Антонио Иноки атакует Мухаммеда Али во время их 15-раундового боя в Токио в июле 1976 года. | KYODO
Из всех эпизодов культовой боксёрской карьеры Мухаммеда Али, возможно, самый любопытный произошёл на японском ринге.
26 июля 1976 года Али сразился с профессиональным рестлером Антонио Иноки в токийском зале Ниппон Будокан в матче по правилам смешанных единоборств, который был объявлен «Поединком века».
Бой посмотрели по всему миру около 1,4 миллиарда человек. Однако то, что увидели люди, было скучным зрелищем продолжительностью в 15 раундов, по окончании которого зрители на арене требовали, чтобы им вернули их деньги, а Али изо всех сил пытался не выглядеть сконфуженным.
«Разрекламированный «Поединок века» оказался грабежом века», - отмечалось на следующий день в The Japan Times. «Все 15 раундов противостояния были монотонно невыразительными от начала и до конца. Закончившись ничьей, это действо ещё раз доказало, что когда яблоко борется с апельсином, результатом может стать только фруктовый салат».
Соблазнённый гонораром в 6 миллионов долларов, Али согласился сразиться с Иноки после того, как его утверждение о том, что он отдаст 1 миллион долларов любому азиатскому бойцу, который сумеет его победить, было всерьёз воспринято президентом Японской ассоциации любительской борьбы.
Чемпион мира в тяжёлом весе Али прибыл в Токио в ожидании лёгкой прогулки. Лагерь Али планировал показательный поединок в стиле профессионального рестлинга, где поединки постановочны, а исход заранее определён.
По изначальному «сценарию» Али случайным ударом нокаутировал рефери. Затем, когда он наклонялся помочь упавшему чиновнику, Иноки бил его ногой в голову. Рефери приходил в себя и отсчитывал Али, отдавая победу Иноки, но позволяя Али засчёт своих благородных действий сохранить лицо.
Но по прибытии в токийский аэропорт Ханэда, где он на встрече с журналистами выкрикивал: «Пёрл-Харбора не будет!», Али обнаружил, что Иноки смертельно серьёзен.
Мухаммед Али демонстрировал свою силу на пресс-конференции в отеле Keio Plaza, предшествовавшей объявленнию поединка. | KYODO
«Когда Али приземлился в Ханэде, я общался с ним, сопровождая его», - рассказал The Japan Times Кен Урушибара, который выступал переводчиком. «Одним из вопросов, которые он задал мне, был: «Когда репетиции?», на что я спросил: «Какие репетиции?». «Он сказал: «Ну, должны быть репетиции». Он определённо имел в виду и ожидал, что это будет показательный бой. На это я ответил: «Это не выставка. Это очень серьёзный бой». Я не знаю, кто убедил Али, что бой будет выставочным, но полагаю, что это был кто-то, незнакомый с намерениями Антонио Иноки».
Иноки, являвшийся очень популярной личностью в Японии, не согласился бы ни на что иное, помимо настоящего соревнования. И Али, понявший, что ему предстоит столкнуться с незнакомым и опасным противником в схватке в формате смешанных единоборств, решил, что необходимо подстраховаться.
«Я общался о профессиональными рестлерами готовя статьи и эти ребята убеждали меня, что боксёр никогда не смог бы выиграть в поединке рестлер против боксёра», - рассказывает автор Роберт Уайтинг, который смотрел бой Али-Иноки по телевизору в своей квартире в Токио. «Потому что борец имеет больше возможностей. Он может обхватить чоперника, пинать его и всё такое. Думаю, Али понял всё это. Он не подумал об этом заранее. Всё могло закончится полным фиаско».
Стороны организовали серию встреч в отеле Keio Plaza, чтобы выработать правила боя. В результате появился список ограничений (в основном для Иноки), которые и помогли превратить бой в посмешище. Иноки не разрешалось бросать Али, хватать его или бороться с ним, и любые удары ногами, которые он наносил в направлении боксёра, должны были выполняться, когда одно его колено лежало на ковре. Лагерь Али также настоял на том, чтобы правила поединка не разглашались до поры до времени.
Мухаммед Али и Антонио Иноки позируют на пресс-конференции в Клубе иностранных корреспондентов в Токио перед боем| KYODO
«Правила были чрезвычайно строгими», - вспоминает Урушибара. «Обе стороны пытались прописать свои правила, чтобы защитить себя от поражения и получить преимущества».
Впоследствии появлялась информация, что люди из команды Али угрожали Иноки, но перед камерами бойцы не демонстрировали напряжённости. Али быстро настроился на одну волну с местной аудиторией, пикируясь с Иноки, когда они комментировали поединок в ходе пресс-конференции и взвешивания в Клубе иностранных корреспондентов Японии.
Али дразнился, называя Иноки «Пеликаном» из-за его выдающейся челюсти, в то время как Иноки сказал своему противнику, что его имя означает на японском языке «муравей» и что он намерен раздавить его. Иноки также подарил Али костыль, который тот мог бы использовать для восстановления после боя.
«Несомненно, это было крайне интересное мероприятие для прессы», - рассказал писатель Карел Ван Волферен, в то время корреспондент голландской газеты NRC Handelsblad по Восточной Азии. «Взвешивание проходило в библиотеке клуба. Али показал вес в 100 кг. Пострянно шутя, он жестом показал, чтобы я тоже встал на весы, и когда весы показали 95 кг, он нахмурился и сказал: «Это невозможно с таким стройным телом!». И потребовал от меня взвеситься повторно.
«Клоунада» - часто используемое описание публичных выступлений Али. Но то, что он делал в FCCJ, было гораздо большим. Он дирижировал публикой».
Когда настал день поединка, атмосфера была предельно накалена. Бой транслировался на 37 стран, Budokan вместимостью 14 500 человек был распродан полностью, несмотря на то, что билеты в рингсайде стоили 300 000 йен за место.
«Перед поединком атмосфера на арене была наэлектризована», - вспоминает известный спортивный журналист Сёдзи Цуэ, освещавший тот бой. «Людям было интересно, на что будет похож матч и как они будут драться друг с другом».
Но вскоре после того как прозвенел звонок стало ясно, что люди уйдут домой разочарованными. Ограниченный строгими рамками правил, Иноки провёл практически все 15 раундов боя на спине, нанося удары ногами по ногам Али, в то время как американец танцевал вокруг, криками призывая его подняться.
Мухаммед Али и Антонио Иноки в ходе их поединка. | AP
«Я не мог поверить глазам, насколько всё было плохо», - рассказывает Уайтинг. «Иноки проводил раунд за раундом на спине, а Али нанёс лишь шесть ударов за весь бой. Это подобно тому, как нанести один удар за три раунда. Это было безумием».
Пинки Иноки периодически задевали ноги Али и в конечном итоге открыли рассечение. В восьмом раунде тренер Али, Анджело Данди, потребовал, чтобы борец заклеил свои ботинки липкой лентой, указав, что тот посёк ими ноги Али.
«На следующее утро мне потребовалось посетить номер господина Али», - вспоминает Урушибара. «Али показал мне заднюю часть своего бедра со словами: «Посмотри как изменился цвет кожи от ударов, которые я пропустил». По возвращении в Соединенные Штаты Али был госпитализирован всвязи с тромбами, которые образовались в результате ударов по ногам. Я считаю, это веским доказательством того, что удары были довольно серьёзными».
Повреждения ставшие результатом ударами ног Иноки, вызовут у Али такие проблемы со здоровьем, что в какой-то момент даже высказалось предположение, что его ногу, возможно, придется ампутировать.
Но зрители в Будокане, которых не посвятили в правила поединка, была далеко не впечатлены. Когда после 15 напряжённых раундов бездействия рефери объявил результатом поединка ничью, в зале раздались насмешки, а к рингу полетел град мусора.
«С самого начала поединка Иноки лежал на спине, а Али ходил вокруг него», - сказал Цуэ. «Это оставалось неизменным на протяжении всех 15 раундов. Можно было назвать это фарсом. Не думаю, что был хоть один человек, посчитавший произошедшее увлекательным. Фанаты сочли то, что увидели скучным и освистали. Билеты были очень дорогими, поэтому люди были крайне недовольны тем, что бой закончился таким образом».
Промоутер поединка Боб Арум позже назвал этот матч низшей точкой в своей карьере, а Али выглядел сконфуженным, пока вновь не вернулся на ринг.
Но бой оставил и положительное наследие. Между Али и Иноки сформировалась прочная дружба.
«Антонио Иноки и миссис Иноки были приглашены на свадьбу Али в следующем году, и я сопровождал их», - сказал Урушибара. «Они стали хорошими друзьями и тепло приветствовали друг друга при каждой из нескольких своих встреч. Али также присутствовал на прощальном поединке Иноки.
Бой вывел Иноки на мировую арену. Он стал известен в США, известен засчёт того, что все считали фарсом, но факт остаётся фактом: для Антонио Иноки происшедшее стало отличной ступенькой на пути к поистине всемирной известности».
В конце концов, этот бой стал не более чем незначительной сноской в карьере Али, своеобразным эпизодом в жизни, полной эпохальных моментов, но для тех, кто смотрел бой в Японии, он останется в памяти навсегда - к лучшему или к худшему.
«Итогом была объявлена ничья, - сказал Майк Тарп, в то время являвшийся главой токийского бюро Wall Street Journal. «Это был фарс. Но миллионы японцев смогли увидеть чемпиона мира на своей земле».