Специалист в области спортивной медицины Виктор Ионов, работающий с известными боксерами-любителями, бойцами смешанных единоборств и представителями тайского бокса, подчеркнул, что не верит в умышленное применение Александром Поветкиным остарина, но радоваться отрицательным пробам после положительной пока рано. Врач также рассказал о тонкостях обнаружения в организме допинга и особенностях производства препаратов спортивного питания.
- Нынешнюю ситуацию сложно прогнозировать и, даже основываясь на такой информации, невозможно сделать окончательных выводов.
Давайте рассмотрим пример мельдония. У него есть срок выхода из организма, и, по идее, после этого не должен проявляться. Но он все равно остается во внутриклеточных структурах и может сидеть там долго. Потом берут пробу - и она дает отрицательный результат. Проходит некоторое время, и он может снова проявиться, потому что выводящее вещество может добраться до внутриклеточной структуры и вывести его в кровь.
Здесь могла возникнуть похожая ситуация: пробу взяли, она ничего не показала. А вещество сидит глубоко в организме, не давая о себе знать.
А причиной его проявления может стать тяжелая нагрузка либо стрессовая ситуация, в результате чего вещество из клеток выгоняется в кровь. Под стрессом я подразумеваю не психологическое, а именно физическое состояние. Примером может послужить резкая смена температуры. Поэтому теоретически все возможно.
Должен также заметить, что бывают не совсем добросовестные производители, которые могут в свои препараты добавлять малые дозы веществ, которых не указано в составе. Это делается для повышения продаж. Ведь обычный человек, покупая лекарство, прежде всего думает о том, чтобы оно помогло. И если помогает, то уже неважно, из чего оно состоит.
Даже фирма-производитель не может дать стопроцентной гарантии отсутствия запрещенных веществ.
Даже сырье, которое выращивали для препаратов, может повлиять на его состав. Можно сколько угодно утверждать о растительной природе того или иного средства, но никто не отменял удобрения, опыления химикатами и прочие способы, используемые в аграрной промышленности.
- То есть информации об отрицательной пробе 13 декабря недостаточно для того, чтобы доказать невиновность Поветкина?
- Тут очень много нюансов, вплоть до того, кто делал анализ пробы.
Даже внутри одной антидопинговой организации есть несколько лабораторий, и бывало такое, что они давали разный результат.
В таком случае везут пробы куда-то в центральную лабораторию, которая должна сделать окончательный анализ.
Я думаю, еще рано рассуждать о возможностях в суде - нужно провести большую подготовительную работу. Есть возможность даже направить пробы третьей независимой стороне. Конечно, бороться надо и надо подавать в суд, но это будет непростой процесс, исход которого сложно предсказать.
Суд тоже может быть не удовлетворен показаниями обеих сторон и запросить мнения еще одной независимой стороны.
Я Поветкина хорошо знаю и не верю, что он мог сознательно допустить попадание запрещенного вещества в организм. Единственное, могу сказать, что я не исключаю случайного попадания, а это доказать очень тяжело.
Поэтому сейчас я бы не стал торопиться с радостными заявлениями, а подождал бы более точной информации.