Из четырех официальных чемпионов в полутяжелом весе (до 79,4 кг) трое наши: Сергей Ковалев - по версии WBO, Дмитрий Бивол - по версии WBA и Артур Бетербиев - по версии IBF.
Не наш здесь - только бывший канадский сутенер гаитянского происхождения Адонис Стивенсон. Только по недосмотру Господа Бога ему все еще принадлежит титул WBC.
Вроде бы наша гегемония в этой категории на ближайшие годы гарантирована, но не все так просто. А для того чтобы понять, что тут сложного, нам придется разобраться со всеми главными фигурантами этого полутяжелого дела, как нашими, так и не нашими.
Часть 1. Не наши
Полумертвый Адонис
Стивенсон только что «потерпел ничью» в бою с гамбо-шведом Баду Джеком, боксером, конечно, очень хорошим, но все-таки не самого высокого чемпионского уровня. Стивенсон должен был его пройти, а он в нем увяз.
В том бою очки можно было посчитать по-разному. Самым объективным, на мой взгляд, был бы результат 115-113 в пользу Стивенсона, который тем не менее совершенно не отразил бы объективную же картину произошедшего. Адонис взял первые шесть раундов и десятый, но в оставшихся пяти Джек бил его куда убедительнее, чем Стивенсон его в семи. Если считать акцентированные попадания за весь бой, то победил, конечно, Джек. Так что ничейный результат здесь выглядит абсолютно приемлемым компромиссом.
Что совершенно ясно, так это то, что долгая и достаточно нудная песенка Стивенсона спета. Жалко, что ее не оборвал очень стремившийся к этому Сергей Ковалев, но уж как есть.
В истории Стивенсона много непонятного. Почему, например, WBC позволял ему с 2013 по 2018 год не проводить обязательных защит титула? Я бы предположил, что он поставлял в эту почтенную организацию девочек, однако вынужден отказаться от этой идеи, так как с сутенерством Адонис завязал еще в конце 90-х, за что и срок отмотал.
Однако непонятно не только его прошлое, но и будущее, а из-за него и будущее всех остальных лидеров полутяжелого веса.
В данный момент Стивенсон должен выполнить два взаимоисключающих предписания. С одной стороны, по требованию WBC, который, наконец, стал чего-то от него требовать, Стивенсон обязан встретиться с очень достойным украинским боксером Александром Гвоздиком. Но по контракту с Баду Джеком, Стивенсон также обязан дать ему матч-реванш, который на самом деле просто напрашивается.
Зная карьеру Стивенсона, я бы предположил, что сам он с удовольствием уклонился бы от обоих обязательств и встретился с кем-нибудь, кого бы уже внесли в ринг на носилках, а потом после коронного левого прямого Адониса оттуда вынесли. Однако даже суперлояльный к нему WBC такого позволить себе не может. В общем, посмотрим, кто и как выведет Стивенсона из этого контрактного лабиринта. Сам он давно набрался такой чисто женской загадочности и непредсказуемости от проституток, с которыми работал, что на него надежды мало.
Между прочим, ничья Стивенсона с Джеком на корню убила витавший проект о проведении объединительной серии в полутяжелом весе. Не вдаваясь в обидные для нас цифры, скромно скажем, что американское телевидение платит за боксерские бои несколько больше, чем наше. Если же организовывать два полуфинала между четырьмя чемпионами в полутяжелом весе, то, скорее всего, Стивенсон вылетит, с кем бы ему ни пришлось драться, и тогда финал уже будет чисто российским. Это, конечно, прекрасно, но как пел когда-то пусть и по другому поводу Владимир Высоцкий: «Где деньги, Зин?»
Жаждущий реванша Баду Джек
Если матч-реванш со Стивенсоном состоится, Джек вполне может выиграть. Уходить от коронного удара леворукого Адониса слева он умеет, двигается хорошо. Чтобы не проиграть, ему надо будет только не отдавать начало боя, и на этот раз он его не отдаст. В общем, этот вариант мне кажется более вероятным, чем тот, согласно которому Стивенсон сумеет внести в свой стиль какие-то коррективы.
Однако во что я однозначно не верю, так это в то, что Баду Джек сможет победить кого-то из нашей троицы
Гвоздик, стремящийся в гвозди
Александр Гвоздик смотрелся одним из самых сильных фаворитов дивизиона, но только до недавнего боя с марсельским арабо-французом Мехди Амаром. Нет, Гвоздик его победил по очкам с хорошим отрывом, но такого противника он должен был просто вынести с ринга, а он и близок к этому не был.
Гвоздик - человек очень уравновешенный и склонный к жесткой самокритике. После боя с Амаром Гвоздик сказал, что его такого Стивенсон победил бы за несколько раундов.
Самокритика - это, конечно, хорошо, но сама по себе она еще не гарантирует успеха. Я вот тоже критически к себе отношусь. Я понимаю, что мне не победить Адониса Стивенсона - и ведь правда не побеДю. Просто кроме самокритики нужны еще и соответствующие данные, и много чего еще.
Между прочим, я убежден, что у Гвоздика все это есть. Ну, был у него неудачный вечер, а у кого его не бывает?
Когда-то в редакцию одной спортивной газеты, где я тогда работал, а дело было в 1992 году, заявился очень странный персонаж, весь из себя такой, как сейчас принято говорить, альтернативно одаренный. В редакции тогда легко можно было войти с улицы, я сам за несколько месяцев до этого типа так туда вошел и, боюсь, выглядел не намного лучше, но меня не выгнали. Не выгнали и этого товарища.
Представившись астрологом, он стал подробно рассказывать о том, кто и как выступит на Олимпиаде в Барселоне. К сожалению, слушали невнимательно, при этом переглядываясь и подмигивая друг другу. Тем более что, как и положено в редакции начала 90-х, половина ее населения была слегка навеселе. А некоторые и тяжело навеселе.
Астролог тем временем перешел к главному пункту своего предсказания. Он сказал, что Сергей Бубка не просто не завоюет второе олимпийское золото в прыжках с шестом, а вообще провалится жутчайшим образом. При этом сам он очень интересно собственным телом изображал разные неблагоприятно настроенные к Бубке звезды.
Надо знать, какое место в мировом спорте занимал тогда Сергей Бубка, чтобы понять нашу реакцию. С астрологом поговорили, как и положено с душевнобольными, очень мягко и даже деликатно. Сказали, что учтут его предсказания, взяли телефон, выпроводили, посмеялись и забыли.
А потом Бубка не взял в Барселоне начальную высоту. Астролога мы искали долго, тем более что телефон его, разумеется, выкинули, но не нашли.
В астрологию я, как ни странно, после этого так и не поверил, но поверил в то, что у всех бывают необъяснимо неудачные дни. Надеюсь, что именно это тогда произошло и с Гвоздиком.
Ведущий его дела промоутер Боб Арум сейчас выступил с каким-то странным заявлением, что проведет бой Гвоздика со Стивенсоном в Киеве. Но некоторые слова, как предвыборные обещания, говорятся только потому, что должны быть сказаны. Если же Арум был хоть сколько-нибудь серьезен, желаю ему успеха. Пусть бой Гвоздика со Стивенсоном пройдет где угодно, лишь бы состоялся. Я бы посмотрел его с бОльшим удовольствием, чем матч-реванш Стивенсон - Джек. И от души желаю Гвоздику победы. В нормальный день она ему, по-моему, вполне по силам
Элейдер Альварес, уставший ждать
Да-да, в мировом боксе существует далеко не один Альварес и некоторые из них, как и канадец колумбийского происхождения Элейдер, даже серьезные бойцы.
Элейдер Альварес черт знает сколько времени ждал, когда же соотечественник по второй родине Адонис Стивенсон снизойдет до боя с ним. Но тут получилось, как часто бывает в жизни. Ждала-ждала девушка, когда Ваня на ней женится, не дождалась и вышла замуж за Петю.
Вот и Альварес, не дождавшись чемпиона мира по версии WBC Стивенсона, вышел на обладателя титула WBO Сергея Ковалева, с которым проведет бой 4 августа.
Лично мне этот Альварес запомнился даже не своими боксерскими навыками, а взглядом человека, которого давно не кормили, и вот он увидел пищу. Такие люди простыми соперниками не бывают. Тем не менее хотеть - не значит получить. Мы тоже много чего хотели, а получили только по мордам.
Иными словами я ни секунды не сомневаюсь, что Ковалев победит Альвареса, но особо простым бой не будет. Альварес, хоть и не самый бьющий, но длиннорукий, неудобный боксер, который хорошо чувствует дистанцию и соперника.
Сэр Маркус Браун
Сэр - это не титул, а прозвище, которое он сам себе дал. Ну, все-таки не король.
Многие не знают этого американского боксера, но от нашего незнания еще никто хуже не стал. Браун высокий и мощный левша, который, однако, прекрасно бьет не только слева, но и справа, уже сейчас очень опасный соперник для кого угодно. Пока немного сыроват и слишком увлекается атаками, что очень чревато в боях с сильными контрпанчерами, но если будет развиваться такими темпами, как в последние пару лет, может стать очень грозной силой. Между прочим, Браун постоянно выражает готовность встретиться с «любым русским».
Часть 2. Наши
В боксе правило «бей своих, чтобы чужие боялись» не всегда работает так, как надо. То есть своего побьешь, а чужой так испугается, что найдет возможность уклониться от боя с тобой и спокойно и отсидит в своей тихой гавани, а то и в погребе.
Однако у Сергея Ковалева, Дмитрия Бивола и Артура Бетербиева и есть то, что очень нужно другим. Поэтому я все-таки надеюсь, что до российского междусобойчика дело не дойдет. Честно говоря, мне вообще не очень понятен популярный, например, в Великобритании, подход, когда бои между своими интересуют публику больше, чем бои своих с чужими. Тем не менее в какой-то момент встречи на высшем чемпионском уровне хотя бы одной пары, мне кажется, не избежать. Тем более что не все наши - свои между собой.
Между Сергеем Ковалевым и Артуром Бетербиевым даже не черная кошка, а целая черная пантера пробежала, еще когда оба в любительские времена боролись за место в сборной. Мне кажется, что оба они с удовольствием продолжат выяснение отношений и на новом этапе. Это было бы вполне логично, ведь принадлежат они к одному поколению, Ковалеву - 35, Бетербиеву - 33, и если уж нашим так необходимо выяснять отношения между собой, то пусть это сделают Ковалев и Бетербиев, а 27-летний Бивол останется как бы их наследником.
Однако в жизни логики не так много. Ни у Бивола, ни у Бетербиева, по крайней мере официально, боев с назначенными датами нет. Это значит, что в ринг они выйдут позже Ковалева, а он, как мы помним, это сделает только 4 августа. Иными словами, в этом году наши, скорее всего, в ринге не сойдутся. И слава Богу. Это такая радость, без которой вполне можно обойтись.
Что же касается их родных организаций, под знаменами которых они боксируют, то тут наши три чемпиона находятся в несколько разном положении.
Достойного соперника Артура Бетербиеву не видно. Ни первого, ни второго номера в полутяжелом весе в рейтингах IBF сейчас нет. Видимо, звание обязательного претендента будет разыгрываться между немцем армянского происхождения Каро Муратом и кем-то еще. Так или иначе, но, на мой взгляд, никто из первой десятки, не говоря уже о тех, что ниже, ни малейших шансов против Бетербиева не имеет.
Претендентский рейтинг WBA возглавляет Элейдер Альварес, но он дерется с чемпионом мира по версии WBO Ковалевым, так что это место он в любом случае потеряет. На втором - Маркус Браун. Вполне возможно, что WBA без боя объявит его официальным претендентом, и тогда Биволу придется в скором времени с ним драться. Однако спрогнозировать любой шаг руководства WBA примерно так же легко, как предсказать, куда упадет метеорит. Куда захочет - туда и упадет. Может, и тебе на голову. Бывает и такое. Что же касается Брауна, то Биволу он, как мне кажется, по зубам, но зубы придется очень наточить.
Наконец, мы подошли к Сергею Ковалеву. О его следующем бое мы уже знаем, а на первом месте в рейтинге WBO стоит все тот же вездесущий Маркус Браун. Так что, похоже, кому-то из наших в ближайшее время встречи с ним не избежать. Это сейчас выглядит куда более реальным, чем встреча россиян между собой. Чтобы чужие боялись, можно бить и других чужих.