Боец UFC Алексей Олейник уже больше полугода живет в США с женой и четырьмя детьми - и рассказывает корреспонденту «Матч ТВ» Александру Лютикову, зачем это нужно, сколько это стоит и как часто приходят проверять на допинг.
Алексею Олейнику 39, карьеру в ММА он начал 20 лет назад: 51 победа, 10 поражений. Последние три года он боец UFC: четыре боя, три победы. 8 июля будет пятый бой - с 34-летним Трэвисом Брауном (18-6), который в 2016-2017 годах запомнился тем, что проиграл три боя из четырех и женился на Ронде Раузи. Единственную за полтора года победу Браун одержал над Мэттом Митрионом - будущим соперником Федора Емельяненко.
Последние полгода Олейник живет в США: после поражения от Даниэля Омельянчука он решил готовиться к боям за океаном - и выбрал для этого зал American Top Team в Майами. Вместе с ним туда отправились жена и четверо детей: «Если бы я поехал на месяц-два, то семья осталась бы в России, - говорит Алексей. - Но я планировал поехать минимум на полгода, поэтому семья со мной».
Косвенно к отъезду подтолкнула и ситуация в Москве: около двух лет Алексей развивал свой клуб единоборств в Перове, но затем столкнулся с проблемами.
«Нам создали невыносимые условия для продолжения работы, - рассказывает Олейник. - Сначала повысили аренду с 300 до 400 тысяч рублей в месяц, потом до 500 - и сказали, что через три месяца поднимут еще. Поэтому я закрыл зал в Москве».
Перед отъездом Олейники продали машину и сдали в аренду свою ипотечную квартиру с видом на Шоссе Энтузиастов: поездка в США обходится недешево, при этом у Алексея нет спонсоров и в подготовку он вкладывает исключительно собственные средства, заработанные боями. В январе 2017 года он выиграл у чеха Виктора Пешты и заработал около 100 тысяч долларов: 24 - за выход на бой, 24 - за победу, 50 - за удивительный прием Иезекииль, который после того боя стал популярным в зале American Top Team (в России этот удушающий называют «приемом Олейника», поскольку Алексей одержал им 11 побед).
Подготовку в России тоже сложно назвать дешевой. В 2016 году Олейник ездил на трехнедельный сбор на подмосковной базе «Озеро Круглое» - и оставил там больше денег, чем заплатит тренерам American Top Team за полгода тренировок.
«В России я выезжал на сборы, причем оплачивал их себе, тренеру и спарринг-партнеру. В сумме выходило больше 6000 долларов: 400 тысяч рублей за 20-дневный сбор в Подмосковье. Так что если брать финансовую часть, то, отправившись в США, я даже сэкономил на подготовке раза в два, при этом получив две тренировки в день, лучших тренеров, крутых спарринг-партнеров - таких, как Дос Сантос, Бигфут, Андрей Арловский, Кинг Мо, Гектор Ломбард и других ребят. В зале восемь-десять тяжей - как минимум с опытом выступления в Bellator. Поэтому уровень очень крутой. Даже считаясь неплохим борцом, я некоторым ребятам из American Top Team ничего не могу сделать в борьбе. Не говоря уже о других аспектах. Функциональная подготовка и ударная техника здесь на совсем другом уровне. У меня нет другого источника дохода: нет бани, которая приносит деньги, нет спонсора, который оплачивал бы сборы. Моя семья живет только на те деньги, которые я зарабатываю боями, - поэтому я хочу делать свое дело хорошо. На данный момент я нахожусь в Майами, потому что здесь лучший зал. Если бы лучший зал был на севере Канады, я бы поехал туда».
На втором этаже здания American Top Team есть гостиница, но поселиться там может только профессиональный боец без семьи. Еще одно важное условие: селят только мужчин (при этом в зале тренируются две чемпионки UFC - Аманда Нуньес и Джоанна Эджейчик).
«Мы сняли жилье в кондоминиуме на берегу озера, - говорит Алексей. - Стоит около 2000 долларов в месяц - это цена при аренде на срок от полугода. Всего у нас уходит приблизительно 4500-5000 долларов в месяц. Машина здесь своя: в России мы продали, здесь купили. Перед отъездом проделаем то же самое наоборот: здесь продадим, в России купим. В США без машины значительно сложнее, чем в России. Местами здесь нет тротуаров - то есть пешеход даже не может перемещаться по улице. Общественного транспорта нет в том количестве, к которому мы привыкли в России. И семье с четырьмя детьми без автомобиля в США тем более не обойтись».
За полгода в США к Олейнику часто приходили сотрудники Американского антидопингового агентства (USADA). Тестировали до и после боя в январе 2017 года, а также несколько раз во внесоревновательный период (последний раз - 6 июня).
«И домой приезжали, и в зал, - рассказывает Олейник. - Самое раннее - в восемь утра. Звонок в дверь, ты открываешь - там стоит паренек с чемоданчиком: "Здравствуйте, я из USADA". Заполнили бумажки, проверили герметичность всех упаковок, пошли в туалет - представитель USADA все это время находится с тобой. Потом контейнер с пробой запечатывается и парень уезжает».
Такое долгое пребывание в США помогло Олейнику решить проблему из ноября 2014 года: тогда он нокаутом выиграл бой у Джареда Рошолта и заработал с учетом бонуса 98 тысяч долларов, но 30 процентов из этой суммы пришлось отдать в качестве налогов. Олейник через два с половиной года смог вернуть эти деньги.
«У всех нерезидентов США после боев в Америке автоматически вычитают 30 процентов налога, - говорит Олейник. - Так как я гражданин России, а не США, я заполняю бумагу - и мне через какое-то время возвращают эти деньги. Я знал, что это возможно, но не знал, как это правильно оформить. Самому это сделать трудно. Менеджер, узнав о моей проблеме, нашел бухгалтера, который заполнил все формы, - и несколько недель назад мне вернули вычтенные после боя с Рошолтом деньги. Причем сколько разговаривал с нашими бойцами UFC - многие ребята из России не знают, что эти деньги можно вернуть».
Алексей оформил рабочую визу на два года, его семье также разрешили длительное пребывание в США. Младшие дети ходят в садик, старшая дочь - в американскую школу.
«Мы пришли, показали документы о том, что находимся в стране легально, предоставили данные о прививках - и дочь зачислили в школу. Она и в России была отличницей, и в США - одна из лучших в классе по всем предметам».