В 1970-х годах, за десять лет до того, как «Сакраменто Кингз» стали франшизой Национальной баскетбольной ассоциации и до того, как такие сети как HBO и Showtime занялись здесь созданием суперзвёзд, полусредневес Пит Ранзани был главной спортивной звездой этого города.
Он был бойцом который за своё время в боксе с 1973 по 1983 год провёл 57 из 69 боёв в Сакраменто и 55 из них в легендарном местном «Мемориальном зале».
Собрав в послужном списке рекорд 59-8-2 (38 КО), Ранзани никогда не ставил в неловкое положение ни себя, ни свой родной город, даже деля ринг с такими легендарными чемпионами как Шугар Рэй Леонард, Уилфред Бенитес и Пипино Куэвас.
Ранзани был универсальным бойцом, и его популярность в Сакраменто была несравнима ни с чем.
«Мне нравилось драться в Сакраменто», - говорит отставной сотрудник исправительного учреждения - тюрьмы строгого режима штата Калифорния в Сакраменто, ранее известной как Фолсом Ранзани. «Это был мой город. Фанаты любили меня. Когда я побеждал, весь город радовался когда я проигрывал, мне казалось, что я подвёл весь город».
В сентябре 1978 года перед более чем 17 000 болельщиков, собравшихся на стадионе Хьюз Ранзани бросил вызов Куэвасу в бою за титул чемпиона мира по версии WBA.
Его тренеры Джоуи Лопес и Герман Картер разработали план боя, согласно которому Ранзани, обычно склонный к атакам, должен был затянуть Куэваса в более поздние раунды, прежде чем пойти за нокаутом.
Всё шло хорошо в первом раунде, в котором Ранзани перебоксировал мексиканского чемпиона с гранитной челюстью и убийственным ударом.
«Куэвас был отличным, превосходным панчером, но он ни разу не умел боксировать», - вспоминает Ранзани. «Он не смог мне ничего сделать в первом раунде. Подогнув ему колени, я вернулся в свой угол и сказал Герману Картеру: «Я стану чемпионом. Я накажу его в следующем раунде».
«Мальчик, делай то, что мы запланировали», - умолял Картер. «И пока он говорил мне это, я слышал, как тысячи людей кричали: «Пит, Пит, Пит». Следующее, что я помню, - это мой вопрос: «Что случилось?». Позже я узнал, что он дважды отправил меня в нокдаун и бой был остановлен во втором раунде».
Ранзани недолго залечивал раны. Он одержал пять побед подряд и выиграл титул NABF у Клайда Грея из Канады.
Однако в своей первой защите этого титула он был остановлен Шугар Рэем Леонардом в четвёртом раунде после того, как пропустил почти 30 безответных ударов.
Даже самый высокий за карьеру гонорар в 75 000 долларов мало компенсировал его разочарование.
«Леонард был просто великолепен», - признаёт Ранзани. «Я проигрывал ему близким решением в любителях, и поэтому думал, что знаю, чего ожидать. Но он стал намного лучше в профессионалах».
Сразу после боя всё ещё не вполне пришедший в себя Ранзани вспомнил, как он был тронут, когда один из его предыдущих противников, Руди Барро, пришёл в его раздевалку, баюкая своего маленького сына, чтобы поздравить его с победой нокаутом.
Взяв с Барро пример, Ранзани попытался поздравить Леонарда, но дверь раздевалки нового чемпиона закрылась прямо перед его носом.
Через несколько минут Ранзани гнали на послематчевую пресс-конференцию, когда его девушка Роуз, ставшая его женой, остановила процессию.
«Я как щенок плёлся за тащившими меня людьми», - вспоминает Ранзани. «Но Роуз вмешалась, сказав: «Ну, нет. Никаких интервью».
Роуз настояла, чтобы его отвезли в больницу. Хотя телесных повреждений не было, эмоционально Ранзани был опустошён.
«Никто никогда не делал со мной то, что сделал Леонард», - рассказал Ранзани. «Он выбил из меня всё дерьмо».
Ранзани говорит, что Леонард позже сказал ему, что позволил бы продержаться дольше, если бы Пит не так сильно старался победить.
И снова Ранзани восстановился с пятью победами и ничьей, прежде чем проиграть решением судей в 10 раундах Уилфреду Бенитесу в Сакраменто.
«Бенитес был лучшим чистым боксёром, с каким я когда-либо сталкивался», - признаёт Ранзани. «Как будто у него был радар. Куэвас был лучшим панчером, а Леонард был лучшим универсальным бойцом. Он умел всё».
Глен Шарп, бывший профессиональный боксёр среднего веса, который иногда тренировался в Сакраменто и в 2018 году написал книгу «Удар из тени: мемуары профессионального боксёра низшей лиги», однажды написал: «Если бы Ранзани не боксировал в одно время и одном дивизионе с шестью боксёрами оказавшимися в Зале славы бокса в лице Паломино, Дюрана, Бенитеса, Леонарда, Куэваса и Хирнса, Пит сам стал бы чемпионом мира. Но, как бы он ни был хорош, ему приходилось драться как сумасшедшему, чтобы попасть в первую десятку, что, должно быть, ужасно его разочаровывало».
Несправедливо вспоминать Ранзани только за его громкие поражения от трёх великих чемпионов. Он победил бывшего чемпиона в лёгком весе Шона О'Грэйди, топового контендера Рэнди Шилдса, с которым также имел ничью и ранее непобеждённых проспектов Адольфо Вируэта и Брюса Финча.
Бой с Вируэтом был настолько захватывающим, что фанаты набросали после него на ринг более 300 долларов монетами.
Ранзани, принятый в итоге в Зал спортивной славы Сакраменто, вырос в бедности в одном из самых суровых районов города. Его отец, итальянец по происхождению, рано бросил семью, вынудив его мать Теду, которая имела немецкие и ирландские корни, убирать дома, чтобы содержать своих пятерых детей.
Ранзани был чрезвычайно скромным и не имел склонности к дракам, но он впечатлился вниманием, которое досталось местной сенсации -любителю по имени «Sweet» Пит Петерсон. Через четыре месяца после того, как он начал тренироваться в тренажёрном зале Томми О'Лири, Ранзани провёл свой первый бой.
«Я дрался с парнем (коренным американцем), который нанёс множество диких ударов, прежде чем я сбил его с ног», - вспоминает Ранзани. «Все бойцы были в одной раздевалке и я видел, как он плакал рядом с отцом после боя. Я был опустошён и решил, что это не для меня. Я был готов уйти, но потом вышел на улицу и люди начали просить у меня автографы. С этого момента я попал на крючок».
Ранзани имел блестящую любительскую карьеру и даже представлял Армию США с 1970 по 1973 год. Он победил будущего чемпиона мира Карлоса Паломино на олимпийском отборе 1972 года, но проиграл в финале будущему золотому медалисту Олимпиады Шугару Рэю Силзу.
Он помнит, как получил настоящий урок нюансам бокса, когда участвовал в национальном любительском чемпионате в Бостоне.
«После того, как я выиграл свой первый бой, люди в Бостоне стали придавать большое значение тому, что я итальянец», - вспоминает он. «Меня даже похлопывали по плечу продавцы фургонов, которые продавали кальцоне на улице.
В Сакраменто вы были белым, чёрным или мексиканцем, поэтому я никогда не думал о том, чтобы быть итальянцем», - продолжил он. «Но это определённо имело большое значение там. Потом какие-то итальянцы избили чернокожего парня и я больше не чувствовал себя комфортно, отделяя себя как итальянца от других людей».
После увольнения из армии Ранзани размышлял, стать ли профессионалом в Лос-Анджелесе или поступить в колледж, чтобы изучать социальную работу в Сакраменто. Покойный Бен Суизи, репортёр Sacramento Bee, убедил его остаться дома и делать и то и другое.
Во время учёбы в колледже, где он в конечном итоге получил степень младшего специалиста в области социальных наук, консорциум из 10 бизнесменов использовал первые три буквы фамилии Ранзани и его родного города для создания Ransac - корпорации, которая спонсировала боксёра.
«Это было всё равно, что владеть частью лошади», - шутит Ранзани.
Ранзани не выиграл титул чемпиона мира, но его с теплом вспоминают все, кто имел удовольствие видеть его в действии..
«Я никогда не был большим фанатом бокса, но даже я испытывал волнение и ходил на многие бои Пита», - рассказывает коренной житель Сакраменто Ричард Шивели. «Тогда у нас в городе не было профессиональных спортивных команд. Был Пит и парень был популярен. Каждый его бой становился важным событием».
Во время победного боя против О'Грэйди в октябре 1982 года Ранзани получил серьезную травму глаза, в результате случайного удара пальцем. Он был достаточно мудр, чтобы уйти в отставку двумя боями позже, проиграв решением судей в Италии местному герою Нино ЛаРокка, который в то время имел рекорд 54-0.
Ранзани думал о том, чтобы стать социальным работником, но его беспокоила жестокость к детям. Он также думал о работе в Калифорнийском дорожном патруле, но ему не нравилась перспектива сообщать людям, что член их семьи погиб в автокатастрофе.
Несколько лет спустя житель Сакраменто Сал Лопес, бывший противник Пита и брат чемпиона мира Тони «Тигра» Лопеса, убедил Ранзани стать сотрудником исправительного учреждения.
Когда его впервые отправили в тюрьму Фолсом, он охранял Анджело Буоно, который вместе со своим двоюродным братом Кенни Бьянки были известны как "Душители с холмов". Буоно использовал свою итальянскую фамилию, чтобы снискать расположение Ранзани, и постоянно рассказывал ему, как система уголовного правосудия несправеддива к нему. Но позже Ранзани был потрясён, увидев, как Буоно разговаривает с женщиной-медиком.
«У него было такое сумасшедшее выражение лица и он начал обзывать женщин и говорить мне, что им нельзя верить», - рассказал Ранзани. «Это было настоящим откровением. Он не мог не показать своё истинное лицо. Это сделало всё очень ясным для меня».
Ранзани также руководил в Фолсоме известной в то время тюремной боксёрской программой, но вскоре остался недоволен безинициативностью участников.
«Большинству из них не нравилась дисциплина», - вспоминает он. «Когда я заставил их спарринговать раз в неделю, за одну ночь я уменьшил количество бойцов с 50 до 16. В фильмах заключённые обычно крутые парни, но поработав с командой на протяжении года, держу пари, моя сестра могла бы победить многих из этих "бойцов", если бы у них не было ножа или пистолета».
Ранзани в этой связи не мог не вспомнить совет, который он когда-то получил от близкого друга - бывшего начальника полиции Сакраменто Джека Хернса.
«Он сказал, что если постоянно работать с неудачниками, то начнёшь чувствовать себя неудачником», - рассказал Ранзани. «Он сказал, что работа тюремного охранника намного тяжелее, чем работа полицейского. Оба постоянно имеют дело с негативом, но копы не борются с преступностью каждую минуту. Тюремные охранники каждый день имеют дело с преступниками. И полицейские время от времени получают шанс увидеть положительный результат. Тюремные охранники этого не получают».
К счастью, Ранзани никогда не поддавался негативизму, столь распространённому в столь непростой профессии. Он был безмерно предан своим коллегам и любил товарищеские отношения, которые они разделяли из-за присущих работе опасностей.
Хотя Ранзани так и не стал чемпионом мира, как ни смотри на вещи, он оказался на вершине.
«Я думаю, что всегда делал всё по правильным причинам», - объяснил он. «Я никогда не дрался из-за денег. Я сражался за то, чтобы стать чемпионом. Когда я понял, что этого не произойдёт, я ушёл. На протяжении многих лет люди пытались выманить меня из отставки всевозможными предложениями, но я знал, что для меня лучше. Я ушёл и не оглядывался назад»...