельбой Марлин Вомак, мать Рики, приехала в Детройт, прячась от своего мужа. Но он нашел ее и в Городе Моторов, где продолжил терроризировать жену и детей. В итоге социальные службы отправили девять детей в детские дома, лишив Альфреда и Марлин родительских прав.
С 7 до 14 лет Рики, вместе с братом-близнецом, жил в различных детских домах, постоянно конфликтуя с другими мальчишками. Про эти годы Рики так никому и не рассказывал. Даже людям, которые в дальнейшем заменили ему непутевого отца, который в конце концов получив свое, нарвавшись на пулю во время очередного ограбления. Так или иначе Вомак стал вести совсем асоциальную жизнь. Насколько можно судить со слов его немногочисленных близких, в это время, в подростковом возрасте, он постоянно воровал, ночевал в машинах на стоянке или пустых домах. Проблемы с законом стали нормой жизни. После того, как он в 17 лет был пойман на вооруженном ограблении, судебные психиатры охарактеризовали его как «незрелого и вспыльчивого». Такая нелестная характеристика с успехом могла быть применена к нему в любой момент всей жизни Рики. Отбывая три года наказания в различных колониях, Вомак зарекомендовал себя как конфликтный, ранимый парень. Но, как это часто бывает, именно в эти годы Рики стал демонстрировать большие успехи боксе и даже попал в поле зрения Эммануэля Стюарда, который считал Рики милым парнем. Любительская карьера Вомака была стремительной и очень успешной. Он по праву считался лучшим боксером-любителем в полутяжелом весе. Множество выигранных турниров, победы над сильными соперниками, великолепные олимпийские перспективы. Казалось, жизнь наладилась. Несмотря на улучшение, Вомак не стал шелковым и любезным парнем. Он был груб с соперниками, с тренерами, с коллегами по сборам. Так и оставшись уличным задирой, Рики Вомак, несмотря на свой очевидный талант, не вызывал симпатий. Поговаривали, что он опускался даже до воровства у других ребят во время сборов и турниров. Возможно, именно это стало причиной того, что на олимпийских сборах Рики, который считал, что путевка на домашнюю для США Олимпиаду-84 у него уже в кармане, ждал неприятный сюрприз. Надо было отстоять право участвовать на Олимпийских играх, победив своего ближайшего конкурента - Эвандера Холифилда. Вомак проиграл Холифилду дважды, и его мечта, единственная мечта всей его, казалось, загубленной жизни, улизнула из рук. Это был по-настоящему тяжелый удар. Рики действительно грезил золотой олимпийской медалью. Он был настолько потрясен, что не поехал в Лос-Анджелес в качестве запасного. Более того, он утверждал, что даже не смотрел Олимпиаду по телевизору. Тем более, что Рики искренне считал, что судьи были на стороне Холифилда и у него украли олимпийскую путевку. Жизнь, казалось, потеряла смысл.
Практически сразу Рики завершил выступления в качестве любителя, но с боксом не расстался. Имея за плечами хорошую любительскую карьеру, он получил неплохие контракты, став профессионалом. Жить он стал в знаменитом Kronk Gym, будучи на полном обеспечении. У него были контракты с Top Rank и ESPN, в ближайшие два года он гарантированно должен был получить 150 тысяч долларов. Сума не малая для вчерашнего беспризорника. Но это совсем не то, чего ожидал от своей карьеры Рики Вомак. Тем более, Эвандер Холифилд, завоевавший бронзу на Олимпиаде, при переходе в профессиональный бокс, получил четырёхлетний контракт на два с половиной миллиона долларов. Учитывая ранимость, вспыльчивость и «незрелость» Рики, такой отличный, для любого другого, контракт для него был почти оскорблением. И даже то, что Эммануэль Стюард обеспечивал его всем необходимым, начиная от еды и заканчивая автомобилем, не могло сгладить горечь поражений от Холифилда. Впрочем, казалось, в будущем неминуем реванш уже на профессиональном ринге. Вероятно, именно это позволило Рики взять себя в руки и после не самого удачного дебютного поединка начать строить успешную карьеру. «Взять себя в руки» относится, в первую очередь, к спортивной составляющей его жизни, поскольку из своей души Рики вытравить улицу так и не смог. Жизнь в комфортном доме, с ТВ большого диаметра, видеоплеером, бытовой техникой и внимательными к нему людьми не удовлетворяла Рики. Он стал только более замкнутым, постоянно слушая музыку в наушниках, не слушая никого, - Вомак жил своей жизнью. Жизнью мелкого уличного преступника. Сейчас тяжело судить, но недоброжелатели Вомака утверждали, что жил он не по средствам. Покупал одежду себе, своему брату, своей девушке, сорил деньгами. Конечно, с одной стороны Вомак был вполне обеспеченным человеком, но нельзя утверждать, что тратил он не больше, чем зарабатывал. Вполне возможно, что Рики, даже став успешным проспектом, продолжал воровать и грабить. Тем более, такая версия хорошо объясняет дальнейшие события.
30 декабря 1985 года Рики Вомак ограбил видеомагазин. «Добычей» стали несколько сотен долларов и видеокассеты. В результате ограбления кассирша получила огнестрельное ранение. 9 января 1986 года Рики попытался ограбить другой видеомагазин, но запаниковал и подстрелил прохожего. Обе жертвы ограблений выжили. Что могло заставить перспективного боксера, который ни в чем не нуждался, чья жизнь (по крайней мере внешне) шла в гору совершать настолько мелочные и жестокие ограбления, не знает никто. Сам Рики не мог объяснить, зачем ему это понадобилось. В итоге суд приговорил его к заключению от 12 до 25 лет (после 12 лет отбывания наказания он мог рассчитывать на условно-досрочное освобождение). Это был конец. Конец надеждам реваншироваться с Холифилдом, конец чемпионским амбициям, конец карьеры, конец сытой жизни. В 25 лет. В тюрьме Рики вел себя ожидаемо плохо, участвуя в потасовках. Но именно в заключении он обрел нового друга, который поддерживал его, наставлял, заменил отца. Стюард Киршенбаум был человеком, известным в боксерских кругах Детройта. В прошлом боксер, успешный ортопед, он продолжал жить боксом, иногда выступая в роли судьи. Он и стал другом по переписке для Рики Вомака. На все 14 лет заключения. В заключении Рики изменился. Он стал в самом деле другим человеком, верующим, обрел Бога в душе. Но он не перестал пребывать во власти демонов. Рики очень тяжело переживал крах своей карьеры, своей жизни. Его постоянно посещали суицидальные мысли, он еще сильнее замкнулся в себе. Если бы не помощь доктора Киршенбаума, он, скорее всего, никогда не покинул бы стен тюрьмы. Но Рики удалось дождаться освобождения и он в 2000 году, в возрасте 39 лет, с 28 долларами в кармане вышел на свободу. Встретил его Киршенбаум, который и предложил Рики продолжить заниматься тем, что у него получалось лучше всего. В очень сжатые сроки для Рики была найдена команда хороших специалистов. Учитывая, что Вомак все 14 лет заключения поддерживал себя в приличной форме, возвращение организовали довольно быстро. Удалось привлечь внимание прессы, заинтересовать людей. За бой с никому не известным мешком Рики Вомак получил 10 тысяч долларов. Возвращение оказалось, в целом, успешным. Вомак все еще был весьма неплох. Но это был уже другой боксер, время не прошло бесследно и для него. Серьезно рассуждать о чемпионских амбициях было слишком смело. Но Рики был всегда максималистом, особенно в спорте. Он страдал от осознания того, что лучшие свои годы он провел в заключении. Казалось, судьба, подарила еще один шанс. Но это был шанс клоуна, который способен зарабатывать деньги, - о величии не могло быть и речи. Рики очень хорошо встретила общественность, к нему все были благосклонны. Холифилд и Майк Тайсон предлагали помощь, Майк даже финансовую. Вомак женился на чудесной женщине, адвокате. Казалось, его жизнь наладилась (в очередной раз).Вокруг были любящие люди, надежные друзья. Но Вомак не привык так жить. Он все глубже уходил в депрессию. Не успев отвыкнуть от жизни за решеткой, он сразу окунулся в мир бокса, мир шоу-бизнеса. Давала знать о себе и его ранимость, которая никуда не делась, а только расцвела с небывалой силой вновь. Ему везде мерещились враги, казалось, что все потешаются над его спортивными амбициями. Дошло до того, что Рики, видя как в рингсайде весело общаются именитые зрители, думал, что они смеются именно над ним. Последней каплей для него стал четвертый бой после возращения. Перед десятитысячной публикой сорокалетний Рики Вомак выступил откровенно слабо. После этого боя он сам разуверился в своих чемпионских перспективах. Очередная мечта оказалась недосягаемой. Следует сказать, что тренер Рики и его менеджер не разделяли мнения самого боксера, они считали, что организовать чемпионский бой вполне по силам. Но Вомак потерял остатки веры в себя. Замыкаясь в себе все глубже, Рики разжигал пламя, которое уже однажды пожрало его. Он прекратил все тренировки, вел себя странно. 19 января 2002 года Рики Вомак пришел в бешенство. Он взял пистолет у своего племянника и сказал жене, что хочет убить доктора Киршенбаума и свою команду. В итоге убить он смог только себя, поставив точку в своей непростой жизни пулей. Рики Вомак ушел из жизни, не реализовав свои возможности и свой потенциал. Судьба все время давала ему еще один шанс, но никогда, практически никогда - то, чего он желал. Кто знает, если бы тогда, в 1984 году угрюмому парню с самого социального дна удалось стать Олимпийским чемпионом, реализовать свою, вероятно, единственную настоящую мечту, возможно, его жизнь сложилась бы иначе.