Каждый раз, когда уходит икона бокса, невидимая структура, которая связывает всех, кто любит этот спорт дрожит от скорби. Когда эта икона обладает незаменимыми знаниями, чувство утраты усиливается. Но когда этот человек столь же любим, как Эмануэль Стюард, значимость утраты возрастает в геометрической прогрессии.
Примерно в 2:46 вечера 25 октября 2012 года по восточному времени тренер, менеджер и телевизионный комментатор Зала славы бокса скончался в возрасте 68 лет после осложнений, ставших следствием проведённой ему незадолго до этого операции. Стюард был госпитализирован в Чикаго в сентябре, и, по словам его семьи, он прошел процедуру по борьбе с последствиями дивертикулита. В сообщениях говорилось, что Стюард был окружён близкими людьми и не страдал от боли перед кончиной. Для знавших его людей в тот момент боль и чувство потери тогда только начались.
Стюард родился 4 июля 1944 года в Боттом-Крике, штат Вашингтон и в 8 лет получил боксёрские перчатки в качестве рождественского подарка, что привело в движение события, которые в дальнейшем сформировали всю его жизнь.
Он переехал со своей матерью в Детройт в возрасте 12 лет. Вскоре после переезда Стюард начал посещать Центр отдыха Брюстера, среди самых известных выпускников которого были Джо Луис и Эдди Фатч. Он присоединился к любительской команде спортзала по боксу и добился серьёзных успехов, набрав рекорд 94-3 в послужном списке, а также выиграв Национальный турнир чемпионов Золотым перчаток 1963 года в лёгком весе.
«Это был величайший момент», - расказывал Стюард в интервью BoxingInsider.com. «Я победил парня по имени Фрэнк Гловер, который являося большим фаворитом и все считали, что он вырубит меня. Он был как Майк Тайсон - нокаутировал всех. Я проиграл первый раунд, а затем выиграл два последующих с серьёзным запасом, позволившим победить в бою в целом. Вероятно, это была самая большая победа в моей жизни».
Хотя он проявлял интерес к тому, чтобы стать профессиональным боксёром, финансовые трудности вынудили Стюарда устроиться на постоянную работу электриком в предприятии «Детройт Эдисон».
Однажды Стюард отвёз своего сводного брата Джеймса в центр отдыха «Kronk». Вид и запахи спортзала пробудили его и без того большую любовь к боксу, и это, в свою очередь, привело к тому, что он стал за 35 долларов в неделю работать в качестве тренера на полставки. Как и в ходе его любительской карьеры, Стюард отличился в относительно короткие сроки. Он подготовил команду для участия в командном первенстве Детройтских Золотых Перчаток 1971 года - первое из многих достижений на более безопасной стороне канатов.
В марте 1972 года Стюард покинул «Детройт Эдисон», чтобы тренировать боксёров на полную ставку, а восемь лет спустя первый из его подопечных стал чемпионом мира среди профессионалов. 2 марта 1980 года на Детройтской арене Джо Луиса Хилмер Кенти, являясь огромным андердогом, нокаутировал Эрнесто Эспану в девяти раундах, лишив венесуэльца титула чемпиона мира по версии WBA в лёгком весе. Кенти, как правило боксировавший на дальней дистанции, шокировал всех, приняв бой с Эспаной на встречных курсах и избивал соперника, пока тот, наконец, не сдался. Это стал не последний раз, когда стратегическая проницательность Стюарда напрямую повлияла на ход поединков его подопечных.
После удивительного триумфа Кенти успехи Стюарда на самом высоком уровне последовали один за другим. В августе 1980 года Томас Хирнс уничтожил Пипино Куэваса за два раунда, чтобы завоевать титул чемпиона мира по версии WBA в полусреднем весе. В дальнейшем к нему присоединились Джимми Пол (чемпион IBF в лёгком весе), Милтон МакКрори (титул WBC в полусреднем весе) и его брат Стив МакКрори, выигравший золото на Олимпийских играх 1984 года в Лос-Анджелесе при поддержке Стюарда. Еще более удивительным было то, что этот квартет боксёров вырос в одном и том же квартале Детройта.
Так, один из последних великих тренеров, начавших развивать чемпионов мира с нуля, стал одним из первых в ряду добившихся успеха. В целом, Стюард являлся менеджером 31 чемпиона мира и работал тренером с 40 бойцами, которые в какой-то момент завоёвывали основные титулы чемпиона. В этом отношении Стюард стал самым выдающимся тренером в истории. Фредди Роуч работал с 25 обладателями титулов, в то время как Фатч и Рэй Арсел привели к титулу чемпиона мира 22 и 19 бойцов соответственно во время их гораздо более ограниченных в числе титулов эпох.
Глубина и значимость достижений Стюарда удивительны с точки зрения разнообразия его подопечных. Помимо выше упомянутых чемпионов, в список снискавших известность бойцов, с которыми он работал, входят: Генри Акинванде, Деннис Андриес, Лионзер Барбер, Уилфред Бенитес, Дэвид Брэкстон, Корнелиус Бандрейдж, Марк Бриланд, Габи Канизалес, Хулио Сезар Чавес, Кермит Цинтрон, Мигель Котто, Чед Доусон, Оскар Де Ла Хойя, Джефф Фенеч, Юриоркис Гамбоа, Мигель Анхель Гонсалес, Насим Хамед, Вивиан Харрис, Линделл Холмс, Эвандер Холифилд, Джон Дэвид Джексон, Владимир Кличко, Виталий Кличко, Ленкокс Льюис, Майк МакКаллум, Джеральд МакКлеллан, Эдди Мустафа Мухаммед, Нсита, Аарон Прайор, Джимми Пол, Люсия Рийкер, Грациано Роккиджиани, Леон Спинкс, Джермейн Тейлор, Дуэйн Томас, Джеймс Тони и Тони Таккер.
В последние годы своей жизни Стюард наиболее сблизился с бойцом среднего веса Энди Ли, с которым он подписал контракт после Олимпийских игр 2004 года в Афинах, и с Владимиром Кличко, который, возможно, стал его последним великим проектом. Стюард превратил Кличко из высокорискового бойца в великолепно уравновешенного боксёра-панчера, ориентированного на джеб, максимизировав при этом его физические способности. Хотя многие критиковали новый подход Кличко, критики не могли поспорить с практическим результатом - три из четырёх основных поясов (включая признание чемпионом THE RING) и победная серия из 16 боев на момент смерти Стюарда.
Кличко был не единственным бойцом, претерпевшим столь кардинальные изменения в стиле.
В любителях Томас Хирнс был мастером джеба и движения, набравшим не более 12 досрочных побед в своем рекорде 155-8. К тому времени, когда Хирнс стал профессионалом в 1977 году, Стюард научил его более эффективно использовать свои преимущества в мощи.
Под руководством Стюарда Хирнс стал одним из самых разрушительных панчеров в истории. Правая Хирнса, которая нокаутировала Роберто Дюрана в 1984 году, была, возможно, наиболее ярким доказательством этого тезиса, если принять во внимание предыдущую невосприимчивость панамца к мощи своих противников. Ведь к моменту боя с Хирнсом Дюран оказывался в нокдаунах только дважды в 82 боях и оба раза это удавалось сделать Эстебану Де Хесусу. Против Хирнса, в первом раунде Дюран упал дважды и вскоре после этого был остановлен.
Но Стюард никогда не позволял Хирнсу забывать о боксерских навыках, которым он научился в юности. Во время своего первого классического боя против Шугара Рэя Леонарда Хирнс подвергся адскому избиению в шестом и седьмом раундах. Между седьмым и восьмым раундами Стюард призвал подопечного заняться тем, что он называл «боксом для ног», что позволило Хирнсу лидировать после 12 раундов. То, что Леонард сумел переломить ход боя и остановил Хирнса в 14-м раунде - событие, которое Стюард назвал самым разочаровывающим в его жизни, стало свидетельством величия самого Леонарда.
Мало того, что Стюард был искусен в передаче мудрых технических советов в спокойной, клинической манере, он мог страстно накачать подопечного на повышенных тонах, мотивировав боксёра к действиям. Два самых известных примера этого - обстоятельства, предшествовавшие нокауту Льюисом в восьмом раунде Майка Тайсона и перерыв перед последним раундом боя в котором Кличко остановил Эдди Чемберса.
В то время как Стюард преуспел в крайностях, он также ловко овладел стандартной мотивацией и убеждением. Перед последним раундом напряжённого боя с Бобби Чизом, Стюард сказал своему подопечному Деннису Андриесу, что тот снимает живой фильм о своей жизни, чтобы его сын мог увидеть его в будущем, и что он в тот самый момент - имел возможность написать концовку. Андриес выиграл 10-й раунд, а также весь бой решением большинства судей.
Стюард не мог добиться таких результатов, не создав очень тесных связей со своими бойцами. В разное время Мурер и Ли переезжали в дом Стюарда, где он готовил им еду и заботился о них, как отец о любимых сыновьях.
Кличко и Стюард часто вели долгие разговоры о жизни за канатами ринга. Создавая такого рода отношения, Стюард собирал информацию о том, что было наиболее важным для его бойцов, и впоследствии использовал эти знания, чтобы получить от боксёров максимальную отдачу в самые ответственные моменты боя. Например, один боец хотел получить предметы фирменной одежды «Kronk», вручавшейся только чемпионам вышедшим из тренажёрного зала и перед последним раундом близкого поединка Стюард пользовался знанием об этом факте, чтобы мотивировать подопечного. Конечно, боец побеждал.
Независимо от того, какой курс он выбирал, Стюард, как правило, получал желаемый результат. Его рекорд в боях подопечных в тяжёлом весе может стоять вечно - почти за 40 боев его бойцы потерпели только два поражения и один бой завершился вничью.
Уважение, которого добился Стюард, побудило по меньшей мере двух бойцов принять для себя тезис «если я не смогу победить их, то присоединюсь к ним». После того, как Оливер МакКолл шокирующе нокаутировал во втором раунде Леннокса Льюиса в сентябре 1994 года, Льюис нанял Стюарда, который ранее работал в углу МакКолла. При Стюарде Льюис реваншировался за поражение от МакКолла и уже с новым тренером продолжил карьеру, завершившуюся Залом славы бокса.
Андриес прочувствовал преимущества Стюарда как тренера, потерпев поражение техническим нокаутом в 10 раунде поединка с Хирнсом в марте 1987 года - события, которое убедило Андриеса обратиться за помощью к Стюарду и надеть красно-золотые цвета «Kronk». Это решение привело его к серии побед в шести боях, которая в конечном итоге принесло Андриесу титул чемпиона мира по версии WBC, который он ранее проиграл «Хитману».
Несмотря на все свои профессиональные успехи, Стюард не оставлял без внимания любительский бокс. Помимо Стива МакКрори, Стюард помог подготовить еще пять обладателей золотой медали в олимпийской команде США 1984 года - Пернелл Уитакер, Марк Бриланд, Тайрелл Биггс, Джерри Пейдж и Фрэнк Тейт и на протяжении многих лет он продолжал помогать советами тем, кто руководил американским любительским боксом.
По мере того, как достижения между канатами продолжали множиться, росло и признание Стюарда. Американская ассоциация журналистов пишущих о боксе назвала егоа тренером года в 1993 и 1997 годах, а также менеджером года в 1980 и 1989 годах. Он был включен в Международный зал славы бокса в 1996 году и Всемирный зал славы бокса в 2000 году.
Ещё тренируя бойцов, Стюард использовал свои знания и умение объяснить и довести свои мысли слушателям для того, чтобы начиная с 2001 года занять значимое место в команде комментаторов HBO.
Любовь Стюарда к боксу принимала разные формы, но его уважение к людям в целом было неизменным. Близкие к нему с нетерпением ждали барбекю, которое он устраивал у себя на заднем дворе. Его откровенность во время интервью и искренняя забота в отношениях один на один во многом создали образ наставника с которым память о нём связывают сегодня.
Один за другим, люди, которые служили столпами знания о боксе покидают нас. До Стюарда другой гигант Анджело Данди, покинул этот этап существования. Смерть и всё, что находится за ее пределами это путешествие, которое мы все должны будем когда-нибудь совершить, но когда кто-то, подобный Эммануэлю Стюарду, умирает, те, кого он оставляет, страдают от его отсутствия.
Необыкновенное резюме Стюарда - только часть того, что сделало его тем, кем он был в боксе. Другая часть - то, чем обладают лишь немногие достойные в этом неумолимом спорте, - ещё более ценна: всеобщее уважение его коллег по цеху, глубокая и неизменная любовь тех, кто знал его близко. Его яркие глаза, ум, красноречие, стремление помочь и безошибочная склонность к достижению успеха во всех начинаниях были чертами, составлявшими его личность.
Бокс потерял в лице Стюарда ещё один сосуд безграничных знаний, а также человека, который был предан людям, которых учил. За это люди, которых он знал так же, как и люди, которые знали о нём, охотно отвечали на его прямую и косвенную доброту уважением и любовью. Период скорби по Стюарду был относительно коротким и интенсивным, но воспоминания и след которые он оставил в боксе переживут многих из нас.
*
Photos / Alex Grimm-Bongarts, Mike Powell, Dick Halsted and Steve Grayson-Getty Images