Кавалер ордена Британской империи Одли Харрисон (31-7, 23 КО) родился и вырос в Лондоне. Он по-прежнему гордый лондонец и англичанин. Вы всё ещё можете услышать это в голосе 50-летнего мужчины, когда он говорит о своих городе и стране, хотя он переехал в Лос-Анджелес в середине 2000-х, когда британская пресса и некоторая часть общественности, которые высоко ценили его как кумира после золотой медали на Олимпийских играх 2000 года в тяжёлом весе отвернулись от него, когда его профессиональная карьера не задалась.
Харрисон и его жена Рэйчел владеют успешной парикмахерской Salon Nuuvo в Калабасасе, а также сетью продукции Nuuvo Haircare. Ближе к концу карьеры бокс не был добр к бойцу, но Лос-Анджелес был и это место он сейчас называет домом. Салон возобновил работу. Пара удержала своих стилистов на протяжении всей блокировки 2020 года и дела идут хорошо. Как и следовало ожидать, начало каждого разговора о карантине началось с одного и того же вопроса, а именно: «Как вы справились с этой беспрецедентной ситуацией?».
«Это интересный опыт», - рассказал Харрисон. «Моя империя стала моим домом. У нас есть сторона салона и сторона продукта. Я всё ещё работал с A-Force, так что у нас была и эта часть бизнеса. Ты должен прикрыться, когда закрываешься. Были коррективы которые внесли в связи с усилением требований к гигиене. Но я всегда был фанатом гигиены, я мыл руки каждые пять минут. Ничего из этого не стало для меня ново. Это, наверное, потому, что я был на боксёрском ринге и в спортзалах, где ты всегда принимаешь душ и моешь руки.
Ситуация, в которой мы оказались, была похожа на то, как лебедь на озере величественно скользит по воде, в то время как под поверхностью происходит отчаянное движение лапами. Невозможно подготовиться к таким временам, поэтому просто переживите их как можно лучше. У нас в салоне около 15 сотрудников, так что это было сложно, поскольку они не являлись независимыми подрядчиками, они зависели от нас по работе и мы выполнили свои обязательства.
Кроме того была вся эта информация. Слишком много всего говорилось. Всё проходит, но это станет тем, о чём, как и об испанском гриппе, мы будем говорить грядущим поколениям. В школе будут учить об этом через сотни лет из-за влияния, которое эпидемия оказала на мир. Люди скажут: «Где вы были, когда разразилась пандемия?».
В начале сводки новостей, прогнозы и предсказания стали настолько ошеломляющими, что я перестал их смотреть, предпочитая вместо этого продолжать пользоваться одними и теми же магазинами, соблюдая правила гигиены и надеясь на лучшее. Новости были постоянным циклом негатива и отрицания, поскольку люди, работающие в этой отрасли, пытались предоставить контент. В каждой новостной статье Covid-19 тёк как кровь по венам. Это был непрекращающийся поток информации и дезинформации.
Я согласен, информации может быть слишком много, и некоторая информация является дезинформацией из-за фейковых новостей, социальных сетей и людей, публикующих материалы. Мне повезло, что я поступил в университет и отчасти получение степени заключается в том, что вы учитесь воспринимать информацию критически - вы стремитесь проверить источник. Я умею искать правду. Много не правдивой информации. Это становится вирусным, поэтому вам нужно копать глубже и быть осторожным с тем, что публикуется».
Профессиональная карьера Харрисона так и не достигла тех высот, которые ожидались. Его останавливали четыре раза: Майкл Спротт (KO3 в феврале 2007 года), Дэвид Хэй (TKO3 в 2010 года), Дэвид Прайс (TKO1 в 2012 года) и Деонтей Уайлдер (TKO1 в 2013 года). Он ушёл в отставку после поражения от Уайлдера.
Те, кто следил за этим путешествием с самого начала, знают, что Харрисон и Кортни Фрай являлись единственными представителями Великобритании на Олимпиаде 2000 года в Австралии. Четыре года спустя Амир Хан представлял Великобританию в Греции на Играх 2004 года и выиграл серебро.
К 2008 году Халид Яфай, Джо Мюррей, Брэдли Сондерс, Билли Джо Сондерс, Джеймс ДиГейл, Тони Джеффрис и Дэвид Прайс были частью команды Великобритании (чемпион мира среди любителей Фрэнки Гэвин был отправлен домой из предолимпийского тренировочного лагеря в Макао за то, что не смог сделать вес). ДиГейл выиграл золото в среднем весе, Джеффрис заработал бронзу в полутяжёлом весе, а Прайс стал бронзовым призёром в тяжёлом весе в Пекине. Харрисон долго и упорно боролся за финансирование за годы до того, как их путешествие началось. Он подготовил сцену и пик пришёлся на 2012 год, когда звезда Энтони Джошуа взошла на Лондонских играх. Прежде британские фанаты бокса не любили говорить о боксе в тяжёлом весе, теперь некоторые из них не говорят ни о чём другом.
Будучи любителем, Харрисон выступил в парламенте и представил министру спорта Тони Бэнксу петицию, содержащую 2000 подписей, попросив больше денег для бокса. Он получил это, и к лету 2000 года его руки были подняты вверх после победы в финальном бою главного турнира четырёхлетия над казахстанцем Мухтарханом Дильдабековым со счётом 30-16.
Одли Харрисон из сборной Великобритании (справа) на пути к золоту в бою против казахстанца Мухтархана Дильдабекова на Олимпиаде -2000
Институт спорта, команда Великобритании и их ослепительная база в Шеффилде были заложены Харрисоном. Люди либо быстро забывают, либо не знали об этом. Даже если не принимать во внимание его профессиональную карьеру, в ходе которой он выиграл европейский пояс в тяжёлом весе, нокаутом взяв реванш у Майкла Спротта в 2010 году, а позже в том же году сражался за титул чемпиона мира по версии WBA против Дэвида Хэя, вклад Харрисона в британский бокс был значительным.
«Я определённо оставил свой след в любителях», - говорит он. «Я пришёл на Даунинг-стрит с петицией, сделал пресс-релиз, собрал всех боксёров моего университета, чтобы они пошли со мной на встречу с Тони Бэнксом и убедили его изменить систему. Я сказал: «Я завоевал золотую медаль на Играх Содружества 1998 года, но вы, ребята, должны дать нам что-то, чтобы мы начали». Это принесло нам почти 500 тысяч, и положило начало финансированию Игр 2000 года».
Его бывший тренер в сборной Великобритании Келвин Трэвис, Ян Ирвин и Терри Эдвардс также сыграли в этом свою роль. Вот как это началось.
«У нас есть институт спорта, где в 2004 году началась история Амира Хана, затем история Джеймса ДиГейла, Тони Джеффриса, Дэвида Прайса, а затем история Эй Джея и Николы Адамс», - вспоминает он. «Всё это пришло из Плана 2000 года. Посмотрите на Николу, эта девушка ходила в боксёрский зал, но ей изначально было трудно туда попасть».
Стремление Харрисона вдохновлять и помогать другим полностью осуществилось, когда он поступил в Университет Брунеля. Бывший заключённый и малолетний правонарушитель, он прибыл туда с чёткой целью. В то время, когда его сверстники устраивали вечеринки, он превращал опыт своей юности, улиц и тюрьмы в любовь к боксу и учёбе. В 1999 году он получил степень в области спортивных наук и управления досугом.
«Когда я поступил в университет, мне было 25, а большинству было по 18 и они прекрасно проводили время», - рассказал он. «Они работали над своей зрелостью, а я уже был зрелым и не мог бездельничать. Я не мог наслаждаться студенческими вечеринками. Я уже прошёл это. Плюс у меня было три работы - охранник, спасатель и личный тренер. Я был в постоянном навёрстывании, так как пришло время стать серьёзным.
Были также разные клубы и братства, но у нас не было боксёрского, поэтому я взялся за это и создал его. Мы стали очень популярными, у нас было около 80 участников и я организовывал турниры по боксу между колледжами и поэтому получил лицензию тренера по боксу через ABA и организовал свой первый чемпионат по боксу. У нас было шесть девушек и две из них подрались друг с другом на одном из моих шоу.
Мой университетский клуб бокса был первым клубом в университете, в котором девушки занимались боксом, что вызывало неодобрение, но одним из условий Плана выступлений мирового класса было то, что он должен был быть инклюзивным. Некоторые этого не помнят. Фейковых новостей в изобилии, но я был там делая, что мог».
Дорога Харрисона к Играм-2000 года была каменистым путём - он пытался три раза, прежде чем обеспечил своё участие. Были неудачи и драма за пределами канатов. Терри Эдвардс был тренером сборной, но их отношения разладились до начала турнира. Беспрецедентно Харрисон потребовал своей собственной тренировочной команды и заявил руководству сборной команды, что они должны смириться с этим.
Харрисон празднует олимпийское золото, которое должно было стать катализатором для будущих побед
«Какой смысл парня в вашем углу, которого вы ненавидите и чей совет вы не хотите слышать?», - написал он об Эдвардсе в Realising The Dream - автобиографии, которая была выпущена после Игр. Позже он поблагодарил Трэвиса за медаль, которая изменила его жизнь. Ирвин был частью угловой команды, которая привела его к успеху в Австралии.
«Моя особенность была в контроле», - говорит он. «Даже во время любителей, до Олимпиады я был в ужасной ситуации с Терри Эдвардсом и сказал команде Великобритании, «Если вы хотите, чтобы я выиграл золото, я не хочу видеть его в своём углу». Я не оглядывался назад. Это было так же, как в профессионалах, когда люди могут сказать: «Если вы не можете получить свой собственный путь, просто двигайтесь дальше», но я не мог двигаться дальше.
Я всегда делал всё по-своему. Я помню парня по имени Стивен Кранстон в любителях. Он был крупным парнем, моим первым большим испытанием в качестве любителя. Я вышел в ринг и в первые 10 секунд, положил его на спину и это дало мне понять, каким бойцом я буду.
Потом я боксировал с Дэнни Уоттсом и все считали, что я большой фаворит. Вместо этого Дэнни избил меня, а я не показал ничего. Хороший, плохой и уродливый - Одли Харрисон был таким и в любителях».
Те, кто до сих пор пытается дискредитировать любительскую карьеру Харрисона, утверждают, что он выиграл свою медаль в то время, когда система подсчёта очков была ориентирована на стиль боя, почти фехтовальный, но его победа над Дилдабековым была основана на разумном давлении, а не просто на попытках набрать очки засчёт компьютерной системы. Тем не менее, аргумент, когда он стал профессионалом, заключался в том, что он так и не смог боксировать по новому.
Харрисон, тем не менее, до сих пор утверждает, что некоторые проблемы, которые у него были на ринге как у профессионала, не сводились к тому, что он провёл много времени в любителях и что он, по сути, был одним и тем же бойцом и там и там..
«Раньше в любителях и профессионалах меня критиковали, потому что мой стиль заключался не в том, чтобы вывести вас из игры, а в том, чтобы оказывать давление: контролировать темп, контролировать движение и пространство - всё сводилось к таймингу и дистанции. Посмотрите на первый бой Джошуа против Энди Руиса - он не контролировал пространство. Если вы берёте под контроль пространство, вы берёте под контроль бой. Вот что такое бокс».
По мере того, как «A-Force» становился старше, он становился мудрее. Время, проведённое в тюрьме Фелтем, сосредоточило его мысли на том, что ему нужно было сделать, чтобы подняться над ситуацией, в которую его забросила жизнь. Однако это означало, что были потеряны несколько лет. Харрисон редко испытывает сожаления, но у него есть несколько советов для начинающих бойцов.
«Если бы мне нужно было что-то рассказать детям, я бы посоветовал реализовываться в молодости», - говорит он. «Мне пришлось преодолеть многое за кулисами. Я продолжал учиться и в конце концов понял. Если вы молоды, вы можете выдержать испытания и у вас останется достаточно энергии, чтобы добиться цели.
Это зависит от того, насколько вы сильны, сколько ударов вы можете выдержать и продолжать двигаться, а также от того, сохраняете ли вы веру. Я выдержал несколько ударов в жизни. Я родом из сурового района, в доме не было мамы, только мой папа воспитывал мальчиков. Я гулял по улицам, а потом попал в учреждение для малолетних правонарушителей. Я был далеко от проторенной дорожки, но ты всегда можешь вернуться.
Я вышел из тюрьмы с целью, и, как только я её определил, я был полон решимости. Я пошёл в университет и занимался боксом, чтобы сосредоточиться. Я никогда не хотел быть боксёром без образования. Об этом всегда говорят в боксе. Это раздражает меня. Как только я понял, что бокс будет моим занятием, я понял, что должен получить образование, чтобы меня не заклеймили как боксёра с судимостью и без квалификации. Я просто прошёл один курс за другим и следующее, что вы знаете, я уже в университете».
Это было и остаётся адским путешествием. Расколотая семья. Улицы. Тюрьма. Университет. Олимпийские игры. Лос-Анджелес. Те первые дни были для Харрисона поездкой на американских горках, которая только что достигла своего первого пика и он твёрдо контролировал её. К тому времени, как он выиграл золото, он уже крепко держал руль в своих руках.
Со временем он потерял контроль над собой и больше никогда не возвращал те безмятежные дни лета 2000 года. Это разочаровывало его фанатов, радовало его врагов и критиков и сводило с ума его самого. Несмотря на всё это, он один из немногих, кто может искренне изобразить Фрэнка Синатру и сказать, что сделал всё по-своему. В отличие от большинства профессионалов, Одли взял на себя ответственность за свою жизнь после бокса.
«Несомненно», - соглашается он. «Люди были так же разочарованы мной среди любителей, как и среди профессионалов. Это процесс. У меня был план игры, повестка дня, и я собирался туда добраться. На Олимпиаде я наконец отключил весь внешний шум. Я занимался всеми этими другими вещами, такими как охрана и персональные тренировки, а затем, наконец, мне пришлось оставить их, чтобы сосредоточиться. В последние шесть месяцев всё шло на одну вещь - золото. Когда я чем-то занимаюсь, я стремлюсь получить от этого максимум».
«Уже минуло 20 лет», - добавляет он. «Этот момент времени - это тот момент, о котором многие люди до сих пор говорят: «Я никогда этого не забуду». Он поднял нацию, изменил лицо бокса в Великобритании и, несомненно, стал трамплином для любительского бокса».
Это правда. Всё началось с золота в 2000 году. Однако любительский бокс для Харрисона остался в прошлом. Пришло время профессиональных выступлений, с упором на бизнес и он занялся тем, чтобы собрать правильную команду. Это действительно был отличный год. Леннокс Льюис только что доминировал над Дэвидом Туа и, по-видимому, готовился к схватке с Майком Тайсоном. Харрисон завладел золотом и стал наследником престола. Что могло пойти не так?..
Автор - Терри Дули